Сочетания пиши без мягкого знака.




Напиши слово правильно. Придумай и запиши ещё 2-3 слова на это правило. Подчеркни сочетания.

Образец: то чк а, до чк а, но чк а, ру чк а;

но чн ой, то чн ый, подру чн ый, пе чн ой.

 

6 Перенос слов  

 

 


Выпиши слово, подчеркни гласные буквы, цифрой обозначь количество слогов. Раздели слово на слоги, а затем раздели его для переноса.

Образец: п ое здк а - 3 слога, п ое зд-к а, по-ездка, поезд-ка.

О л е ньк а –3 слога, Ое нь-к а, Олень – ка.

Запомни! При переносе слов с двойными согласными нельзя оставлять или переносить две одинаковые согласные.

 
Образец: И н - н а, а л - л ея, ра н - н ий.

 

7 Непроверяемые гласные и согласные. Словарные слова.  

 


Такие слова нужно запоминать или смотреть в словаре!

Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Напиши целую строчку слов. Подбери и запиши на второй строчке ещё 2-3 однокоренных слова.

Образец: о г о род, о г о род, о г о род, о г о род,

о г о род, о г о родный, о г о родик, о г о родный;

8 Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.  
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.  

 


Если буква гласная вызвала сомнение, Ты её немедленно ставь под ударение!

Выпиши слово. Выдели корень. Поставь ударение, подчеркни орфограмму. Подбери к слову однокоренные слова, запиши проверочное. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.

 
Образец: тр а ва – тр а вы, р е ка - р е ки.

Корень –это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Это общая часть однокоренных слов. Приставка –это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс –это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Основа - это значимые части слова (без окончания) Окончание –это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Окончание не служит для образования новых слов.
34 Состав слова. Морфемный анализ  

 

 


Порядок разбора слова по составу: пробежк а

1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание и основу.

2. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

3. Укажи приставку. Назови слова с такой приставкой.

4. Укажи суффикс. Подбери слова с таким суффиксом

Наречие –часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? и обозначает место, время или способ действия. Наречия не имеют рода, числа и падежа, не спрягаются и не склоняются.  
33 Правописание наречий  
*
 

 


Наречия бывают с приставками: вдали, внизу, наверх.

Если наречие отвечает на вопрос как?, то на конце пишем о

чудесн о, прекрасн о, красив о, дружн о, быстр о, весел о.

В наречиях после шипящих:

Под ударением о: горя ч о, хоро ш о, све ж о

Без ударения е: тягу ч е, ти ш е, ре ж е

Если наречие оканчивается на ж, ч, ш + ь:

вска ч ь, спло ш ь, насте ж ь, но у ж, заму ж, невтерпё ж!

 

Выпиши наречие, выдели орфограмму по образцу, подбери ещё 3 наречия с такой орфограммой. Обозначь орфограмму графически.

Образец:

(как?) вкусн о, тепл о, светл о, холодн о, мрачн о;

 
(где?) вверху, (откуда?) издалека, (куда?) вправо.

9 Парные звонкие и глухие согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с    
Чтобы проверить парную согласную в корне или в конце слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласнойстояла гласная. Зу б – зу б ы, ска з ка– ска з очка  

 


Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни орфограмму (парный согласный в слабой позиции). Запиши проверочное слово. Подчеркни согласную и гласную, стоящую за ней. Запиши ещё слово с проверкой на это правило.

 

 

10 Ь – обозначение мягкости согласных  
 

 


 

 

После мягкого согласного на конце слова пишется буква ь,например: нол ь, мол ь, кон ь, лос ь.

После мягкого л в середине слова всегда пишется буква ь,например: мал ь чик, бол ь ной.

После остальных мягких согласных в одних случаях пишется буква ь,например: зор ь ка, пис ь мо, воз ь му. В других случаях буква ь не пишется, например: ба нт ик (ба нт), тро ст и (тро ст очка).

В случае затруднения следует обращаться к словарю. Например: пе сн я (запомни!)

Выпиши слово, подчеркни мягкую согласную вместе с мягким знаком. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец: па л ь чик, пи с ь ма, де н ь ки.

 

 

 
32 -тся и –ться в глаголах  
Если глагол отвечает на вопросы что делат ь? что сделат ь? что будет делат ь?, то (как в вопросе)в глаголе пишется -ться (с мягким знаком). Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? и в вопросе нет мягкого знака, то в глаголе пишется -тсябез мягкого знака.  

 


Выпиши глагол, поставь к нему вопрос. Определи время (форму) глагола. Придумай ещё 2-3 глагола на это правило. Подчеркни мягкий знак. Определи форму глагола.

Образец: играе т (что делае т?) – наст. вр.;

игра т ь (что дела т ь?) – н. ф.;

заигра т ь ся (что сдела т ь?) – несов.вид.

 

В конце глаголов настоящего и будущего времени 2-го лица единственного числа пишется мягкий знак, например: учишь, поёшь, научишь, споёшь.
 
30 Мягкий знак в конце глаголов 2-го лица единственного числа  

 

 


Выпиши глагол. Выдели окончание глагола. Определи лицо, время и число глагола. Подчеркни мягкий знак на конце. Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец: играе шь - 2-е лицо, ед.ч., наст. вр.

31 Не с глаголами    
Частица не с глаголами всегда пишется раздельно: некричи,неговорят,неповторяй.  

 

 

 


Выпиши не с глаголом. Подчеркни частицу не. Приведи ещё 2-3 примера на это правило.

Образец: не т оропись, не л енись, не б олтай, не о твлекайся.

 
Исключения ( запомни! ): не навидеть, не возмож
10 Ь в конце слов разных частей речи  
*
 

 

 


Не ошибись! Чтобы правильно написать слова с ь на конце, нужно определить, какая это часть речи.

Ь знак пишется:
в глаголах в неопределённой форме (+ ся): лежа ть, сиде ть, дума ть, серди ть ся, умыва ть ся
в глаголах в повелительной форме (+ те): (ты) оста вь – (вы) оста вь те, (ты) ся дь – (вы) ся дь те Исключения: ляг, лягте
в глаголах во 2-м лице ед. числа наст. времени: (ты) сиди шь, дремле шь, посапывае шь
в глаголах во 2-м лице ед. числа буд. времени: (ты) пое шь, поспи шь, улыбнё шь ся, захрапи шь
в возвратных глаголах: (я) верчу сь, (ты) верти шь ся, (вы) вертите сь
в прилагательных перед суффиксом – ск-: феврал ь ский, апрел ь ский, маршал ь ский Исключение: январский
в числительных: пять – пятьнадцать – пятьдесят – пятьсот шесть – шестьнадцать – шестьдесят – шестьсот десять – одиннадцать – двенадцать…двадцать…тридцать
в наречиях: порознь, сплошь, врозь, прочь, наотмашь

 

11 Мягкий знак (ь) после шипящих в конце существительных  
На конце имён существительных женского рода (3скл.) после шипящих в И.п. и В.п. всегда пишется мягкий знак. На конце имён существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется.  

 

 


Выпиши слово. Определи род существительного. Подчеркни шипящую в конце слова и мягкий знак (если он есть). Напиши ещё 2-3 слова на это правило.

Образец: ноч ь – ж.р., мяч – м.р., доч ь – ж.р. плащ – м.р.

 

 
29 Безударные личные окончания глаголов  

 


Личные окончания глаголов:

  Лицо I спряжение II спряжение
Окончание Окончание
1-е 2-е 3-е -у (-ю) -ем (-ём) -ешь (-ёшь) -ете (-ёте) -ет (-ёт) -ут (-ют) -у (-ю) -им -ишь -ите -ит -ат (-ят)

 

Выпиши глагол правильно, выдели в нём окончание и ударение. Поставь глагол в неопределённую форму. Определи спряжение (не забудь о глаголах - исключениях). Определи лицо и число глагола.

ет
Образец:

им
пиш - гл., н. ф.–пис а ть, I спр., 3 л., ед. ч.;

ешь
стро -гл., н. ф. – стро и ть, II спр., 1л., мн. ч.;

бре - гл., н. ф. – бр и ть, искл., I спр., 2 л., ед. ч.

 

 

 
29 Безударные личные окончания глаголов  

 

 


Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам называется спряжением. Спряжение глагола определяется по его неопределённой форме. Если у глагола безударное окончание, то действуй по алгоритму:

1) поставь глагол в неопределённую форму

что делать? что сделать?

2) определи, какая гласная стоит перед –ть:

не на -ить на -ить

3) определи спряжение глагола:

I спряжение: не на -ить II спряжение: на -ить

 

К I спряжению относятся все глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть + брить, стелить.

 

Ко второму же спряженью отнесём мы без сомненья

Все глаголы, что на –ить, исключая брить, стелить.

А ещё смотреть, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть,



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: