Цель – научить студентов руководить тренингами с позиций выбранной роли.
Волшебное слово.
«Одним из основных коммуникативных умений, которыми должен владеть общительный человек, является умение говорить «волшебные слова». В самом начале разговора нужно расположить собеседника к себе, сказать несколько слов, которые помогли бы вам установить более теплые и приятные отношения. Мы уже научились говорить комплименты, подчеркивая основные достоинства собеседника.
Сегодня мы вспомним некоторые «волшебные слова и выражения»: «пожалуйста», «спасибо», «будьте любезны», «благодарю вас», «из-нимите меня» и т. п. Какие еще «волшебные слова» вы знаете? Прошу высказываться. При ним желательно обосновать, в каком случае и то или иное слово будет уместным и даст нужный эффект. А теперь в ходе взаимных приветствий и контактов постарайтесь употребить их, каждый раз сознательно отмечая свои ощущения и реакцию партнера.
Свободно передвигаясь по комнате, вы должны приветствовать друг друга, используя «волшебные слова», которые вспомнили во время общего обсуждения. Время на привет,-i гния - 4 минуты. Желательно подойти к возможно большему числу участников».
Рекомендации ведущему. Участников необходимо настроить на серьезную работу, так как многим кажется, что это слишком простое задание. Поэтому при проведений этюда целесообразно периодически останавливать работу для фиксации впечатлений и новой установки. В дальнейшем следует постоянно обращать внимание участников на необходимость использования «волшебных слов» в процессе общения.
Предложить студентам провести тренинги с позиций различных ролей ведущего группы. Показать различные стили руководства.
1) технического эксперта. Исполнение этой роли предусматривает подробные комментарии ведущих процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также его рассуждения и содержательное информирование, помогающие группе и ее участникам двигаться в направлении целей, стоящих перед тренингом;
2) эталонного участника, В этом случае тренер, ведущий группу, добивается двух основных целей: демонстрации желательного и целесообразного образца поведения и усиления динамики социального научения через достижение группой независимости и сплоченности,
С. Кратохвил считает, что можно выделить пять основных ролей ведущего группы:
1) активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
2) аналитик (чаще всего - психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральной позицией);
3) комментатор (дающий толкование процессов, происходящих в группе, поведения участников и т. д.);
4) посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
5) член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).
Подведение итогов.
Обсуждаются достижения участников в процессе тренинга, возникающие трудности и выясняются их причины. Выслушиваются пожелания участников.
Тема 8 (12 часов). Система упражнений, направленных на овладение основами профессионально-педагогического общения.
Цель закрепить навыки профессионально-педагогического общения.
Предложить студентам проиграть следующие упражнения и решить педагогические ситуации:
1. Войдите в воображаемый класс, откройте воображаемое окно, напишите на доске число, пройдите по классу, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол; откройте книгу или классный журнал; прикройте дверь; выйдите из класса. Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т. п. Постарайтесь найти наиболее подходящий вам ритм в процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т. п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей педагогической деятельности.
Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за стол, откройте книгу; неожиданный стук в дверь - реагируйте и действуйте; вы пишете у доски, неожиданно открылось окно - действуйте и т. п.
2. Согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение (в соседние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука); постарайтесь убрать излишнее напряжение - держите палец напряженным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным, освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным.
Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите всю мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а затем зажмите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем напрягите ее (счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произвольно, а затем на счет). Напрягите левую ногу - проверьте, не напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.
Упражнения на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный счет.
Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить; по команде «раз» - зажим, по команде «два» - расслабление; освободить все тело и зажать только одну группу мышц; сменить зажатую группу (ноги, шея, голова, пальцы — все по очереди).
Упражнения можно выполнить в процессе ходьбы.
Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение); пройдите по классу, сядьте за стол (проверьте и снимите излишнее напряжение), пишите за столом (снимается излишнее напряжение); пишите на доске, укрепите плакаты (снимите излишнее напряжение).
3. Войдите в воображаемый класс и поздоровайтесь с учениками; войдите в класс и привлеките к себе внимание без речевого общения - средствами мимики, пантомимики, зрения. Обратитесь к ученику с просьбой, требованием, предупреждением, похвалой, приказом, пожеланием и т. п. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику, мимико-пантомимическое интонирования, правильное положение тела (по-прежнему необходимо следить за мышечной свободой и снимать излишнее мышечное напряжение).
4. Вы ведете с кем-то разговор. Ваш собеседник держит нить разговора в своих руках (является в данный момент лидером контакта), вы сейчас пассивный участник разговора - поддакиваете, подаете реплики и т. д. Постарайтесь перехватить инициативу, взять в свои руки лидерство. (Это удается не сразу; очень вероятно, что собеседник будет стремиться удержать лидерство за собой).
5. Вы готовились к объяснению нового материала: в течение трех минут подумайте, с чего бы вы могли начать урок; начинайте объяснять урок с тем же выражением и эмоциональностью, как будто вы объясняете его классу.
6. Даются различные фразы и ставится задача произнести их с различными оттенками в зависимости от педагогической ситуации (фразы типа «кто дежурный?», «идите сюда», «выполнили ли задание?», «прошу внимания», «да», «будьте добры» и т. п.).
7. Вы входите в класс, в котором у вас вчера был конфликт. Найдите правильную систему общения.
8. Войдите в класс и мимическими и пантомимическими средствами постарайтесь установить эмоциональный контакт с ребятами. Непосредственно перед уроком проведите коммуникативную настройку: вспомните класс, свою систему общения с ним, особенности взаимоотношений с отдельными учащимися. Если чувство коммуникативной настроенности и готовности не появляется, повторите настройку, углубляя свои ощущения о предстоящем общении с классом. Если настройка проведена, входите в класс и начинайте действовать.
9. Ведущий выдвигает педагогическую задачу урока, а участники поочередно предлагают методические, а затем и коммуникативные средства ее решения. К составленному конспекту урока предлагается составить коммуникативный план урока с указанием особенностей общения с классом в целом и с отдельными учащимися. Техника и логика речи, ее выразительность и эмоциональность.
10.Сначала текст читает ведущий, а участники рассказывают об особенностях собственного видения информации. Потом упражнения усложняются: каждому дается отрывок текста и ставится задача прочесть его, вызывая у себя внутренние видения. После выполнения упражнение обсуждается. Можно составить конспект урока (изложение нового материала) и разработать к нему систему образных видений.
В эту же группу входит упражнения на подтекст сообщаемого. Сначала они проводятся на материале художественных произведений (проза, поэзия), где участники выявляют подтекст; затем упражнения усложняются, дается задание составлять подтекст к повседневной речи педагога. Сначала предлагается определить подтекст фразы, произносимой ведущим. Участники определяют содержание подтекста и коллективно его обсуждают; затем сами проговаривают фразы педагогического обихода с определенной подтекстовой нагрузкой. Эти упражнения проводятся в двух планах: сначала участники объявляют значение подтекста, а затем произносят фразу, а присутствующим предлагается определить соответствие подтекста. Потом вначале произносится фраза, а всем предлагается определить ее подтекстовую нагрузку. Другой вариант упражнения: участники делятся на пары и дают друг другу упражнения на подтекст, а затем проверяют друг друга.
11. Участники делятся на пары, в которых один - учитель, другой - ученик. Ведущий дает им темы для диалога на пять минут, затем они меняются ролями. Усложненный вариант - ведущий дает вводное задание, рассчитанное на неподготовленное коммуникативное воздействие учителя.
12. Даются задания на воспроизведение определенного жеста в конкретной ситуации, а затем - установка на расшифровку жеста. Объясните жест, нужен ли он при такой ситуации и т. п. Все делятся на пары, один ставит другому жесты, затем жест расшифровывается и участники меняются ролями.
13. Проанализируйте логику решения целей урока, какие приемы общения использует учитель и насколько они адекватны методике преподавания и методической структуре воздействия в целом.
Сравните план урока и процесс его непосредственного развития, найдите отклонения, определите, насколько соответствует запланированным методам система общения на уроке. Попытайтесь определить стиль общения педагога с классом и степень управления им педагогическим общением.
Попытайтесь определить настроение учителя на уроке и его возможности в управлении своим самочувствием.
Попытайтесь определить элементы целесообразного педагогического переживания в общении на уроке.
Эти наблюдения проводятся непосредственно в школе, но можно использовать и специально отснятые кинофрагменты. В этот же раздел мы включили занятия по развитию навыков педагогической наблюдательности, педагогического зрения и внимания при наблюдении. Можно проводить все эти упражнения в одном и том же классе, так как лучшее знание учащихся поможет понять целенаправленность действий учителя, способствует устранению шаблона в педагогической деятельности. Полезно посещать уроки разных учителей. Это дает возможность выявить особенности «педагогического почерка» учителя, его творческую педагогическую индивидуальность.
14. Проиграйте этюды
- сделайте замечание ученику;
- поговорите с учеником, не выполнившим домашнее задание?
- сделайте короткое внушение нарушителю дисциплины;
- прокомментируйте какую-либо отметку.
Эти упражнения развивают навыки неподготовленной коммуникации, формируют привычные педагогические действия, ощущение эмоционального благополучия в процессе педагогического общения.
- вызовите ученика спокойно (весело, жизнерадостно, равнодушно, доброжелательно, юмором, с иронией и т. п.)
- войдите в класс и поговорите с тремя учениками с разными эмоциональными нагрузками.
Подведение итогов.
Обсуждаются достижения участников в процессе тренинга, возникающие трудности и выясняются их причины. Выслушиваются пожелания участников.