Необходимо осуществлять конструктивное, объективное изложение материала. Учитывать принцип междисциплинарности, подчеркивать значимость затрагиваемых проблем.
Методические указания для студентов
Необходимо ознакомиться с предложенной преподавателем литературой. Использовать список вопросов для проверки полноты знания темы. Заниматься самостоятельной работой, предполагающей не только расширенное и углубленное изучение учебно-методической литературы, материалов лекционных и семинарских занятий
Упражнения для самопроверки
1. Сравнить по объему следующие понятия: лампочка, утюг, электроприборы; большой, небольшой; громкий, тихий; школьники, спортсмены; приматы, шимпанзе.
2. Провести обобщение и ограничение понятий: печатное издание, преступление, закон, право, человек.
3. Восстановить простой категорический силлогизм, имеющий следующее заключение – некоторые небесные тела светят собственным светом.
4. С помощью логического квадрата получить три остальных типа суждения одной материи (с одинаковыми S, P) для следующего суждения: ни один человек не является преступником. При условии ложности данного суждения указать истинность вновь образованных, а также определить то, в каких отношениях с ним они находятся.
5. Осуществить операцию превращения для следующих суждений – все люди честны по своей природе, некоторые люди лгут, некоторые люди не получают пенсий, некоторые студенты работают.
6. Провести обращение следующих суждений, а где оно не возможно, обосновать почему – все равносторонние треугольники являются равноугольными, все зайцы любят капусту, ни один студент не живет в Антарктиде, некоторые кошки серые, некоторые люди не получают зарплату.
|
7. Провести противопоставление предикату для следующих суждений, а где оно не возможно, обосновать почему – все люди тяготеют к хорошему, ни один человек не умеет летать, некоторые преступники честные люди, некоторые животные альбиносы.
8. Образовать прогрессивный сорит из следующего полисиллогизма – организмы разрушаются, растения организмы / растения разрушаются, деревья растения / деревья разрушаются, пальмы деревья / пальмы разрушаются.
9. Записать логическую структуру для образованного сорита.
10. Образовать регрессивный сорит из следующего полисиллогизма – людям свойственно ошибаться, юристы люди / ошибки опасны, юристам свойственно ошибаться / опасные действия ведут к плохим последствиям, юристам свойственно совершать опасные действия / людям свойственно приходить к плохим последствиям.
11. Записать логическую структуру в образованном регрессивном сорите.
12. Проанализировать следующий силлогизм и обосновать его правильность или ошибочность – все бабочки имеют крылья / все птицы имеют крылья / все птицы являются бабочками.
13. Проанализировать энтимемы и доказать их корректность: воровство – преступление, так как воровство есть нарушение прав частной собственности; Россия – демократическое государство, следовательно, Россия имеет свою конституцию.
14. Записать в виде формулы логики высказываний следующие выражения и обосновать запись: «Пока родители живы, не уезжай далеко; а если уехал, обязательно живи в определенном месте» (Конфуций). «Добродетель, милый мой студент, не делится на части; или она есть, или ее нет» (О. Бальзак «Отец Горио»).
|
15. Восстановить логическую структуру в следующем выражении: «Если ваши книги согласны с Кораном, то они излишни, если же они расходятся с Кораном, то они вредны. Но они должны быть согласны или расходиться с Кораном; итак, они или излишни, или вредны» (калиф Омар 640 г. н.э.).
16. Найдите суждения, противоположные и противоречащие исходным: все люди курят; некоторые юристы – судьи; некоторые люди не помнят своих снов; ни один человек не живет на Марсе.
17. Реконструировать выражение в дилемму: человека в любом случае губит знание; в одном случае – то, которое он получил, в другом – то, которое он не получил. Представить в соответствующей формуле.
Тесты по курсу логики
для студентов юридического факультета
1. Выберите правильный вариант, объясняющий, почему... Возникновение логики в Древней Греции было обусловлено
1. высоким уровнем развития философской мысли*
2. Высоким уровнем экономического развития
3. Развитием ораторского искусства в жизни полиса
2. Закончите определение: логика – это философская наука, изучающая
1. специфические законы построения доказательства
2. законы и формы правильного мышления*
3. искусство красноречия
3. Основоположником науки логики является
1. Платон.
2. Аристотель*.
3. Гераклит.
4. Дополните.
4. Общая теория знаковых систем называется
1. Семантикой
2. Апологетикой
3. Семиотикой*
5. Как называется форма мышления, которая является результатом обобщения предметов по существенным признакам?
|
1. Представление
2. Суждение
3. Понятие*
6. Дополните. Смена терминов естественного языка специальными символами называется
1. Формализацией*
2. Пропозицией
3. Демонстрацией
4. Предикацией
7. Закончите определение: совокупность признаков, на основании которой предметы обобщаются в классы называется
1) Объемом*
2) Содержанием
3) Субъектом
4) Предикатом
8. Закончите определение: совокупность предметов, которые мыслятся в данном понятии называется
1. Дефиниендумом
2. Дефиниенсом
3. Содержанием*
9. В каком отношении находятся два понятия, объемы которых вместе исчерпывают объем родового понятия.
1. Равнозначность*
2. Подчинение
3. Противоречие
10. Дополните. Деление понятия, при котором его объем делится на два подмножества, противоречащих друг друга, называется
1. Делением по видообразующему признаку
2. Дихотомическим*
3. Классифицирующим
11. Как называется сложное суждение, которое истинно только тогда, когда истинны все составляющие его суждения.
1. Импликативное
2. Конъюнктивное*
3. Эквивалентное
12. Дополните. Суждение, из которого в умозаключении выводится новое суждение, называется
1. Посылкой*
2. Субъектом
3. Предикатом
4. Пропозицией
13. Как называется характеристика категорического силлогизма, основанная на расположении среднего термина в посылках?
1. Фигура*.
2. Модус.
3. Заключение.
14. Дополните. Категорический силлогизм, в котором опущена одна из посылок или заключение, называется
- Сорит
- Эпихейрема
- Энтимема*
- Полисиллогизм
15. Доказательство как логическая операция имеет следующую структуру:
1. Тезис, аргументы, демонстрация*
2. Посылка, заключение, вывод
- Тезис, антитезис, синтез
16. Рассуждение, которое содержит логическую ошибку с целью преднамеренного введения в заблуждение, называется
1. паралогизмом
2. софизмом*
3. парадоксом
17. Укажите правильный вариант обращения суждения. Все равносторонние треугольники являются равноугольными.
- Некоторые равноугольные треугольники равносторонние
- Некоторые равносторонние треугольники не равноугольные
- Все равноугольные треугольники есть треугольники равносторонние*
18. С помощью логического квадрата найдите суждение противоречащее исходному. Все судьи юристы.
1.Некоторые судьи юристы
2. Некоторые судьи не являются юристами.
3. Ни один судья не есть юрист.
19. Является ли правильным умозаключение. все бабочки имеют крылья / все птицы имеют крылья / все птицы являются бабочками.
- Правильное
- Неправильное*
- Умозаключений такого вида не существует.
20. Какого вида дилемма здесь представлена. Человека в любом случае губит знание; в одном случае – то, которое он получил, в другом – то, которое он не получил.
- Простая конструктивная*
- сложная конструктивная
- Простая деструктивная
- Сложная деструктивная
21. Выделите верный результат операции вычитания класса «судьи» из класса «юристы»
- только судьи
- все юристы за исключением судей*
- некоторые юристы
22. Вставьте, если это требуется, отсутствующую часть в условно-категорическое умозаключение. Если человек болен/ ____ человек болен/человек освобождается от работы
- человек болен
- вставка не требуется
- человек освобождается от работы*
23. Добавьте, если это требуется, недостающую часть в категорическое-разделительное умозаключение. Приговор суда может быть оправдательным либо обвинительным/ данный приговор оправдательный/ ________
- приговор оправдательный
- неверно, что приговор обвинительный*
3. вставка не требуется
24. Прямое доказательство осуществляется по схеме
- Антитезис, обоснование ложности антитезиса, доказательство истинности тезиса
- Тезис формулируется наряду с его альтернативами, доказывается ложность альтернатив, утверждается истинность тезиса.
- Тезис, правило обосновывающего истинность тезиса, подведение тезиса под действие правила*.
25. В структуру простого категорического силлогизма входят:
- три термина, две посылки, заключение*
- субъект, предикат, дефиниция
- простое суждение, сложное суждение, вывод
26. К какому из типов простых суждений относится следующее. Некоторые выпускники юридических факультетов становятся адвокатами.
- Общеутвердительное
- Общеотрицательное
- Частно-утвердительное*
- частно-отрицательное
27. Определите к какому классу формул относится следующая формула:
- тождественно-ложная
- тождественно-истинная*
- выполнимая
28. Р. Карнейро, устанавливает, что для всех случаев возникновения автохтонных государств на соответствующих территориях устойчиво действует фактор стесненности, а для тех территорий, где этот фактор не действует государства не образуется. Установите, какой из методов установления причинных связей здесь используется.
- Сопутствующих изменений
- Остатков
- Соединенный метод сходства и различия*
29. Данная формула соответствует фигуре простого категорического силлогизма
- Первой*
- Второй
- Третьей
- Четвертой
30. Данная формула соответствует силлогизму
- простому категорическому
- условно-категорическому
- непосредственному
- категорическому-разделительному*.
7. Методические указания по организации
внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Тема, раздел | Всего часов | Задания для самостоятельной работы 1 | Список литературы для подготовки | Форма контроля 2 |
Логика и язык права. Логические формы. Понятие | Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. | Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. | Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем. | |
Суждение и норма. Суждение. Определение. Вопрос | Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. | Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. | Проверка рефератов и письменных текстов докладов; Коллоквиумы; Проверка письменных отчетов; Тестирование; Промежуточные зачеты. | |
Вопросно-ответные ситуации. Сложные суждения и сравнения суждений | Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. | Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. | Проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой. | |
Понятие. Определение и классификация. | Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы. | Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. | Проверка рефератов и письменных текстов докладов; Коллоквиумы; Проверка письменных отчетов; Тестирование; Промежуточные зачеты. | |
Дедукция, индукция и аналогия. Основы теории доказательства | Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; Выполнение исследовательских и творческих заданий. | Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. | Проверка рефератов и письменных текстов докладов; Коллоквиумы; Проверка письменных отчетов; Тестирование; Промежуточные зачеты. | |
Логические основы аргументации. Виды и логические схемы доказательства и опровержения | Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; Выполнение исследовательских и творческих заданий. | Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. | Проверка рефератов и письменных текстов докладов; Коллоквиумы; Проверка письменных отчетов; Тестирование; Промежуточные зачеты. | |
Формы развития знания: проблема, гипотеза, судебно-следственная версия, теория. Применение дедуктивных и индуктивных умозаключений в праве. Модальность | Реферирование статей, отдельных разделов монографий; Изучение учебных пособий; Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; Участие студентов в составлении тестов; Выполнение исследовательских и творческих заданий. | Шипунова, Ольга Дмитриевна. Логика и теория аргументации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020100 Философия и 021100 Юриспруденция / О. Д. Шипунова. - М.: Гардарики, 2005. - 270 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Упражнения по логике: учеб. пособие [для вузов] / В. И. Кириллов, Г. А. Орлов, Н. И. Фокина; [под ред. В. И. Кириллова]; Моск. гос. юрид. акад.. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. – 183 с. Кириллов, Вячеслав Иванович.. Логика: учеб. для юрид. вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. - Изд. 5-е, перераб. и доп.. - М.: Юристъ, 2006. – 253. | Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; Выполнение контрольных работ |
1- Раздел 6 (пункт 6.1 «Положения о СРС и слушателей, обучающихся в ОмГУ, пункт «подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям)» - исключить.
· Реферирование статей, отдельных разделов монографий;
· Изучение учебных пособий;
· Изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов;
· Изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
· Выполнение контрольных работ
· Написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы;
· Аннотирование монографий, или их отдельных глав, статей;
· Конспектирование монографий, или их отдельных глав, статей;
· Участие студентов в составлении тестов;
· Выполнение исследовательских и творческих заданий;
· Написание курсовых и дипломных работ;
· Составление библиографических списков;
· Создание карт, графиков и других наглядных пособий по изучаемым темам;
· Занятия в архиве, музее, библиографическом отделе библиотеки и др.
2- Раздел 6 (пункт 6.3 «Положения о СРС и слушателей, обучающихся в ОмГУ):
· Итоговые семестровые зачеты и экзамены;
· Индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;
· Проверка рефератов и письменных текстов докладов;
· Коллоквиумы;
· Проверка письменных отчетов;
· Тестирование;
· Промежуточные зачеты;
· Проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой;
· Проверка конспектов практических занятий, источников, монографий и статей;
· Защита творческих работ;
· Самоотчеты;
· Заполнение тестовых карт по определенным заданиям и др.