1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Языковая норма, ее основные признаки и функции. Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.
Нормативные словари современного русского языка и справочники.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
2. Применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.
Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.
Соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач, владеть разными способами редактирования текстов.
Использование нормативных словарей русского языка и справочников.
Раздел 5. Речь. Речевое общение.
1. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка.
Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного) и создания собственного высказывания в устной, и письменной форме.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Совершенствование основных видов речевой деятельности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы. Владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения.
Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
1.Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; Объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других.)
Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | В том числе: | ||
Рр | К/р | Пр/р | |||
Повторение и углубление изученного в основной школе. Языковая система. | |||||
Текст и его строение. Основные виды переработки текста. | |||||
Повторение изученного в 10 классе | |||||
Всего часов |
Примерное календарное планирование
Тема | Дата проведения | Примечания | ||
план | факт | |||
1. | Язык как система. Понятие о системе и структуре языка. | 3.09 | ||
2. | Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка | 4.09 | ||
3. | Взаимосвязь единиц и уровней языка | 5.09 | ||
Системные отношения между языковыми единицами | 10.09 | |||
Синонимия в системе языка | 11.09 | |||
6. | Принципы русской орфографии. | 12.09 | ||
7. | Сочинение-рассуждение о русском языке | 17.09 | ||
8. | Фонетический (фонологический) уровень языка. | 18.09 | ||
9. | Классификация фонетических единиц русского языка. | 19.09 | ||
Звук речи и фонема. | 24.09 | |||
11. | Интонационные особенности русской речи | 25.09 | ||
12. | Изобразительные средства фонетики русского языка. | 26.09 | ||
13. | Контрольная работа. | 1.10 | ||
14. | Контрольная работа. | 2.10 | ||
15. | Лексический уровень языка. Системные отношения в лексике русского языка. | 3.10 | ||
16. | Классификация лексических единиц русского. | 8.10 | ||
17. | Классификация лексических единиц русского. | 9.10 | ||
18. | Общее представление о семантическом поле. | 10.10 | ||
19. | Виды фразеологизмов в русском языке. | 15.10 | ||
20. | Исторические изменения в словарном составе языка. | 16.10 | ||
21. | Исторические изменения в словарном составе языка. | 17.10 | ||
22. | Лексические средства выразительности речи. | 22.10 | ||
23. | Лексические средства выразительности речи. | 23.10 | ||
Практическая работа (лексические средства выразительности речи) | 24.10 | |||
Практическая работа (лексические средства выразительности речи) | 6.11 | |||
Морфемный уровень языка. Морфема и ее виды. | 7.11 | |||
Состав слова, его современная структура. | 12.11 | |||
Система современного русского словообразования | 13.11 | |||
Словообразовательные средства выразительности речи. | 14.11 | |||
Контрольная работа. | 19.11 | |||
Контрольная работа. | 20.11 | |||
Морфологический уровень языка. | 21.11 | |||
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. | 26.11 | |||
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. | 27.11 | |||
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы | 28.11 | |||
Проблема классификации частей речи в русистике. | 3.12 | |||
Проблема классификации частей речи в русистике. | 4.12 | |||
Слова, находящиеся вне системы частей речи | 5.12 | |||
Грамматическая омонимия | 10.12 | |||
Грамматическая омонимия | 11.12 | |||
Общие тенденции развития морфологической системы русского языка | 12.12 | |||
Общие тенденции развития морфологической системы русского языка | 17.12 | |||
Переходные явления в области частей речи | 18.12 | |||
Морфологические средства выразительности русской речи. | 19.12 | |||
Изложение с творческим заданием. | 24.12 | |||
Изложение с творческим заданием. | 25.12 | |||
Синтаксический уровень языка. | 26.12 | |||
Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка. | 9.01 | |||
Классификация синтаксических единиц русского языка. | 14.01 | |||
Классификация синтаксических единиц русского языка. | 15.01 | |||
Синтаксические связи, их типы и средства выразительности | 16.01 | |||
Синтаксические связи, их типы и средства выразительности | 21.01 | |||
Синтаксические связи, их типы и средства выразительности | 22.01 | |||
Синтаксические связи, их типы и средства выразительности | 23.01 | |||
Синтаксические связи, их типы и средства выразительности | 28.01 | |||
Синтаксические связи, их типы и средства выразительности | 29.01 | |||
Синтаксические связи, их типы и средства выразительности | 30.01 | |||
Синонимия синтаксических конструкций. | 4.02 | |||
Синонимия синтаксических конструкций. | 5.02 | |||
Синонимия синтаксических конструкций. | 6.02 | |||
Изобразительные средства синтаксиса. | 11.02 | |||
Изобразительные средства синтаксиса. | 12.02 | |||
Комплексная контрольная работа. | 13.02 | |||
Комплексная контрольная работа. | 18.02 | |||
Диктант с грамматическим заданием. | 19.02 | |||
Текст. Признаки текста. | 20.02 | |||
Текст. Признаки текста. | 25.02 | |||
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. | 26.02 | |||
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. | 27.02 | |||
Типы речи. Повествование. | 4.03 | |||
Типы речи. Описание. | 5.03 | |||
Типы речи. Рассуждение | 6.03 | |||
Сокращение текста | 11.03 | |||
План | 12.03 | |||
Тезисы | 13.03 | |||
Выписки | 18.03 | |||
Конспект, тематический конспект. | 19.03 | |||
Реферат | 20.03 | |||
Аннотация | 1.04 | |||
Оценка текста | 2.04 | |||
Рецензия | 3.04 | |||
Практическая работа по редактированию собственного текста | 8.04 | |||
Практическая работа по редактированию собственного текста | 9.04 | |||
Подготовка доклада на предложенную тему | 10.04 | |||
Подготовка презентации к докладу в электронном виде | 15.04 | |||
Язык как система. Принципы русской орфографии | 16.04 | |||
Фонетический (фонологический) уровень языка. | 17.04 | |||
Изобразительные средства фонетики русского языка | 22.04 | |||
Лексический уровень языка. Исторические изменения в словарном составе языка | 23.04 | |||
Лексические средства выразительности речи. Виды фразеологизмов в русском языке | 24.04 | |||
Морфемный уровень языка. Словообразовательные средства выразительности речи | 29.04 | |||
Морфологический уровень языка. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы | 30.04 | |||
Морфологические средства выразительности русской речи | 6.05 | |||
Синтаксический уровень языка. Синтаксические связи, их типы и средства выразительности | 7.05 | |||
Синонимия синтаксических конструкций | 8.05 | |||
Изобразительные средства синтаксиса | 13.05 | |||
Изобразительные средства синтаксиса | 14.05 | |||
Текст. Основные виды переработки текста | 15.05 | |||
Текст. Основные виды переработки текста | 20.05 | |||
Редактирование собственного текста | 21.05 | |||
Редактирование собственного текста | 22.05 | |||
Редактирование собственного текста | 27.05 | |||
Редактирование собственного текста | 28.05 | |||
Итоговая контрольная работа | 29.05 | |||
Итоговая контрольная работа |