ОБМАН КАК ЧЕРТА ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА




КОНФЛИКТЫ

 

- "фамусовского общества" и Чацкого: противоречие взглядов, нравственных принципов. Фамусовского общество - убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “...у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.

Для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений...

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

 

("Горе от ума" иногда называют "ревизией без ревизора"("ревизией" общественных порядков), тем самым отсылая к комедии "Ревизор" Гоголя, где автор так же вскрывает общественные пороки, вводя в повествование мнимого ревизора - Ивана Хлестакова. Здесь так же представлен измельчавший, погрязший в провинции вариант фамусовского общества. Только их значительно разнит финал: вместо благородного Чацкого - нуль, пустота. Вероятно, потому что Чацкий и Злестаков близки функционально: они запускают эту самую "ревизию", но принципиально разнятся идейно: Хлестаков скорее ближе к Репетилову, потому что и один, и другой в некотором смысли представлены как "герой-враль").

 

- "век нынешний" и "век минувший" (вытекает из первого): конфликт поколений, устоев, традиций. Основной конфликт эпохи. По сути это был конфликт сторонникам патриархального жизненного уклада и прогрессивно мыслящей русской дворянской интеллигенции. (То же: "Отцы и дети" Базаров и Павел Кирсанов; "Вишневый сад" Раневская, Гаев и Лопахин; "Гроза" Катерина и Кабаниха).

 

 

- любовный: Софья и Чацкий. Отношения Софьи к Молчалину. Драматический выбор в пользу Молчалина. Раскрывает характер героев. Мотивы поступка в некотором смысле отражают негативное влияние "века минувшего".

 

КОМИЧЕСКОЕ В КОМЕДИИ

 

- говорящие имена персонажей (например, Чацкий – скорее всего, отсылка Чаадаеву, Репетилов – от глагола повторять, Молчалин – «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь», Тугоуховский, Хлёстовы).

- принцип разговора глухих (или все не слышат друг друга, или не хотят слышать – причина поражения Чацкого: фамусовское общество просто не хотело слышать героя). Принцип восходит к традиции французской комедии Мольера.

- принцип кривого зеркала – связан с введением элемента пародии – например, Чацкий – Репетилов (фамилия произошла от французского слова «репете», что значит повторять).

 

УМ

 

Грибоедов говорил, что в его комедии на 25 глупцов есть только один умный герой - Чацкий.

Пушкин не считал Чацкого умным, решив, что в комедии умен только автор: «В комедии “Горе от ума” кто умное лицо? ответ: Гри- боедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и доб- рый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умно- го человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому под.»

Гончаров: "Это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. Только личное его горе произо- шло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина».

 

ВЛАСТЬ ЖЕНЩИН В КОМЕДИИ

 

- «век минувший» - век времени правления Екатерины Великой. До этого – славное правление женщин: Екатерины 1, Анны Иоановны, Елизаветы.

- все в Москве управляется женщинами, они играют определяющую роль. Последние слова Фамусова: «что будет говорить княгиня Марья Алексевна?». После всего случившегося его волнует не просто общественное мнение, а именно общественное мнение, персонифицированное княгиней.

- с помощью женщин добиваются продвижения по службе – а это именно то, что заботит всех (Молчалин говорит Чацкому с недоумением, как может он не знать Татьяну Юрьевну, ведь с помощью нее можно получить назначение. Чацкий отвечает: «я езжу к женщинам, но только не за этим»).

- в начале комедии служанка Лиза переводит часы вперед, чтобы они начали бить, а Фамусов противится этому – признак нежелания двигаться вперед.

- власть женщин обыгрывается комически: Скалозуб (его Фамусов хотел бы видеть женихом своей дочери) рассказывает, как ему кажется, остроумную историю. В ней не было бы ничего остроумного, если бы она не была соотнесена с центральными темами комедии: он говорит о княгине-вдове, которая, катаясь верхом, упала с лошади и повредила себе бок – «теперь ребра недостает и для поддержки ищет мужа». Обыгрывание мифа об Адаме и Еве: Ева создается из ребра Адама в поддержку мужу. В Москве же женщина нуждается в поддержке мужчины только после того, как упадет с лошади.

 

(идея эмансипации – «Гроза», «Отцы и дети»)

 

ПОБЕДИЛ ЛИ ЧАЦКИЙ?

Несмотря на свою правоту, Чацкий оказывается проигравший. Его идеологическая смерть (отсылка к традиции романтизма) указывает на то, что сам Грибоедов, осознавая необходимость изменений, понимал, что подобные идеи пока не могут быть реализованы в России. В этом, кстати, есть указание на то, что Грибоедов не разделял до конца идеи декабристов (во всяком случае, на это он опирался, когда ему были предъявлены обвинения в пособничестве декабристам и ему грозила ссылка) и предстказал провал Декабристкого восстания. Кстати, слух о сумасшествии Чацкого фатальным образом может быть связан с действительным с действительным сумасшествием Чаадаева.

 

ОБМАН КАК ЧЕРТА ФАМУСОВСКОГО ОБЩЕСТВА

Главное в сцене свидания Софьи и Молчалина - чтобы никто о нем не узнал, все прошло без лишних свидетелей. Вспомним в связи с этим, о чем главным образом тужит Фамусов в финале: что случившееся в его доме приобретет огласку, дойдет до самой «княгини Марьи Алексеевны» - и мы убедимся, чего больше всего боятся люди его круга, представители московского светского общества. Все стараются обмануть Фамусова, он сам ищет во всем обман.

Обман - это не только слово, постоянно повторяемое Фамусовым. Это центральный сюжетный мотив первой завязки и сквозной - всей комедии.

С его помощью Грибоедов ярко и наглядно раскрывает «внутренний портрет» светского общества, философию его отношений. Нравственный закон света – обман, воспринимаемый его участниками как некий неписаный договор светского общения. В отношениях Софьи, Молчалина и Фамусова нет искренности и правды.

Действие, которое повернуло ход событиям - клевета о сумашествии Чацкого - то же обман.

 

 

ЗАБАВНОЕ ПРЕДПОДНЕСЕНИЕ ГОРЕ ОТ УМА: https://arzamas.academy/materials/1099

 

ТЕМЫСОЧИНЕНИЙ:

1. Почему комедию "Горе от ума" можно назвать трагикомедией?

2. Почему самые содержательные диалоги принадлежат в комедии Чацкому и Фамусову?

3. Почему Софья отвергает любовь Чацкого?

4. Чацкий - победитель или пораженный?

5. Как в пьесе отражен противостояние общества и личности и в каких еще произведениях отражен этот конфликт?

6. Герои-антиподы в "Горе от ума"

7. Почему Чацкий принимает решение навсегда покинуть Москву?

8. В чем проявилось в комедии противостояние «века нынешнего» и «века минувшего» и в каких произведениях русской литературы изображен конфликт поколений?

9. В чем сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу

10. Можно ли считать судьбу Чацкого трагической, и почему Грибоедов называет пьесу «Горе от ума» комедией?

11. Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

12. Почему каждый из героев «Горе от ума» увидел «безумие» Чацкого в разных проявлениях?

 

ТЕСТ

1. К какому роду литературы относится "Горе от ума"?

2. Какое жанровое опредление дает пьесе Грибоедов?

3. Реплики героев А.С. Грибоедова разошлись на цитаты («Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!»; «Брат, женишься, тогда меня вспомянь! / От скуки будешь ты свистеть одно и то же»). Укажите термин, которым называют меткие образные выражения.

4. Чацкий в разговоре с Платоном Михайловичем вспоминает холостяцкую жизнь, чем вызывает неудовольствие жены Горича. Как в литературоведении называется столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе развития действия?

5. Данный фрагмент содержит обмен репликами между персонажами пьесы Чацким и супругами Горичами. Укажите термин, обозначающий в литературоведении разговор между двумя и более лицами.

6. Кто стал источников клеветы на Чацкого?

7. Какому литературному направлению соответствует закон трех единств?

8. Как в литературе называют двух противоположных друг другу героев?

9. Какова фамилия героя, который был доверенным лицом Фамусова?

10. С кем проводила утро Софья в первой сцене пьесы, когда к ней пришла служанка?

11. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?

12. Как называется созвучие строк на конце?

13. В комедии "Горе от ума" показаны актуальные, злободневные проблемы соверменности, отражен дух времени. Какому литературному направлению это свойственно?

14. Кто послужил прототипом Чацкого?

15. Мадам Розье не принимает участия в действии, о ней только упоминает Фамусов. Как называется такой персонаж в драматическом произведении?

16. Как называется развернутая реплика героя в произведении?

17. Как называется авторское замечание в пьесе?

18. Наховите имя императрицы, при которой сформировались традиции, близкие фамусовскому обществу?

19. Фамилия «Фамусов» происходит от слова «молва», что характеризует зависимость героя от общественного мнения. Как называются такие имена и фамилии в драматическом произведении?

20. Какой герой является героем-пародией на Чацкого, что представлено в форме приема "кривого зеркала"?

21. Представителем какого "века" по версии Грибоедова является Фамусов?

22. "Единство" чего нарушено в комедии, построенной, в целом, по принципу классицизма?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: