Раздел 4. Культура речи.




1. Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи. Причины комму­никативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Варианты норм. Основные виды языковых норм: орфо­эпические (произносительные и акцентологические), ле­ксические, грамматические (морфологические и синтак­сические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы.

Нормативные словари современного русского языка и справочники.

Уместность использования языковых средств в рече­вом высказывании.

2. Применение в практике речевого общения орфоэпи­ческих, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; ис­пользование в собственной речевой практике синоними­ческих ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями рече­вого общения.

Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия литературным нормам.

Соблюдение норм речевого поведения в социально-­культурной, официально-деловой и учебно-научной сфе­рах общения, в том числе при обсуждении дискуссион­ных проблем, на защите реферата, проектной работы.

Способность осуществлять речевой самоконтроль, ана­лизировать речь с точки зрения ее эффективности в до­стижении поставленных коммуникативных задач, вла­деть разными способами редактирования текстов.

Использование нормативных словарей русского языка и справочников.

Раздел 5. Речь. Речевое общение.

1. Речевое общение как форма взаимодействия лю­дей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесенность с функциональными разновидностями языка.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные (ауди­рование, чтение), их особенности.

Особенности восприятия чужого высказывания (устно­го и письменного) и создания собственного высказывания в устной, и письменной форме.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обе­спечивающими успешность общения в различных жиз­ненных ситуациях. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.

Совершенствование основных видов речевой деятель­ности. Адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, дополнительной, явной и скрытой информации. Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в зависимости от коммуни­кативной установки. Способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе пред­ставленных в электронном виде на различных информа­ционных носителях, официально-деловых текстов, спра­вочной литературы. Владение умениями информацион­ной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жан­ров в учебно-научной, соци­ально-культурной и деловой сферах общения.

Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диа­лога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями; сочетание разных видов диалога.

 

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

1.Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; Объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других.)

Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

 

 

Тематическое планирование

Тема Количество часов В том числе:
Рр К/р Пр/р
  Повторение и углубление изученного в основной школе. Языковая система.        
  Текст и его строение. Основные виды переработки текста.        
  Повторение изученного в 10 классе        
  Всего часов        

 


Примерное календарное планирование

  Тема Дата проведения Примечания
  план факт  
1. Язык как система. Понятие о системе и структуре языка. 3.09    
2. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка 4.09    
3. Взаимосвязь единиц и уровней языка 5.09    
  Системные отношения между языковыми единицами 10.09    
  Синонимия в системе языка 11.09    
6. Принципы русской орфографии. 12.09    
7. Сочинение-рассуждение о русском языке 17.09    
8. Фонетический (фонологический) уровень языка. 18.09    
9. Классификация фонетических единиц русского языка. 19.09    
  Звук речи и фонема. 24.09    
11. Интонационные особенности русской речи 25.09    
12. Изобразительные средства фонетики русского языка. 26.09    
13. Контрольная работа. 1.10    
14. Контрольная работа. 2.10    
15. Лексический уровень языка. Системные отношения в лексике русского языка. 3.10    
16. Классификация лексических единиц русского. 8.10    
17. Классификация лексических единиц русского. 9.10    
18. Общее представление о семантическом поле. 10.10    
19. Виды фразеологизмов в русском языке. 15.10    
20. Исторические изменения в словарном составе языка. 16.10    
21. Исторические изменения в словарном составе языка. 17.10    
22. Лексические средства выразительности речи. 22.10    
23. Лексические средства выразительности речи. 23.10    
  Практическая работа (лексические средства выразительности речи) 24.10    
  Практическая работа (лексические средства выразительности речи) 6.11    
  Морфемный уровень языка. Морфема и ее виды. 7.11    
  Состав слова, его современная структура. 12.11    
  Система современного русского словообразования 13.11    
  Словообразовательные средства выразительности речи. 14.11    
  Контрольная работа. 19.11    
  Контрольная работа. 20.11    
  Морфологический уровень языка. 21.11    
  Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. 26.11    
  Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. 27.11    
  Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы 28.11    
  Проблема классификации частей речи в русистике. 3.12    
  Проблема классификации частей речи в русистике. 4.12    
  Слова, находящиеся вне системы частей речи 5.12    
  Грамматическая омонимия 10.12    
  Грамматическая омонимия 11.12    
  Общие тенденции развития морфологической системы русского языка 12.12    
  Общие тенденции развития морфологической системы русского языка 17.12    
  Переходные явления в области частей речи 18.12    
  Морфологические средства выразительности русской речи. 19.12    
  Изложение с творческим заданием. 24.12    
  Изложение с творческим заданием. 25.12    
  Синтаксический уровень языка. 26.12    
  Синтаксический уровень языка. Классификация синтаксических единиц русского языка. 9.01    
  Классификация синтаксических единиц русского языка. 14.01    
  Классификация синтаксических единиц русского языка. 15.01    
  Синтаксические связи, их типы и средства выразительности 16.01    
  Синтаксические связи, их типы и средства выразительности 21.01    
  Синтаксические связи, их типы и средства выразительности 22.01    
  Синтаксические связи, их типы и средства выразительности 23.01    
  Синтаксические связи, их типы и средства выразительности 28.01    
  Синтаксические связи, их типы и средства выразительности 29.01    
  Синтаксические связи, их типы и средства выразительности 30.01    
  Синонимия синтаксических конструкций. 4.02    
  Синонимия синтаксических конструкций. 5.02    
  Синонимия синтаксических конструкций. 6.02    
  Изобразительные средства синтаксиса. 11.02    
  Изобразительные средства синтаксиса. 12.02    
  Комплексная контрольная работа. 13.02    
  Комплексная контрольная работа. 18.02    
  Диктант с грамматическим заданием. 19.02    
  Текст. Признаки текста. 20.02    
  Текст. Признаки текста. 25.02    
  Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. 26.02    
  Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. 27.02    
  Типы речи. Повествование. 4.03    
  Типы речи. Описание. 5.03    
  Типы речи. Рассуждение 6.03    
  Сокращение текста 11.03    
  План 12.03    
  Тезисы 13.03    
  Выписки 18.03    
  Конспект, тематический конспект. 19.03    
  Реферат 20.03    
  Аннотация 1.04    
  Оценка текста 2.04    
  Рецензия 3.04    
  Практическая работа по редактированию собственного текста 8.04    
  Практическая работа по редактированию собственного текста 9.04    
  Подготовка доклада на предложенную тему 10.04    
  Подготовка презентации к докладу в электронном виде 15.04    
  Язык как система. Принципы русской орфографии 16.04    
  Фонетический (фонологический) уровень языка. 17.04    
  Изобразительные средства фонетики русского языка 22.04    
  Лексический уровень языка. Исторические изменения в словарном составе языка 23.04    
  Лексические средства выразительности речи. Виды фразеологизмов в русском языке 24.04    
  Морфемный уровень языка. Словообразовательные средства выразительности речи 29.04    
  Морфологический уровень языка. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы 30.04    
  Морфологические средства выразительности русской речи 6.05    
  Синтаксический уровень языка. Синтаксические связи, их типы и средства выразительности 7.05    
  Синонимия синтаксических конструкций 8.05    
  Изобразительные средства синтаксиса 13.05    
  Изобразительные средства синтаксиса 14.05    
  Текст. Основные виды переработки текста 15.05    
  Текст. Основные виды переработки текста 20.05    
  Редактирование собственного текста 21.05    
  Редактирование собственного текста 22.05    
  Редактирование собственного текста 27.05    
  Редактирование собственного текста 28.05    
  Итоговая контрольная работа 29.05    
  Итоговая контрольная работа      


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: