Билет №1 Отклонение, модуляция. Знаки альтерации.
1. Отклонение – это временный уход в другую тональность в возвращением в основную (исходную).
2. Модуляция – это уход в другую тональность с ее закреплением.
Отклонение и модуляция могут быть в разные тональности, но наиболее близкие – это тональности 1 степени родства. Признаком М. или О. является хроматизм.
Знаки альтерации – это хроматическое изменение ступени лада.
Диез – повышение на полтона
Бемоль – понижение на полтона
Бекар – знак отмены
Дубль диез – повышение на тон
Дубль бемоль – понижение на тон.
Билет №2 Виды хроматизмов, хроматическая гамма (правила строения dur, moll).
Хроматизм – это сочетание полутоновых звуков.
Существует два вида хроматизмов:
Проходящий – образуется между двумя соседними ступенями (c-cis-d)
Вспомогательный -образуется между двумя одинаковыми ступенями(g-fis-g)
Хроматические ступени образовывают хроматическую гамму – нисходящее или восходящее движение по полутонам.
Правила строения мажорной хр.гаммы:
При движении вверх не изменяется III иVI ступени, остальные повышаются на полтона. При движении вниз не изменяются I и V ступени, остальные понижаются на полтона.
Правила строения минорной хр.гаммы:
При движении вверх и вниз не изменяются I и V ступени.
Билет № 3 Септаккорд. Д7 с обращениями
Септаккорд – это аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенных по терциям, крайние звуки его образуют септиму.
Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд
Как и любой аккорд, септаккорд имеет два характеристики:
Фоническую – окраска аккорда (состав)
Функциональную – что это за аккорд в тональности.
|
Например, доминантсептаккорд – по функциональности доминантовый, по составу – малый мажорный.
Д7 строится на 5 ступени, разрешается в тоническую терцию с утроенной тоникой (это обусловлено ладовыми разрешениями)
Д56 строится на VII и разрешается в Т35 с удвоенной тоникой (примой)
Д34 строится на II и разрешается в развернутое Т35
Д2 строится на IV и разрешается в Т6 с удвоенной тоникой (примой).
(привести пример в какой-нибудь тональности)
Билет №4. Аккорды: понятие аккорд, виды аккордов (по кол-ву звуков - трезвучие, септаккорд, нонаккорд, терцового, нетерцового строения).
Аккорд – это созвучие из трех и более звуков, чаще расположенных по терциям (или можно расположить по терциям в результате обращения). Это аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд, нонаккорд).
Существуют аккорды нетерцового строения (такие, как квартаккорд, квинтаккорд, кластер – аккорды 20 века).
Аккорды имеют свойство обращаться: у трезвучия два обращения секстаккорд и квартсекстаккорд, у септаккорда – три: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд.
У аккорда есть две характеристики:
Фоническая – окраска аккорда (состав – минорный, мажорный и др.)
Функциональная – что это за аккорд в тональности (T, S, D).
Например, Т35 – фонически может быть мажорным или минорным, или Д7 – малый мажорный по составу, по функции – доминантовый.
Билет №5. Квинтовый круг; энгармонизм.
Квинтовый круг – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по 5 вверх расположены диезные тональности, при движении вниз – бемольные. Мажорные тональности «стартуют» от до, минорные – от ля.
|
Эту систему называют «кругом», потому что последняя мажорная тональность His- dur энгармонически равно «До» - начальной точки отсчета.
Энгармонизм – это разные по написанию, но одинаковые по высоте звуки, например Cis-dur - Des-dur.
Билет №6. Лады народной музыки, пентатоника, переменный лад.
Лады народной музыки или диатонические лады – натуральные семиступенные лады. (Их можно расположить по белым клавишам).
Лады различают мажорного и минорного наклонения.
Мажорного наклонения:
Ионийский - соответствует натуральному мажору
Лидийский – IV высокая (по белым клавишам от фа)
Миксолидийский – VII низкая (по белым клавишам от соль)
Минорного наклонения:
Эолийский – (соответствует натуральному минору)
Дорийский – VI высокая (по белым клавишам от ре)
Фригийский – II низкая (по белым клавишам от ми)
Локрийский – уменьшенный лад (по белым клавишам от си)
Пентатоника – пятиступенный бесполутоновый звукоряд. (может быть мажорного и минорного наклонения).
Переменный лад – лад с переменной тоникой – чаще это параллельные тональности. П.л. встречается в народной музыке.
Например, песня «Ходила младешенька по борочку».
Билет №7 Интервалы: консонансы, диссонансы, обращение интервалов, (+составные)
Интервал – это расстояние между двумя звуками. Интервалы бывают простые – от примы до октавы, и составные – в пределах двух октав. По способу изложения интервалы бывают: мелодические (звуки взяты последовательно – основа мелодии), гармонические (звуки взяты одновременно – основа аккорда). У интервала есть две характеристики: Ступеневая величина – количество ступеней в интервале, отвечает на вопрос «что это?» (1,2,2 итд.)
Тоновая величина (или качественная) – число тонов, полутонов, отвечает на вопрос «Какой?» - б,м, ум или ув.
Интервалы делятся на две группы:
Консонансы (благозвучные) – совершенные – все чистые интервалы, несовершенные – м, б 3,6.
Диссонансы (неблагозвучные) – 2,7, тритон
Интервалы имеют свойство обращаться: большие в малые, малые в большие, уменьшенные в увеличенные, чистые – в чистые.