Общие методические рекомендации ко всем разделам курса




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

 

Юридический институт

 

Кафедра Теория и история государства и права

 

 

Третьякова О.Д.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ ВлГУ

ПО ПРЕДМЕТУ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(Новейшее время)

 

 

направление 40.03.01 – юриспруденция

 

 

Владимир – 2016 г.

 

Введение

Неотъемлемой частью педагогического процесса в высших учебных заведениях системы юридического образования является самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа студентов отражает процессуальную, методическую сторону учебной деятельности студентов. Важно, чтобы каждый студент осознал, что без упорного самостоятельно труда нельзя овладеть профессией и кто не научился самостоятельно добывать знания, тот не способен заниматься самообразованием.

Способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, усвоение на ее основе профессиональных знаний, умение творчески использовать их в различных ситуациях – это воспитуемое качество личности. Оно формируется на протяжении всей жизни человека и особенно интенсивно в период обучения.

Поэтому задача преподавателей заключается не только в том, чтобы дать студентам и слушателям необходимый объем знаний, но и в том, чтобы: привить обучающимся умения и навыки выбирать из огромной массы научной информации то ценное, что требуется им для будущей специальности; научить творчески мыслить и грамотно применять знания на практике; формировать у них постоянную потребность к самообразованию, т.е. стремление приобретать знания самостоятельно.

Предметы государственно-правового блока имеют общеправовой характер и имеют существенное значение для формирования основ правосознания юриста.

Дидактические цели самостоятельной подготовки студентов состоят в том, чтобы:

- научить их самостоятельно добывать знания из различных литературных источников, формировать умения и навыки, необходимые будущим юристам;

- развивать самостоятельность в планировании, организации и выполнении своей деятельности;

- формировать у обучаемых профессиональное юридическое мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий,

- вырабатывать навыки публичных выступлений и умения работать в группе.

 

Общие методические рекомендации ко всем разделам курса

История зарубежного государства и права как одна из фундаментальных гуманитарных наук лежит в основе всего юридического образования. Изучение истории зарубежного государства и права на первом курсе имеет важнейшее значение для подготовки юристов высшей квалификации. Как учебная дисциплина, обладающая широчайшей информативной базой, она способствует формированию у студентов историко-правового сознания.

Целями освоения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются:

- Формирование у студентов отчетливого и достаточно полного представления об основных путях становления и развития государственно-правовой организации общества, овладение учащимися определенным объемом конкретных знаний о том, в каких условиях и в каких формах это развитие происходило;

- Сочетание исторического и сравнительно-правового методов анализа в ходе преподавания курса позволяет не только проследить особенности формирования и эволюции национальных правовых систем, государственности у отдельных народов, но и выявить закономерности, динамику и направленность их развития в рамках общечеловеческой цивилизации и, в конечном итоге, понять происхождение современной государственно-правовой картины мира, весьма многообразной и противоречивой, что способствует расширению юридического и политического кругозора, повышению уровня правовой культуры;

- Специфика курса предопределяет включение в программу вопросов, связанных с изучением процессов взаимовлияния национальных государственно-правовых систем, особенно актуальных в настоящее время, когда в мире стремительно набирают силу разнообразные интеграционные процессы, в том числе в области государственно-правового развития. Изучение этого опыта как условие профессиональной подготовки современного юриста высокой квалификации невозможно без знания основ истории государства и права зарубежных стран

- Формирование умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности юриста. Таким образом, история зарубежного государства и права – своего рода мост между довузовскими хаотическими, обыденными взглядами на государство и право и новым, научным государство – и правопониманием.

Изучение учебного курса следует начинать с понятия предмета истории зарубежного государства и права. Его определения даны в учебной литературе. Изучая предмет курса, нужно обратить особое внимание на его специфические черты (хронологичность, конкретность и т.п.) и уметь отграничить его от предметов других юридических дисциплин (особенно теории государства и права). Следует помнить о том, что история зарубежного государства и права, прежде всего, юридическая (а не общеисторическая) дисциплина. Поэтому главное внимание в ней уделяется историческим особенностям развития государства и права за пределами нашей страны.

Историю зарубежного государства и права нужно отличать от всемирной истории. Последняя возникла как собрание фактов из государственно-правовой истории всех народов, но она не способна осмыслить ход ее развития в целом. Всемирная история – это событийная история. История зарубежного государства и права включает наряду с описанием конкретно-исторических событий и теорию и философию истории государства и права народов, у которых государственно-правовое развитие приобрело наиболее типичные черты, а также и тех, у которых можно видеть наиболее значительные отклонения от типичного.

Следовательно, история зарубежного государства и права изучает не только особенности проявления общих закономерностей развития государственно-правовых систем, принадлежащих цивилизациям прошлого и современности, но и сами общие закономерности. С этой точки зрения история зарубежного государства и права предстает не в качестве простой совокупности фактов и событий, а в качестве единого взаимосвязанного, закономерного процесса государственно-правового развития.

Наряду с предметом науки надо знать и ее методологию, которая не сводится к какому-либо одному методу, а представляет собой целую систему методов. Последняя наряду с всеобщими методами (диалектическим, например) включает общенаучные методы (исторический, логический, сравнительный и т.п.), а также частно-научные методы (текстологический, например). Нужно уметь охарактеризовать каждый из указанных способов познания.

Вопрос о периодизации курса, очевидно, является относительно новым для студентов. Об основном критерии – типе цивилизации – студент обязан знать из курса "Человек и общество. Основы современной цивилизации". Нужно применять этот критерий для характеристик основных эпох в историческом развитии государства и права, представленных типами государства и права, которые выделены на основе типов цивилизации. В соответствии с цивилизационным подходом можно говорить о восточном, античном, евразийском, средневековом европейском, индустриальном, постиндустриальном типах государства и права.

Поскольку в учебной юридической литературе фигурирует типология, основанная не на цивилизационном, а на формационном подходе, то у студентов могут возникнуть некоторые трудности с характеристикой отдельных типов государства и права, а также с периодизацией отдельных этапов (особенно в рамках государства и права древневосточных цивилизаций).

В процессе работы над курсом "История государства и права зарубежных стран" студентам предстоит изучить вопросы возникновения и развития государства и права с древнейших времен до наших дней, зарождения права у различных народов, как выраженной в законе воли верхушки общества, получить представление о возникновении, развитии и смене типов и форм государства и права, государственных органов и правовых институтов. Изучая и анализируя важнейшие исторические факты и события, необходимо выявлять закономерности и своеобразие развития государственно-правовых структур и институтов в различных зарубежных странах.

В работе над курсом можно пользоваться учебниками «История государства и права зарубежных стран» под ред. Н. А. Крашенинниковой, «Всеобщая история государства и права» В.Г. Графского и рядом других, указанных в программе курса[1].

Параллельно следует изучить памятники права, относящиеся к тому или иному периоду. Основные источники содержатся в «Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран»[2].

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: