Внешнюю форму изображения информации называют представлением (конкретная форма сообщения).
Символьная форма. Основана на использовании символов – букв, цифр, знаков и т.п. Является наиболее простой, практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить свет уличного светофора.
Текстовая форма является более сложной. Здесь также как и в предыдущей форме используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетаниях, порядке следования. Например, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию.
Графическая форма является наиболее сложной и емкой. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки и т.п.
Свойства информации
Информация обладает рядом свойств, характерных для любой ее формы.
Свойства информации можно рассматривать в трех аспектах:
техническом – это точность, надежность, скорость передачи сигналов и т.д.;
семантическом – это передача смысла текста с помощью кодов;
прагматическом – это насколько эффективно информация влияет на поведение объекта.
Свойства характеризуют информацию по ценности, полезности, полноте, истинности и ясности.
Ценность информации может определяться различными факторами. Так, информация ценна, если актуальна, т.е. важна и существенна для данного времени. Ценной является информация, представленная вовремя и тому, кто в ней нуждается.
В определении практической ценности информации нет каких-либо точных количественных параметров. Да и определить их нелегко, поскольку ценность зависит от полезности информации для множества конкретных людей – ее получателей и пользователей. Ценность информации принять определять величиной тех потерь, которые эта информация предотвращает или величиной затрат на получение данной информации.
Информация полезна, если уменьшает неопределенность знаний о чем-либо, обеспечивает своевременность принятия конкретного решения или конкретного действия.
Целевая функция информации (ее прагматический аспект) характеризуется способностью влиять на процессы управления, на соответствующее целям управления поведение людей. В этом, по существу, и состоит полезность и ценность информации.
В определенных случаях ценность информации становится отрицательной, полезность сменяется вредностью, а сама информация становится дезинформацией. Ее источником служат субъективные факторы (мнения, взгляды, оценки), а также преднамеренные искажения информации с какой-либо целью. Если эта цель вызвана общественными интересами, то дезинформация может быть полезной (широко, например, используется дезинформация в военном деле. Чтобы ввести в заблуждение противника, применяются ложные сигналы, сообщения, обозначения и т.д.). В общем же дезинформация – это ложь, искажение фактов, нарушение принципа адекватности информации, объективного освещения явлений общественной жизни.
Полнота информации характеризуется избыточностью, достаточностью и недостаточностью.
Избыточной называется информация, которая либо дублирует уже имеющуюся полезную информацию, либо включает часть неиспользуемой информации. Применительно к системам обработки данных на ЭВМ избыточную информацию часто называют "информационными шумами".
Хотя избыточность в общем категория негативная, увеличивающая длину сообщений, в ряде случаев она необходима для повышения надежности передачи сообщений и их восприятия.
Приемы развернутого (избыточного) изложения материала используется, например, на лекциях с целью оптимизации восприятия аудиторией сущности сложных понятий.
Достаточной информацией считается минимальный необходимый объем информации, который позволяет выполнить, если не оптимально, то хотя бы рационально то или иное действие, ту или иную работу.
Недостаточной является информация, использованиекоторой не обеспечивает возможность решения той или иной задачи.
По истинности информация может быть достоверной (истинной), недостоверной (не истинной) или вероятностной. Достоверная информация объективно отражает положение дел. Недостоверная информация ложна в силу непреднамеренных или преднамеренных действий. В первом случае причинами искажения информации могут быть технические неполадки средств обработки данных, низкая квалификация работников и т.п. Свойство вероятности информации возникает при отсутствии методик для однозначного решения проблемы.
Ясность является важным свойством информации. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, непонятными символами, то она может оказаться бесполезной, так как воспользоваться ею человек не сможет. Наоборот, если даже сложная информация представлена ясно и понятно, то такая информация будет способствовать скорейшему ее уяснению и использованию.