Одним из источников углеводородов является природный газ. Это полезное ископаемое, которое является важнейшим видом топлива и сырьём для химической промышленности. Природный газ является самым дешёвым видом топлива, легко транспортируется по газопроводам, обладает высокой теплотворной способностью, а также является экологически чистым видом топлива, легко воспламеняется, при его нагревании отсутствует зола и шлак. Природный газ представляет собой смесь газообразных углеводородов с небольшой молекулярной массой. Основным компонентом природного газа является метан (75-99 % по объёму). Кроме метана, в состав природного газа входят этан, пропан, бутан и изобутан, а также азот и углекислый газ, гелий, сероводород.
Природный газ добывают из подземных месторождений, где он находится под большим давлением. При использовании природного газа в быту очень опасна его утечка, потому что при высоких концентрациях вызывает удушье. В смеси с воздухом он становится взрывоопасным.
Нефть также является природным источником углеводородов. Она представляет собой густую жидкость, похожую на масло. У нефти цвет от жёлтого до чёрного.
Основная часть нефти – это углеводороды, содержащие 5 и более атомов углерода, кроме этого здесь содержатся органические соединения, в состав которых входит кислород, сера и азот.
Первый этап переработки нефти, как вы помните, это перегонка. Вам уже известно, что существует определённая закономерность: чем больше относительная молекулярная масса углеводорода, тем выше его температура кипения. Поэтому нефть перегонкой разделяют на отдельные части, или фракции – смеси различных веществ, имеющих близкие температуры кипения. Фракции различаются составом и интервалом температур перегонки. Это такие фракции, как газы, петролейный эфир, бензин, керосин, дизельное топливо. Петролейный эфир применяется в качестве растворителя. Керосин используется как топливо для авиационных двигателей, газойль – топливо для дизельных двигателей (автомобили и тракторы).
|
Для более эффективного использования нефти производят переработку фракций нефти, которая заключается в расщеплении (крекинге) углеводородов с большей относительной молекулярной массой на углеводороды с низкой относительной молекулярной массой. Различают термический и каталитический крекинг.
При термическом крекинге (450-550 0C) образуется смесь углеводородов, имеющая небольшое октановое число.
Октановое число углеводорода с неразветвлённой цепью – гептана – принято за 0, а октановое число углеводорода с разветвлённой цепью – 2,2,4-триметилпентана (изооктана) – за 100. Чем выше октановое число (80, 92, 95 и 98), тем лучшими антидетонационными свойствами обладает бензин. Ранее для повышения октанового числа топлива применяли чрезвычайно ядовитый тетраэтилсвинец Pb(C2H5)4.
При каталитическом крекинге получают углеводороды разветвлённого строения с высоким октановым числом.
Ещё одним источником углеводородов является попутный нефтяной газ, который находится над нефтью и растворён в ней. При добыче нефти этот газ легко отделяется от неё. В состав попутного газа входят: метан (30,8 %), этан (7,5 %), пропан (21,5 %), бутан (20,4 %), пентан (19,8 %) и другие.
При использовании попутный нефтяной газ разделяют на фракции: сухой газ, который в основном состоит из метана и этана, его используют для получения ацетилена, водорода и в качестве топлива; пропан-бутановая фракция, которая состоит в основном из пропана и бутана, используется как высококалорийное топливо, газовый бензин, в состав которого входят углеводороды с числом атомов углерода выше 5, используется как добавка к бензинам.
|
Другим источником углеводородов является каменный уголь – это вид твёрдого топлива. Запасов каменного угля гораздо больше, чем нефти. В Росии находится почти половина всех мировых запасов угля. В состав каменного угля входят атомы углерода (80-90 %), водорода, кислорода, серы и азота и другие элементы.
Одним из способов получения углеводородов из каменного угля является его коксование. При этом осуществляется сухая перегонка, или пиролиз каменного угля при температуре 900-1200 0C. Основными продуктами коксования являются кокс, каменноугольная смола, сырой бензол, сульфат аммония, коксовый газ.
При коксовании из каменного угля получают кокс в коксовой печи. Этот кокс является восстановителем, поэтому его используют при выплавке чугуна. Кокс содержит 96-98 % углерода.
Коксовая печь представляет собой реактор периодического действия. Она состоит из камеры коксования, регенераторов для нагрева газа и воздуха, газосборника для отвода летучих продуктов коксования, обогревательного простенка, где находятся отопительные каналы. После отделения полученного кокса образовавшиеся летучие продукты подвергаются охлаждению. Каменноугольная смола конденсируется.
|
Несконденсированными остаются аммиак, бензол, водород, оксиды углерода и другие. Сначала отделяют аммиак, потом бензол. Оставшийся коксовый газ, или обратный коксовый газ используется в качестве топлива или как сырьё в химической промышленности.
Образовавшаяся каменноугольная смола содержит нафталин, антрацен, фенолы, крезолы, пиридин. Её подвергают переработке для получения индивидуальных веществ.
Ещё один способ переработки каменного угля – это его гидрирование. При этом органическая часть этого твёрдого топлива превращается в жидкие продукты (температура 400-560 0С, давление водорода 20-70 МПа). Таким образом, получается смесь углеводородов, которую используют в качестве моторного топлива.
Однако использование нефти и продуктов её переработки нередко приводит к загрязнению окружающей среды. Особенно опасно появление нефти и нефтепродуктов в реках, озёрах и морях, что может привести не только к гибели живых организмов, но и к попаданию нефтепродуктов в питьевую воду.
При сгорании бензина и других видов топлива образуются отработанные газы, которые содержат СО2, воду, СО, оксиды азота. Во многих странах для уменьшения их токсичности в автомобилях применяют катализаторы, содержащие платину, с помощью которых происходит каталитическое окисление несгоревших углеводородов, СО и оксидов азота до углекислого газа, азота и кислорода.
Другим побочным эффектом использования двигателей внутреннего сгорания является выделение большого количества СО2, чрезмерное употребление природного газа и нефтепродуктов для отопления и других нужд также приводит к выделению большого количества СО2. Этот оксид, вместе с метаном, галогеналканами, попадая в атмосферу, приводят к так называемому парниковому эффекту, то есть повышению температуры нашей планеты.