Напиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило. Подчеркни сочетания.
Образец: то чк а, до чк а, но чк а, ру чк а;
но чн ой, то чн ый, подру чн ый, пе чн ой.
6 Перенос слов |
Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов. Раздели слово на слоги, а затем раздели его для переноса.
Образец: п ое здк а - 3 слога, п о – е зд-к а, по-ездка, поезд-ка.
О л е ньк а –3 слога, О -л е нь-к а, Олень – ка.
Запомни! При переносе слов с двойными согласными нельзя оставлять или переносить две одинаковые согласные.
7 Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова. |
Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре!
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши целую строчку слов. Подбери и запиши на второй строчке ещё 2-3 однокоренных слова.
Образец: о г о род, о г о род, о г о род, о г о род,
о г о род, о г о родный, о г о родик, о г о родный;
8 Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. |
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. |
Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение!
Выпиши слово. Выдели корень. Поставь ударение, подчеркни орфограмму. Подбери к слову однокоренные слова, запиши проверочное. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.
Корень –это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это общая часть однокоренных слов. Приставка –это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс –это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Основа - это значимые части слова (без окончания) Окончание –это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание не служит для образования новых слов. |
34 Состав слова. Морфемный анализ |
|
Порядок разбора слова по составу: пробежк а
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание и основу.
2. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
3. Укажи приставку. Назови слова с такой приставкой.
4. Укажи суффикс. Подбери слова с таким суффиксом
Наречие –часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? и обозначает место, время или способ действия. Наречия не имеют рода, числа и падежа, не спрягаются и не склоняются. |
33 Правописание наречий |
* |
Наречия бывают с приставками: вдали, внизу, наверх.
Если наречие отвечает на вопрос как?, то на конце пишем о
чудесн о, прекрасн о, красив о, дружн о, быстр о, весел о.
В наречиях после шипящих:
Под ударением о: горя ч о, хоро ш о, све ж о
Без ударения е: тягу ч е, ти ш е, ре ж е
Если наречие оканчивается на ж, ч, ш + ь:
вска ч ь, спло ш ь, насте ж ь, но у ж, заму ж, невтерпё ж!
Выпиши наречие, выдели орфограмму по образцу, подбери ещё 3 наречия с такой орфограммой. Обозначь орфограмму графически.
Образец:
(как?) вкусн о, тепл о, светл о, холодн о, мрачн о;
9 Парные звонкие и глухие согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с |
Чтобы проверить парную согласную в корне или в конце слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласнойстояла гласная. Зу б – зу б ы, ска з ка– ска з очка |
|
Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни орфограмму (парный согласный в слабой позиции). Запиши проверочное слово. Подчеркни согласную и гласную, стоящую за ней. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.
10 Ь – обозначение мягкости согласных |
После мягкого согласного на конце слова пишется буква ь,например: нол ь, мол ь, кон ь, лос ь.
После мягкого л в середине слова всегда пишется буква ь,например: мал ь чик, бол ь ной.
После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква ь,например: зор ь ка, пис ь мо, воз ь му. В других случаях буква ь не пишется, например: ба нт ик (ба нт), тро ст и (тро ст очка).
В случае затруднения следует обращаться к словарю. Например: пе сн я (запомни!)
Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: па л ь чик, пи с ь ма, де н ь ки.
32 -тся и –ться в глаголах |
Если глагол отвечает на вопросы что делат ь? что сделат ь? что будет делат ь?, то (как в вопросе)в глаголе пишется -ться (с мягким знаком). Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? и в вопросе нет мягкого знака, то в глаголе пишется -тсябез мягкого знака. |
Выпиши глагол, поставь к нему вопрос. Определи время (форму) глагола. Придумай ещё 2-3 глагола на это правило. Подчеркни мягкий знак. Определи форму глагола.
|
Образец: играе т (что делае т?) – наст. вр.;
игра т ь (что дела т ь?) – н. ф.;
заигра т ь ся (что сдела т ь?) – несов.вид.
В конце глаголов настоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак, например: учишь, поёшь, научишь, споёшь. |
30 Мягкий знак в конце глаголов 2-го лица единственного числа |
Выпиши глагол. Выдели окончание глагола. Определи лицо, время и число глагола. Подчеркни мягкий знак на конце. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: играе шь - 2-е лицо, ед.ч., наст. вр.
31 Не с глаголами |
Частица не с глаголами всегда пишется раздельно: некричи,неговорят,неповторяй. |
Выпиши не с глаголом. Подчеркни частицу не. Приведи ещё 2-3 примера на это правило.
Образец: не т оропись, не л енись, не б олтай, не о твлекайся.
10 Ь в конце слов разных частей речи |
* |
Не ошибись! Чтобы правильно написать слова с ь на конце, нужно определить, какая это часть речи.
Ь знак пишется: |
в глаголах в неопределённой форме (+ ся): лежа ть, сиде ть, дума ть, серди ть ся, умыва ть ся |
в глаголах в повелительной форме (+ те): (ты) оста вь – (вы) оста вь те, (ты) ся дь – (вы) ся дь те Исключения: ляг, лягте |
в глаголах во 2-м лице ед. числа наст. времени: (ты) сиди шь, дремле шь, посапывае шь |
в глаголах во 2-м лице ед. числа буд. времени: (ты) пое шь, поспи шь, улыбнё шь ся, захрапи шь |
в возвратных глаголах: (я) верчу сь, (ты) верти шь ся, (вы) вертите сь |
в прилагательных перед суффиксом – ск-: феврал ь ский, апрел ь ский, маршал ь ский Исключение: январский |
в числительных: пять – пятьнадцать – пятьдесят – пятьсот шесть – шестьнадцать – шестьдесят – шестьсот десять – одиннадцать – двенадцать…двадцать…тридцать |
в наречиях: порознь, сплошь, врозь, прочь, наотмашь |
11 Мягкий знак (ь) после шипящих в конце существительных |
На конце имён существительных женского рода (3скл.) после шипящих в И.п. и В.п. всегда пишется мягкий знак. На конце имён существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется. |
Выпиши слово. Определи род существительного. Подчеркни шипящую в конце слова и мягкий знак (если он есть). Напиши ещё 2-3 слова на это правило.
Образец: ноч ь – ж.р., мяч – м.р., доч ь – ж.р. плащ – м.р.
29 Безударные личные окончания глаголов |
Личные окончания глаголов:
Лицо | I спряжение | II спряжение |
Окончание | Окончание | |
1-е 2-е 3-е | -у (-ю) -ем (-ём) -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) -ет (-ёт) -ут (-ют) | -у (-ю) -им -ишь -ите -ит -ат (-ят) |
Выпиши глагол правильно, выдели в нём окончание и ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение (не забудь о глаголах - исключениях). Определи лицо и число глагола.
ет |
им |
ешь |
бре - гл., н. ф. – бр и ть, искл., I спр., 2 л., ед. ч.
29 Безударные личные окончания глаголов |
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется спряжением. Спряжение глагола определяется по его неопределённой форме. Если у глагола безударное окончание, то действуй по алгоритму:
1) поставь глагол в неопределённую форму
что делать? | что сделать? |
2) определи, какая гласная стоит перед –ть:
не на -ить | на -ить |
3) определи спряжение глагола:
I спряжение: не на -ить | II спряжение: на -ить |
К I спряжению относятся все глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть + брить, стелить.
Ко второму же спряженью отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить.
А ещё смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть,