Вопросы для подготовки к зачету
• Предмет и значение логики.
Иногда студенты, в том числе и я задаются вопросом –«Зачем надо изучать логику»?
Ведь живут же многие люди, не знающие эту древнюю философскую науку,и мыслят,и строят свою речь, и познают мир, и изучают в школе различные учебные предметы.
Ответ такой. Наука логика как средство познания объективного мира изучает абстрактное мышление, исследует его формы (понятия, суждения и умозаключения).Логика изучает законы, которыми пользуется при отражении мира в процессе мышления(закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания и другие.)
Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее чем у того, кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается.Логическое мышление развивается, а не является врожденным, поэтому человеку требуется изучать логику. Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.
Предмет данной науки.
Итак, в современном понимании, логика - это наука о законах и формах правильного мышления.
Форма мышления - это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.
Суждение - это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.
Умозаключение - самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов
|
• Формы познания: чувственное познание и абстрактное мышление.
Формы абстрактного мышления
Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов(входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку),примеры –«портфель, трапеция».
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.Пример-«Саранча опустошает поля»
Умозаключение -форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
Пример:
Все металлы-вещества.
Литий-металл
_____________
Литий-вещество.
Первая два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение –заключение.
В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания.
Истина- есть адекватное отражение в сознании человека являний и процессов природы, общества и мышления.
Истину могут дать нам формы чувственного познания-ощущения и восприятия.
Особенности абстрактного мышления
1)Мышление отражает действительность в обобщенных формах.
2)Абстрактное мышление-форма опосредованного отражения мира.
3)Абстрактное мышление-процесс активного отражения действительности.
4)Абстрактное мышление неразрывно связано с языком.
Формы чувственного познания
Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.
|
Ощущение -это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств(например ощущения горького, соленого и т.п)
В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром.
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств(образы автобуса, электростанции)
Восприятия слагаются из ощущений.
Представление - это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался.
По описанию внешнего облика какого-то реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность.
Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.
• Общая характеристика понятия как формы мышления.
В понятии отражают совокупность существенных признаков, то есть таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.
Понятие -это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов
|
Содержание и объем понятия
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «квадрат» является совокупность двух существенных признаков: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны».
Объемом понятия называют совокупность предметов,которая мыслится в понятии.Объективно,т.е вне сознания человека, существуют различные предметы, например, школьники.Под объемом понятия «школьник» подразумевает множество всех школьников,которые существуют сейчас,существовали ранее и будут существовать в будущем.
Относительные понятия - такие понятия, в которых мыслятся предметы,существование одного из которых предполагает существование другого(«дети»-«родители», «ученик»-«учитель», «начальник-«подчиненный»).
Безотносительные –такие понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета(«человек», «доменная печь»).
Положительные понятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «красивый поступок».
Если частица «не» или «без» («бес)слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство»), то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными.
Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах («неграмотный человек», «некрасивый поступок»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без»(бес), присоединенную частицу «не» или «без»(«бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не –А) являются противоречащими понятиями.
Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое,например,(«полк», «стая»)
Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии(«ручка», «река», «игрушка»).При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением, и это утверждение является истинным.
• Виды отношений между понятиями.
Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие эти предметы,также находятся друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми (например «поэма» и «колодец»;»невоспитанность» и «радуга»),остальные понятия называются сравнимыми.
Типы совместимости
Равнозначные - понятия,которые, различаясь содержанием, имеют равные объемы
(«река Нил»и «самая длинная река в мире»)
Перекрещивание -понятия,объемы которых не только частично совпадают, т.е содержат общие элементы, но и включают элементы принадлежащие одному и только одному из них
Отношения подчинение (субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается в объем другого понятия но не исчерпывает его.Это отношение вида и рода;А-подчиняющее понятие(«хищник»),В-подчиненное понятие(«тигр»)