Как работать с памяткой
1. Найди свою ошибку в списке орфограмм.
2. Открой нужную страницу и повтори правило.
3. Сделай работу над своей ошибкой по образцу.
4. Запомни правило!
5. Старайся больше не допускать эту ошибку.
____________________________________
Орфограммы, отмеченные знаком *
для учащихся, изучающих русский язык углублённо.
Список орфограмм:
1. Пропуск букв, искажение слов, замена букв.
2. Прописная буква в начале предложения,
точка (.!?) в конце предложения.
3. Прописная буква в словах.
Большая буква в именах собственных.
4. Гласные и, а, у, е после шипящих ж- ш, ч- щ.
5. Правописание буквосочетаний чк, чн, нч,щн, нщ, чт.
6. Перенос слов.
7. Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова.
8. Безударные гласные в корне слова, проверяемые
ударением.
9. Парные звонкие и глухие согласные.
10. Мягкий знак – обозначение мягкости согласных.
* Ь в конце слов разных частей речи.
11. Мягкий знак после шипящих в конце существительных.
* Ь после шипящих в конце слов разных частей речи.
12. Разделительный мягкий знак.
13. Разделительный твёрдый знак.
38 Порядок морфологического разбора имени прилагательного |
Запиши слово (имя сущ. в скобках) Укажи часть речи. (Устно: имя прилагательное – обозначает признак предмета)
I. Выпиши словосочетание с вопросом: сущ. + прил. Начальная форма (вопрос) (ед.ч., м.р., И.п.) II. Постоянные морфологические признаки: разряд, полная или краткая форма. Непостоянные морфологические признаки: род, падеж, число. Помни! Во множественном числе им. прилагательные по родам не изменяются. III. Член предложения.
Образец разбора:
на белой3 (печке) – имя прилаг. I. на печке (какой?) белой Н.ф.- (он какой?) белый II. Пост. морф. призн.: - Непост. морф. призн.: в ед.ч., в ж.р. III. на печке (какой?) белой.
|
~~~~~
37 Порядок морфологического разбора имени существительного |
Запиши слово. Укажи часть речи. (Устно: им.сущ. – обозначает предмет).
I. Выпиши словосочетание с вопросом. Начальная форма (вопрос) (И. п., ед.ч.) II. Постоянные морфологические признаки: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, склонение, род. Непостоянные морфологические признаки: падеж, род. III. Член предложения.
Образец разбора:
на печке3 – имя сущ. I. посапывали на (чём?) печке Н. ф. – (что?) печка II. Пост. морф. призн.: нариц.; неодуш.; 1 скл.; ж.р. Непост. морф. призн.: в ед.ч., в П.п. III. посапывали (где?) п еч̣ к е ̣
14. Двойные согласные
(лл, мм, нн, рр, жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб).
15. Двойные согласные нн, сс на стыке приставки и корня,
на стыке корня и суффикса.
16. Непроизносимые согласные в, д, л, т.
17. Правописание предлогов.
18. Правописание приставок.
19. Предложение. Предложения с союзами а, но, и.
20. Предложения с однородными членами.
21. Приставки.
Безударные гласные и согласные в приставках.
22. Сложные слова.
Соединительные гласные о, е в сложных словах.
23. Гласные в суффиксах существительных.
24. Гласные о, ё в корне слова после шипящих.
25. Гласные и-ы после ц.
26. Безударные падежные окончания существительных
(единственное число).
27. Безударные падежные окончания прилагательных.
29. Безударные личные окончания глаголов.
30. Мягкий знак в конце глаголов 2-го лица единственного
|
числа.
31. Не с глаголами.
32. – тся и -ться в глаголах.
33. * Правописание наречий.
34. Состав слова. Морфемный анализ.
35. Синтаксический разбор предложения.
36. Звуко – буквенный анализ слова.
Фонетический разбор. Фонетика
37. Морфологический разбор имени
существительного.
38. Морфологический разбор имени
прилагательного.
39. Морфологический разбор глагола.
40. Части речи.
36 Фонетика |
Гласных букв - 10 Гласных звуков – 6 | |
а [а] о [о] у [у] ы [ы] э [э] - гласные I ряда обозначают твёрдость согласных звуков, после которых следуют. я ё ю и[и] е -гласные II ряда обозначают мягкость согласных звуков, после которых следуют. | |
[. , а] [.,о] [. ,у] [. ,э] [.,и] я ё ю е и [й,а] [й,о] [й,у] [й,э] [й,и] | и – обозначает 2 звука только после разделительных Ь, Ъ |
я, ё, ю, е - обозначают 2 звука, если стоят: 1) в начале слова; 2) после гласной; 3) после разделительных Ь, Ъ |
Характеристика согласных звуков по звонкости – глухости | ||||||||
Парные согласные | Непарные согласные | |||||||
звонкие | б | в | г | д | ж | з | всегда звонкие | й л м н р |
глухие | п | ф | к | т | ш | с | всегда глухие | х ц ч щ |
Запомни! Все глухие согласные есть во фразе: СТЁПКА, ХОЧЕШЬЩЕЦ? – ФИ! |
Характеристика согласных звуков по твёрдости - мягкости | ||
Парные твёрдые | [б п в ф г к д т з с л м н р х] | |
Парные мягкие | [б, п, в, ф, г, к, д, т, з, с, л, м, н, р, х,] | |
Непарные твёрдые | [ж ш ц] | |
Непарные мягкие | [й, ч, щ, ] | |
36 Звуко–буквенный анализ слова (Фонетический разбор) |
1. Запищи слово. Поставь знак ударения. 2. Определи количество слогов в слове. 3. Запиши транскрипцию слова. [ ] 4. Запиши букву и звук, который она обозначает на письме. 5. Дай характеристику звукам: Гласный: ударный или безударный. Согласный: парный по звонкости - глухости или непарный; звонкий или глухой. парный по твёрдости – мягкости или непарный; твёрдый или мягкий. 6. Укажи количество букв и звуков.
|
Образец: (на) печке – 2 слога; [ п, э ч, к, и ]
п – [п , ] – согл., парн. глух., парн. мягк. е – [э] – гласн. ударн. ч – [ч , ] – согл., непарн. глух., непарн. мягк. к – [к , ] – согл., парн. глух., парн. мягк. е – [и] – гл. безуд. 5 б., 5 зв.
Запомни! Дополнительные знаки: [ ] – ударный звук; [ , ] – мягкий согласный; [ ̅ ] – долгий согласный: класс [к л а с ].
1 Пропуск букв, искажение слов, замена букв. |
Выпиши слово правильно, раздели на слоги, подчеркни букву или слог, где была допущена ошибка.
Перепиши предложение или словосочетание с этим словом.
Образец: ко р зинка, ко р -зин-ка.
На столе стоит ко р зинка.
2 Прописная буква в начале предложения, точка (.!?) в конце предложения. |
Первое слово в предложении пишется с прописной буквы, в конце предложения ставится точка (.!?). |
Напиши предложение правильно. Придумай ещё одно предложение с таким же знаком препинания, запиши его. Подчеркни прописную букву и точку (.!?) в конце предложения.
Образец: М альчики играли во дворе.
В ечером выпал первый снег.
3 Прописная буква в словах. Большая буква в именах собственных. |
Названия рек, городов, деревень, морей, планет, гор, имена людей, отчества и фамилии людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с большой буквы. |
Выпиши слово правильно, подчеркни большую букву. Напиши ещё примеры (2-3 слова) на это правило, подчеркни в них большую букву.
Образец: М ария, Н иколай П етрович И ванов.
собака Ш арик, кот М атроскин, коза М илка.
4 Гласные и, у, а после шипящих ж–ш, ч–щ. |
ЖИ – ШИпиши с буквойи! ёж и к, ш и рина ЧА – ЩАпиши с буквойа! ч а сто, пищ а ЧУ - ЩУпиши с буквой у!ч у до, щ у ка |
Напиши слово правильно, подчеркни гласную вместе с шипящей. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
35 Синтаксический разбор предложения |
Выпиши предложение. Подчеркни грамматическую основу предложения (главные члены). Дай характеристику предложению. Задай вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркни их. Над каждым словом укажи часть речи. Главные члены предложения
Подлежащее ----------------- | Сказуемое ======== |
кто? что? | что делает? что делал?... |
Второстепенные члены предложения
Определение ~~~~~~~~~~ | Дополнение --- --- --- --- --- | Обстоятельство ---. ---. ---. ---. --- |
какой? какая? какое? какие? чей? | Вопросы косвенных падежей: И.п. кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём? | где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как? Обстоятельство места: где? куда? откуда? времени: с каких пор?до каких пор? когда? образа действия:как? каким образом? каким способом? |
35 Синтаксический разбор предложения |
Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль. Главные члены предложения - это грамматическая основа предложения: подлежащее и сказуемое.
Предложение может быть:
1. По цели высказывания: повествовательное, побудительное, вопросительное.
2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.
3. Простое - с одной грамматической основой и сложное – с двумя или более грамматическими основами.
4. По наличию главных членов: односоставное (один главный член) и двусоставное (подлежащее и сказуемое).
5. По наличию второстепенных членов: распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (только главные члены).
6. Предложение может быть:
Осложнённое | Неосложнённое |
с однородными членами, вводными словами или обращениями | без однородных членов, вводных слов или обращений |
5 Правописание буквосочетаний чк, чн, нч, щн, нщ, чт, ст, зд |