Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________
О.С. Скороход
Приказ № 251
от 01.09.2017
Рабочая программа
«Русский язык»
Класс
(УМК А. И. Власенкова)
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
____________Еремеева М.В.
29.08.2017
РАССМОТРЕНО на заседании МО
29.08.2017
Руководитель МО
____________Михайлова Н.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования, программы Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы. /А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, Н.А. Николина. -М.: Просвещение, 2013.
При реализации программы профильного образования используется следующий учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.10-11 классы (2243).
Цель программы: углубление и расширение знаний в области лингвистики, совершенствование языковых и коммуникативных умений, востребованных в процессе получения филологического, гуманитарного образования в вузе по избранной специальности.
Задачи:
расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение языка к ценностям национальной и мировой культуры; формирование представлений о лингвистике как о части речи общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
расширение лингвистического кругозора; углубление знаний о лингвистике как о науке, языке как многофункциональной развивающей системе; стилистических ресурсов каждого уровня языка, языковой нормы, ее функциях и вариантах; функционально – стилистической системе русского языка, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения; формирование представления о речевой деятельности, ее основных видах и особенностях организации; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма;
|
совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней, языковых явлений и фактов; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение орфографической и пунктуационной грамотности; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функционально – стилевой и жанровой принадлежности, опыта оценивания изобразительно – выразительных возможностей художественного текста и проведения его лингвистического анализа;
приобретение опыта анализа текста; овладение разными приемами редактирования текстов, разными методами поиска, анализа и обработки научной информации;
существенное расширение используемых языковых и речевых средств;
приобретение опыта исследовательской деятельности, проведения лингвистического эксперимента;
развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений; осознание роли русского языка в получении профильного высшего образования.
В ходе реализации программы возможно использование следующих педагогических методик и технологий: технология проблемного обучения, проектная технология.
Формы и методы контроля: соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы типа контрольных работ, анализ стихотворного текста, лингвистический анализ текста; сочинения различных жанров, тесты, словарные и текстовые диктанты, тестовые работы, изложения.
|
Фонды оценочных средств: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Методические рекомендации. Русский язык. 10-11 классы – М.: Просвещение, 2011.
Количество часов на учебный год: 105 часов
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результатами освоения выпускниками средней школы программы профильного уровня по русскому языку являются:
I.
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию, к получению высшего филологического образования от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о лингвистике как части общечеловеческой культуры, взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
3) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
4) существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
II.
1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
|
- разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
- умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (прежде всего на уроках по предметам гуманитарного профиля);
3) готовность к получению профильного высшего образования, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
III
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) освоение основных сведений о лингвистике как науке, о роли старославянского языка в развитии русского языка, о формах существования русского национального языка; освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения, литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка, основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
4) понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания;
5) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
- осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
- способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
- владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
говорение и письмо:
- создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
- применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
- соблюдение норм речевого поведения в социально - культурной, официально - деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
- осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение в науку о языке
1. Русский язык как объект научного изучения. Лингвистика как наука о языке. Место лингвистики в кругу научных филологических дисциплин. Язык — важнейшее средство человеческого общения, формирования и передачи мысли. Основные функции
языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. Языки естественные и искусственные. Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка.
2. Осознание лингвистики как науки, ее места в кругу научных филологических дисциплин. Понимание основных функций языка. Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.