Билет №6. Лады народной музыки, пентатоника, переменный лад.




Билет №1 Отклонение, модуляция. Знаки альтерации.

1. Отклонение – это временный уход в другую тональность в возвращением в основную (исходную).

2. Модуляция – это уход в другую тональность с ее закреплением.

 

Отклонение и модуляция могут быть в разные тональности, но наиболее близкие – это тональности 1 степени родства. Признаком М. или О. является хроматизм.

Знаки альтерации – это хроматическое изменение ступени лада.

Диез – повышение на полтона

Бемоль – понижение на полтона

Бекар – знак отмены

Дубль диез – повышение на тон

Дубль бемоль – понижение на тон.

Билет №2 Виды хроматизмов, хроматическая гамма (правила строения dur, moll).

Хроматизм – это сочетание полутоновых звуков.

Существует два вида хроматизмов:

Проходящий – образуется между двумя соседними ступенями (c-cis-d)

Вспомогательный -образуется между двумя одинаковыми ступенями(g-fis-g)

Хроматические ступени образовывают хроматическую гамму – нисходящее или восходящее движение по полутонам.

Правила строения мажорной хр.гаммы:

При движении вверх не изменяется III иVI ступени, остальные повышаются на полтона. При движении вниз не изменяются I и V ступени, остальные понижаются на полтона.

Правила строения минорной хр.гаммы:

При движении вверх и вниз не изменяются I и V ступени.

 

Билет № 3 Септаккорд. Д7 с обращениями

Септаккорд – это аккорд, состоящий из 4х звуков, расположенных по терциям, крайние звуки его образуют септиму.

Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд

Как и любой аккорд, септаккорд имеет два характеристики:

Фоническую – окраска аккорда (состав)

Функциональную – что это за аккорд в тональности.

Например, доминантсептаккорд – по функциональности доминантовый, по составу – малый мажорный.

Д7 строится на 5 ступени, разрешается в тоническую терцию с утроенной тоникой (это обусловлено ладовыми разрешениями)

Д56 строится на VII и разрешается в Т35 с удвоенной тоникой (примой)

Д34 строится на II и разрешается в развернутое Т35

Д2 строится на IV и разрешается в Т6 с удвоенной тоникой (примой).

(привести пример в какой-нибудь тональности)

Билет №4. Аккорды: понятие аккорд, виды аккордов (по кол-ву звуков - трезвучие, септаккорд, нонаккорд, терцового, нетерцового строения).

Аккорд – это созвучие из трех и более звуков, чаще расположенных по терциям (или можно расположить по терциям в результате обращения). Это аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд, нонаккорд).

Существуют аккорды нетерцового строения (такие, как квартаккорд, квинтаккорд, кластер – аккорды 20 века).

Аккорды имеют свойство обращаться: у трезвучия два обращения секстаккорд и квартсекстаккорд, у септаккорда – три: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд.

У аккорда есть две характеристики:

Фоническая – окраска аккорда (состав – минорный, мажорный и др.)

Функциональная – что это за аккорд в тональности (T, S, D).

Например, Т35 – фонически может быть мажорным или минорным, или Д7 – малый мажорный по составу, по функции – доминантовый.

Билет №5. Квинтовый круг; энгармонизм.

Квинтовый круг – это система расположения тональностей одного лада по чистым квинтам. При движении по 5 вверх расположены диезные тональности, при движении вниз – бемольные. Мажорные тональности «стартуют» от до, минорные – от ля.

Эту систему называют «кругом», потому что последняя мажорная тональность His- dur энгармонически равно «До» - начальной точки отсчета.

Энгармонизм – это разные по написанию, но одинаковые по высоте звуки, например Cis-dur - Des-dur.

Билет №6. Лады народной музыки, пентатоника, переменный лад.

Лады народной музыки или диатонические лады – натуральные семиступенные лады. (Их можно расположить по белым клавишам).

Лады различают мажорного и минорного наклонения.

Мажорного наклонения:

Ионийский - соответствует натуральному мажору

Лидийский – IV высокая (по белым клавишам от фа)

Миксолидийский – VII низкая (по белым клавишам от соль)

Минорного наклонения:

Эолийский – (соответствует натуральному минору)

Дорийский – VI высокая (по белым клавишам от ре)

Фригийский – II низкая (по белым клавишам от ми)

Локрийский – уменьшенный лад (по белым клавишам от си)

Пентатоника – пятиступенный бесполутоновый звукоряд. (может быть мажорного и минорного наклонения).

Переменный лад – лад с переменной тоникой – чаще это параллельные тональности. П.л. встречается в народной музыке.

Например, песня «Ходила младешенька по борочку».

Билет №7 Интервалы: консонансы, диссонансы, обращение интервалов, (+составные)

Интервал – это расстояние между двумя звуками. Интервалы бывают простые – от примы до октавы, и составные – в пределах двух октав. По способу изложения интервалы бывают: мелодические (звуки взяты последовательно – основа мелодии), гармонические (звуки взяты одновременно – основа аккорда). У интервала есть две характеристики: Ступеневая величина – количество ступеней в интервале, отвечает на вопрос «что это?» (1,2,2 итд.)

Тоновая величина (или качественная) – число тонов, полутонов, отвечает на вопрос «Какой?» - б,м, ум или ув.

Интервалы делятся на две группы:

Консонансы (благозвучные) – совершенные – все чистые интервалы, несовершенные – м, б 3,6.

Диссонансы (неблагозвучные) – 2,7, тритон

Интервалы имеют свойство обращаться: большие в малые, малые в большие, уменьшенные в увеличенные, чистые – в чистые.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: