Тема 1. Предмет значение логики




Кафедра философии

 

 

Логика

 

Планы семинарских занятий


Авторы

М.Н. Трушко, канд. философских наук, доцент

Н.П. Пузикова, асс. кафедры философии

Пояснительная записка

Изучение логики способствует повышению культуры мышления студентов. Логика учит человека сознательно применять законы и правильные формы мышления в своей умственной деятельности. Знание логики отражается и на профессиональной культуре человека. Принятию правильных решений в экономической деятельности неизбежно должен предшествовать глубокий теоретический анализ хозяйственной ситуации. А это, в свою очередь, предполагает наряду со специальными знаниями также и умение мыслить логично – точно и последовательно, не допускать противоречий в рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки своих оппонентов. Высокая культура мышления повышает авторитет руководителя и доверие к нему как со стороны подчиненных, ток и со стороны партнеров, что, безусловно, благоприятно сказывается на трудовой дисциплине в коллективе, на развитии деловых отношений и экономических связей предприятия.

При изучении логики необходимо исходить из того, что усвоение теоретического материала не является самоцелью. Необходимо научиться применять логические законы, приемы и операции на практике, в процессе рассуждений. В достижении этой цели важную роль играют упражнения и решение логических задач. Выполнение их помогает студентам активно усвоить курс логики и тем самым повысить культуру мышления, развить свой интеллектуальный потенциал и будет способствовать применению полученных знаний в практической деятельности.

В соответствии с требованиями учебной программы по курсу «Логика» изучив данную дисциплину

Выпускник должен

знать:

· основные логические понятия;

· формы, законы и методы правильного рассуждения;

· способы применения логики в сфере своей профессиональной деятельности;

уметь:

· характеризовать элементы разговорного и научного языка в различных ситуациях с точки зрения их логико-коммуникативных свойств и функций;

· характеризовать логические законы как средства познания, убеждения и инструменты контроля и корректировки самых разнообразных мыслительных конструкций;

· характеризовать имена (понятия) с точки зрения их объема и содержания, точности, ясности и определенности;

· характеризовать высказывания (суждения) с точки зрения их логической структуры, модальности, количественно-качественных свойств;

· характеризовать выводы (умозаключения) с точки зрения их достоверности и соответствия логическим правилам;

· характеризовать аргументационные процессы (доказательства, опровержения, подтверждения и пр.) с позиций их правильности и убедительности;

· анализировать логическую структуру учебных, научных, деловых и пр. текстов в целях их глубокого понимания и усвоения;

· анализировать логическую структуру собственных произведений (докладов, выступлений, курсовых работ, дипломных проектов и т.д.) в целях их совершенствования;

· анализировать использование логических процедур, таких, как обобщение и ограничение понятий, определение, деление (классификация и типология), преобразование суждений, установление их истинности (ложности) на основе знаний об истинности (ложности) других суждений, аргументация, постановка вопросов, оценка ответов, проверка гипотез и др. в целях проверки их на соответствие требованиям логики;

· анализировать допускаемые логические противоречия, умышленные и непроизвольные погрешности в рассуждениях, недозволенные приемы в дискуссиях и спорах в целях их выявления и устранения;

· правильно и аргументировано мыслить;

· анализировать и уточнять смысл языковых выражений;

· систематизировать знания;

· корректно вести дискуссии и споры;

· выявлять ошибки в рассуждениях.

На достижение этих результатов направлен лекционный курс, практические занятия и самостоятельная работа студентов.Разработанные кафедрой философии план семинарских занятий ориентированы, с одной стороны, на закрепление и конкретизацию лекционного материала, с другой стороны на обеспечение адекватных установок для самостоятельной работы студентов.

 

 

Примерный тематический план курса

 

__________________________________________________________________

№№ Название темы Количество

часов

Тема 1. Предмет и значение логики 2

Тема 2. Понятие 4

Тема 3. Суждение 6

Тема 4. Умозаключение 6

Тема 5. Логика диалога 2

Всего 20

 

Тема 1. Предмет значение логики

 

1. Специфика логической ступени познания.

2. Понятие о содержании и логической форме мысли.

3. Понятие о логическом законе. Правильность и истинность мысли.

4. Значение логики в науке, технике, обучении и других сферах человеческой деятельности.

5. Основные этапы в развитии логики.

 

Литература

 

Бартон В.И. Логика. Учебное пособие. Минск: 2008.

Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика, изд.10. Минск: 2012.

Гетманова А.Д. Учебник логики. Минск: 2011.

Демидов И.В. Логика. Минск: 2011.

Жоль К.К. Логика в лицах и символах. Минск: 2006.

История логики: учебное пособие/ под общей редакцией В.Ф.Беркова, Я.С. Яскевич. Минск: 2001.

Кириллов В.И., Старченко А.А.. Логика: учебник для юридических вузов. Минск: 2006.

Малыхина Г.И. Логика. 5 издание. Минск 2010.

Трушко М.Н. Логика. Минск: 2001.

Трушко М.Н. Логика. Практикум 2004

Чуешов В.И. Основы современной логики. Минск: 2003.

 

 

Тема 2. Понятие.

 

1. Общая характеристика понятий.

2. Отношения между понятиями.

3. Деление понятий.

4. Ограничение и обобщение понятий.

5. Определение понятий.

 

Литература

 

Бартон В.И. Логика. Учебное пособие. Минск: 2008.

Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Павлюкевич В.И. Логика, изд.10. Минск: 2012.

Гетманова А.Д. Учебник логики. Минск: 2011.

Демидов И.В. Логика. Минск: 2011.

Малыхина Г.И. Логика. 5 издание. Минск 2010.

Трушко М.Н. Логика. Минск: 2001.

Трушко М.Н. Логика. Практикум 2004

Чуешов В.И. Основы современной логики. Минск: 2003.

 

Темы докладов и рефератов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: