ARCHITECTURAL GLASS AND ITS PROPERTIES AS A TOOL OF WORK ON ARCHITECTURAL CONCEPTION.
Статья посвящена визуальным характеристикам свойств стекла в архитектуре. Стекло - материал с вековой историей, прошедший путь от материала функционального, использовавшегося для обеспечения светопрозрачности проёмов в зданиях, к материалу, играющему одну из главных ролей в формировании современных стилистических направлений в архитектуре. В статье рассмотрены различные приёмы остекления фасадов с учетом различных характеристик и возможностей современного стекла, в табличном виде осуществлен анализ объектов, представляющих описанные приёмы. Современные технологии и возможности использования светопрозрачных фасадов развиваются очень быстро и композиционный потенциал давно не ограничивается созданием лаконичных и простых строгих форм. Такие решения позволяют улучшить эстетические показатели архитектурного пространства разнообразными способами и приёмами.
Ключевые слова: стекло, остекление фасадов, архитектурная эстетика, прозрачность, лёгкость, зеркальность, декорирование.
The article is devoted to the visual characteristics of glass properties in architecture. Glass is a material with a centuries-old history, passed the way from the functional material used to ensure the translucence of the openings in the buildings, to the material playing one of the main roles in the formation of modern stylistic directions in architecture. In the article various approaches of glazing of facades with considering various characteristics and possibilities of a modern glass are considered, in the table form the analysis of the objects representing the described techniques is carried out. Modern technologies and the possibility of using translucent facades are developing very quickly and the compositional potential has long been not limited to the creation of concise and simple strict forms. Such solutions can improve the aesthetic indicators of the architectural space in a variety of ways and techniques.
Keywords: glass, facade glazing, architectural aesthetics, transparency, lightness, mirroring, decoration.
|
«Вся история архитектуры —
это история борьбы за свет.»
Ле Корбюзье.
Количество света, проникающее в помещение, является важным критерием оценивания качества пространства. С самых ранних периодов развития зодчества архитекторы работают с вечным и таким естественным явлением, как свет. Свет не только рассеивает тьму, но и является средством создания архитектурно-художественного образа: подчёркивает красоту формы, создаёт игру света и тени. Остекление фасадов позволяет естественному свету проникать внутрь сооружения и организовывать его интерьерное пространство. Стекло – универсальный материал, прошедший долгий и длинный путь в своём развитии, который в настоящее время играет одну из главных ролей в современной архитектуре.
Существует несколько версий появления стекла. Наиболее распространенная связывает появление стекла с получением металлов: в процессе плавления меди и железа образовывались шлаки, которые под действием тепла превращались в стекло. Сейчас трудно установить, как именно было изобретено стекло, но без сомнений это открытие было случайным [1].
Первое стекло служило аксессуаром для женщин и использовалось в быту. А первое оконное стекло впервые появилось в Древнем Риме. Оно было обнаружено при раскопках Помпеи и датируется годом извержения вулкана Везувий, 79 г. н. э. Это стекло было окрашенным в зеленоватые тона и матовым, содержало большое количество пузырей, что говорило о низкой температуре варки, толщиной около 3-6 мм [1, стр. 14].
Только в конце 19 столетия благодаря изобретению печи Сименса-Мартина[1] и заводскому производству соды массовое производство стекла стало возможным. А в XX в. были разработаны методы машинной вытяжки стекла Либби-Оуэнса, Фурко, Питтсбурга. Метод Либби-Оуэнса находит применение вплоть до настоящего времени. И самым последним в производстве листового стекла был флоат-метод[2], разработанный и запатентованный в 1959 году английским изобретателем Аластером Пилкингтоном.
|
Стекло в современной архитектуре — это материал, символизирующий лёгкость, красоту и изящество. Исключительное значение стекла в архитектуре объясняется его замечательными свойствами, резко отличающими его от всех известных нам материалов. К основным из них можно отнести следующие: прозрачность, зеркальность, геометрическая четкость, декорирование (в соотв. с Табл. 1). Благодаря их умелому использованию могут быть достигнуты самые разные архитектурно-художественные задачи и концептуальные решения.
С помощью прозрачности материала достигаются следующие задачи, имеющие важное значение в современной архитектуре:
а) Акцентируется внимание на интерьере сооружения (Рис. 1);
Отель Sofitel Stephansdom Жана Нувеля сведён к минимализму в конструктивных и колористическом аспектах. Стеклянные фасады параллелепипедной 75-метровой башни тонированы в серый, чёрный и белый цвета помогают усилить восприятие яркого футуристического дизайна через прозрачные части сооружения. В этом случае архитектор комплексно подошёл к своему проекту – создал экстерьер, взаимодействующий с интерьером. А они в свою очередь созвучно сосуществуют с окружающей постройкой.
|
Рисунок 1 – Отель Sofitel Stephansdom, Жан Нувель. Вена, Австрия 2010г.
б) Придаётся смысловое значение проникающему свету в сооружение (Рис. 2);
Весь облик здания суда в Кане и его конструктивные особенности можно описать двумя словами: основательный и прозрачный. Простая кубическая форма, слегка «приземлённая», подчёркивает неоспоримость правосудия. Это современная интерпретация закона через архитектуру. Стеклянная поверхность объёма вызывает доверие к работе судей, поскольку позволяет «заглянуть» внутрь, и вместе с тем отражает окрестности – тот окружающий мир, проблемы которого здесь решаются с позиции закона.
Рисунок 2 – Здание суда, Ателье Пьера Шампенуа. Кан, Франция 2015г.
в) Осуществляется принцип единения человека с природой (Рис. 3).
Принципы «открытой архитектуры», – свободные пространства, единство внутренней среды и окружающего ландшафта, нашедшие себя в работах Ле Корбюзье и Миса Ван дер Роэ – родоначальнике «стеклянных» небоскребов, формирует теоретические основы использования стекла в архитектурной композиции [2]. Так дом Фарнсуорт – стеклянный каркасный параллелепипед, поднятый на опорах. Стены отделены от несущих опор, подчеркивая эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, раскрытой в окружающий ландшафт.
Рисунок 3 – Дом Фарнсуорт, Л. Мис ван дер Роэ. Штат Иллинойс, США 1951г.
Свойства зеркальности стекла обеспечивают сооружениям эффект «растворения» в окружающей среде. Способностью отражения обладает абсолютно любое стекло. Однако, можно регулировать степень зеркальности: от самой минимальной до самой максимальной. Такое свойство стекло приобретает за счёт специальных покрытий из оксида металла, которое наносят на одно из поверхностей стекла в процессе производства. В этом смысле интересен пример штаб-квартиры банковской компании BNL-BNP Paribas. Здание расположено на сложном участке — узком, вытянутой формы. Один фасад обращен к железнодорожному узлу, второй — к жилому району. Оба представляют собой важные городские территории. Отсюда и возникла идея здания – миража. Благодаря покрытию и конструкции структурного остекления оно отражает окружающий его ландшафт и меняет облик в зависимости от времени дня и погоды.
Рисунок 4 – Штаб банковской компании BNL-BNP Paribas, Альфонсо Фемиа и Джанлуки Пелуффо. Рим, Италия 2016г.
Кажущиеся лёгкость и тонкость стекла позволяют создать внешнюю оболочку здания, усиливая геометрическую четкость линий и граней. Остекление фасадов может выполнять теплозащитную функцию, а также играть декоративную роль, воплощая неограниченные возможности полета архитектурной фантазии, пластически насыщая сооружение с помощью рельефных и плоскостных возможностей стекла.
а) Объемные, рельефные возможности стекла (Рис. 5);
Стены и потолки Конгресс-центра и концертного зала «Harpa» в Рейкьявике состоят из стеклянных панелей разных оттенков светло-голубого и светло-жёлтого цвета в виде объёмных сотовых ячеек в стальном каркасе. Сотовые стеклянные ячейки благодаря своей гранённости и объёму придают фасаду рельеф и преломляют лучи солнца.
Рисунок 5 – Конгресс-центр и концертный зал «Harpa» Хеннинг Ларсен. Рейкьявик, Исландия, 2011г.
б) Плоскостные возможности секла (Рис. 6).
Доминик Перро украсил Суд Европейского Союза цветом и игрой мерцающего света посредством стеклянных золотистых пластин в виде каймы, обрамляющей по перемету наружную ограждающую конструкцию. Этот декоративный приём придал простой лаконичной форме здания суда индивидуальность, интерес, разнообразнее.
Рисунок 6 – Суд Европейского Союза в Люксембурге, Доминик Перро, 2008г.
Стекло является прекрасным облицовочным материалом, устойчивым к атмосферным воздействиям и к агрессивным средам. В этих условиях его декорирование, отличающееся исключительным разнообразием возможностей, и его гладкая и блестящая поверхность не теряют своего внешнего вида в течение продолжительноro времени. Всё большее значение для архитекторов приобретает не столько формальное использование таких возможностей (в качестве декора, способа разнообразить пространство и т.п.), сколько общий идейный, вербальный смысл [3]. Современные технологии обработки стекла предоставляют различные виды его декорирования:
а) цветные и оттеночные стекла (Рис. 7);
Основное декоративное свойство стекла, используемое сейчас – это, конечно, его цвет. Нам представлены большие возможности для творчества в этом направлении [3]. Если смотреть издалека на фасады Московской школы управления «Сколково», создается ощущение их рельефности, выпуклости. Чтобы создать такие фасады для каждого корпуса проектировались и изготавливались элементы, максимально точно совпадающие по цвету с эскизами авторов проекта: стекла 10 разных оттенков – от белого и серебристого до желтоватого, охристого и золотого.
Рисунок 7 – Московская школа управления «Сколково», Дэвид Аджайе. Московская область, Россия 2010г.
б) витражи (Рис. 8);
Особенно эффектно применение цветных стекол в витражном искусстве. При этом могут быть использованы самые разнообразные производственные приемы, начиная от средневековой техники и кончая современными методами [4]. Например, витражи Антонио Гауди – знаковое явление в мировом витражном искусстве. При строительстве дома Бальо в полной мере проявилась тяга автора к природным мотивам и криволинейным формам. Переливчатые мозаичные витражи Гауди олицетворяют стихию воды, а крыша, выложенная черепицей, очень похожа на чешую рыбы.
Рисунок 8 – Дом Бальо, Антонио Гауди. Барселона, Испания 1906г.
в) стекло с печатью (Рис. 9);
Цифровая печать – уникальная технология декорирования стекла, позволяющая воплощать в жизнь любые творческие замыслы архитекторов и дизайнеров. Узорчатые фасады Дворца творчества школьников в Астане изначально предполагалось выполнять из архитектурного бетона, но уже на первой стадии строительства стало понятно, что быстро изготовить их невозможно из-за сжатых сроков. Очень важно было добиться от материала баланса прозрачности и читаемости рисунка. В итоге выбрали стекло светло-зеленоватого оттенка. Пиксельным способом[3] нанесли на него белый рисунок из четырнадцати видов национальных орнаментов. Благодаря этому архитекторам удалось добиться необходимого ощущения легкости и ажурности.
Рисунок 9 – Дворец творчества школьников в Астане, «Студия 44» и ТОО «Базис-Проект LTD». Астана, Казахстан 2012г.
г) фактурное стекло (Рис. 10).
Использование рельефных стёкол, кривых поверхностей и объемных стеклянных панелей необычной формы, в первую очередь, придаёт оригинальность экстерьеру. Благодаря искривлению меняется угол падения проникающих внутрь лучей и в интерьере наблюдается преломление света. Главным достоинством здания компании Gores Group являются объемные стеклянные панели необычной формы, придающие фасаду уникальный, необычный образ. За счет искривления стеклянных панелей в течения дня под лучами солнца обеспечивается и изменчивость визуального восприятия.
Рисунок 10 – Компания Gores Group, Belzberg Architects. Беверли-Хиллз, США 2014г.
Подводя итог, можно сделать вывод, что остекление в архитектуре обусловливается различными факторами и причинами. В том числе обеспечивается раскрытие обзора на внешнюю среду; выполняется необходимая доля инсоляции; осуществляется естественная вентиляции и воплощается эстетический замысел сооружения днем и ночью. Благодаря стеклу возможно придать сооружению любую геометрическую форму, декоративно оформить фасады (окрасить стекло, использовать рельеф, нанести узор и печать) и усложнить их композицию объемными решениями – солнцезащитными конструкциями.
Таблица 1.
Свойства остекления | Иллюстрации | Архитектурные примеры |
Прозрачность: а) акцент на интерьере б) идейный сюжет в) единение с природой | Отель Sofitel Stephansdom, Ж. Нувель; Студенческий центр Альфреда Лернера, Б. Чуми; Автомобильный музей немецкого концерна Volkswagen, HENN Architekten; Отель и конференц-центр EUR, М. Фуксас; Музей в Меце, С.Бан. | |
Здание суда в Кане, Atelier Pierre Champenois; Здание Института арабского мира, Ж. Нувель; Дворец правосудия г. Хасселт, Дж. Майер; Здание суда в Антверпене, Р. Роджерс. | ||
Дом Фарнсуорт, Л. Мис ван дер Роэ; Киноцентр UFA, Coop Himmelb(l)au; The Rock, Э. Эгераат; Мастерская Punto Nave, Р. Пьяно. | ||
Зеркальное остекление | Штаб банковской компании BNL-BNP Paribas, А. Фемиа, Д. Пелуффо; Здание штаб- квартира Technogym, А. Читтерио. | |
Геометрическая четкость: а) объемные, рельефные возможности стекла б) плоскостные возможности секла | Конгресс-центр и концертный зал «Harpa» Хеннинг Ларсен; Исторический архив Страны Басков, Фрэнк Гэри. | |
Суд европейского сообщества в Люксембурге, Д. Перро; Библиотека имени Сандро Пенны, И. Рота. | ||
Декорирование стекол: а) витражи б) цветные и оттеночные стекла в) стекло с печатью г) рельефное стекло | Дом Бальо, А. Гауди; Часовня на Площади Благодарения, Ф. Джонсон; Кафедральный собор Бразилиа, О. Нимейера; Кафедральный собор Святого Себастьяна, Э. Фонсеки. | |
Московская школа управления «Сколково», Д. Аджайе; Башня Colorium, Дж. Олсон; | ||
Картонный собор, С. Бан; ЦСКА Арена, С. Чобан и С. Кузнецов; Дворец творчества школьников в Астане, «Студия 44» и ТОО «Базис-Проект LTD»; Стеклянная ферма, MVRDV. | ||
Компания Gores Group, Belzberg Architects; Нидерландский институт образа и звука, Neutelings Riedijk Architects. |
Литература
1. Свешников М. П. Тайны стекла. Мировая энергетическая революция: Как возобновляемые источники энергии изменят наш мир. М.: Альпина Паблишер, 2015. 208 с.
2. Под общей редакцией И. В. Борискиной «Здания и сооружения со светопрозрачными фасадами и кровлями» - Санкт-Петербург: Инженерно-информационный Центр Оконных Систем, 2012. – 400 с.
3. Федоров О.П Декоративное и образное использование стекла в современной архитектуре. Актуальные проблемы современного строительства: сб. материалов 60-й Международной научно-технической конференции молодых учёных/ Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. — Ч. 2. — СПб., 2007. — 208с.
4. Качалов Н. Стекло. Издательство АН СССР. Москва. 1959. – 465 с.
[1] Плавильная печь для переработки передельного чугуна и лома в сталь нужного химического состава и качества.
[2] Флоат-метод заключается в выливании стеклянной массы на поверхность раскаленного олова. Поверхность получается максимально ровной с обеих сторон.
[3] Форма цифрового изображения, созданного на компьютере с помощью растрового графического редактора, где изображение редактируется на уровне пикселей (точек), а разрешение изображения настолько малó, что отдельные пиксели чётко видны.