ХРУЛЕВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ // Вестник ВИ МВД России. 2009. №4. С.47-51.




Занятие 5 - 6.

Общая характеристика правовой основы национальной безопасности РФ.

Проводится в форме семинара – дискуссии. Терминологический тренинг

1. Понятие правовой основы национальной безопасности. Система правовой основы национальной безопасности

2. Конституционные основы безопасности Российской Федерации

3. Федеральные законы как основополагающий элемент правового регулирования вопросов национальной безопасности РФ

Литература:

Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2013. – №5 (37). – С.23 – 27.

Кардашова И.Б. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс. – 2014. – № 5. – С. 29 - 32.// СПС КонсультантПлюс

Мхитарян Ю.И. Конституционно-правовое обеспечение безопасности // Российская Федерация сегодня https://www.russia-today.ru

Хурулева В.В. Безопасность как конституционная категория // Вестник ВИ МВД России. – 2009. – №4. – С.47 – 51.

Чапчиков С.Ю. Необходима конституционная доктрина безопасности личности, общества, государства // Конституционное и муниципальное право. – 2011. – № 6.

 

При подготовке к первому вопросу вам необходимо уяснить понятие правовой основы национальной безопасности. Система правовой основы национальной безопасности отражена в Законе «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ.

Основным нормативно-правовым актом высшей юридической силы в сфере обеспечения безопасности является Конституция Российской Федерации. В связи с этим, вам нужно проанализировать статьи, в которых встречается термин «безопасность». Многие авторы считают, то данный термин употребляется в различных значениях, как в узком, так и в широком понимании этого слова. Обратите внимание на статью И.Б. Кардашовой.

Правовое обеспечение безопасности РФ связано с нормами международного права. Приведите примеры наиболее известных соглашений и международно-правовых договоров.

Ключевое значение имеют федеральные конституционные законы: «О военном положении»от 30.01.2002 г. и «О чрезвычайном положении»от 30.05.2001 г., а также федеральные законы. Наиболее важные из них: «О безопасности» от 05.03.1992 г. (утратил силу), «О государственной тайне» от 21.07.1993 г., «Об обороне» от 31.05.1996 г., «О безопасности» от 28.12.2010 г. и ряд других.

 

 

Кардашова И.Б.

В нашей стране уделяется много внимания совершенствованию правового регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности, поскольку оно служит основой развития демократического правового российского государства. Право не может нормально функционировать без признаков системности, поэтому «нужна система действия закона… системное изучение и наблюдение за ходом осуществления законов и норм»1. Правовая система обеспечения безопасности Российского государства начала формироваться в середине 1990-х гг. Такая программа предусматривает деятельность по разработке нормативной правовой основы, регулирующей отношения в сфере безопасности личности, общества и государства. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, для их упорядочения, развития в соответствии с общественными потребностями. Не все общественные отношения в сфере безопасности охватываются понятием «национальная безопасность», а только затрагивающие в определенный исторический период развития государства национальные интересы, для которых существуют реальные опасности и угрозы. Основным нормативным правовым актом высшей юридической силы в сфере

1 Тихомиров Ю.А. Закон: от принятия – до реализации // Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 13

обеспечения национальной безопасности является Конституция Российской Федерации. Важно, что в основу конституционного строя России положена принципиально новая концепция приоритетов «личность – общество – государство» в отличие от советского конституционного законодательства, которое при закреплении устоев общественного строя исходило из приоритетов «государство – общество – личность». В Конституции Российской Федерации используется термин «безопасность». В широком смысле это – национальная безопасность, поскольку именно она источник, основа других видов безопасности, затрагивающих конституционно-правовые отношения. Многие положения Конституции Российской Федерации можно отнести к основам национальной безопасности, так как они закрепляют общественные отношения, имеющие жизненно важное значение для личности, общества, государства. Несмотря на то что категорию «национальная безопасность» нельзя отнести к какой-либо отрасли права, это не является препятствием для придания ей конституционного статуса. Конституция Российской Федерации определяет важнейшие направления государственной политики по обеспечению безопасности ее многонационального народа. В.Т. Кабышев справедливо полагает, что «понятие «конституционный строй» аккумулирует весь спектр многообразия механизма создания, действия и реализации Основного закона»2.

2 Кабышев В.Т. Становление конституционного строя России // Конституционное развитие России. Саратов, 1993. С. 5.

нашей стране уделяется много внимания совершенствованию правового регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности, поскольку оно служит основой развития демократического правового российского государства. Право не может нормально функционировать без признаков системности, поэтому «нужна система действия закона… системное изучение и наблюдение за ходом осуществления законов и норм»1. Правовая система обеспечения безопасности Российского государства начала формироваться в середине 1990-х гг. Такая программа предусматривает деятельность по разработке нормативной правовой основы, регулирующей отношения в сфере безопасности личности, общества и государства. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, внутренне согласованных нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, для их упорядочения, развития в соответствии с общественными потребностями. Не все общественные отношения в сфере безопасности охватываются понятием «национальная безопасность», а только затрагивающие в определенный исторический период развития государства национальные интересы, для которых существуют реальные опасности и угрозы.

1 Тихомиров Ю.А. Закон: от принятия – до реализации // Законность в Российской Федерации. М., 1998. С. 13. С. 24 Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 5 (37) 2013

Конституция Российской Федерации служит основой для выработки решений по обеспечению национальной безопасности, поскольку задачи в этой сфере неразрывно связаны с предметом конституционного права. Объектами национальной безопасности и конституционно-правовых отношений и выступают конституционный строй, государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина; субъектами – органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и граждане. Глава 2 Конституции Российской Федерации, посвященная личным правам и свободам человека и гражданина, содержит статьи, затрагивающие жизненно важные интересы личности (ст. 22, 23, ч. 3 ст. 37, ст. 41 и др.). В ч. 3 ст. 55 определены возможные ограничения прав и свобод человека и гражданина с целью обеспечения безо- пасности, вместе с тем основные права и свободы не подлежат такому ограничению (ст. 20, 21, ч. 1 ст. 23, ст. 24, 28, ч.1 ст. 34, ч. 1 ст. 40, 46–54). Представляет интерес мнение о том, что с учетом возрастающей роли безо- пасности в жизни современного общества можно говорить о необходимости обосно- вания и закрепления в Конституции Российской Федерации права человека на безопасность3, без которого невозможно осу- ществление им иных прав. Конституцией Российской Федерации определена новая система органов госу- дарственной власти (ст. 10), а также права граждан на местное самоуправление (ст. 12, ч. 2 ст. 32). Важнейшую роль в формирова- нии и реализации политики национальной безопасности играет Президент Российской Федерации, правовой статус которого определен в главе 4 основного закона. Положения основного закона в сфере обеспечения национальной безопасности находят свое развитие в положениях феде- ральных законов и указов Президента Рос- сийской Федерации, в частности в таких ос- новополагающих нормативных правовых

3 См.: Мамонов В.В. Конституционные гарантии нацио- нальной безопасности России. Саратов, 2004. С. 61–62.

актах, как Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности». Нельзя не вспомнить, что до недавнего времени единственным законом в сфере безопасности был Закон Российской Феде- рации от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасно- сти», определявший правовые основы обе- спечения безопасности, систему безопасности, ее функции, порядок организации органов, обеспечивающих безопасность, а также контроль и надзор за законностью в их деятельности. В этом законе впервые предусматривался принципиально новый для нашей страны системный подход к за- дачам обеспечения безопасности, учитыва- ющий интересы личности и общества. Се- годня Закон Российской Федерации 1992 г. не мог бы решать в полном объеме всех задач, поскольку он принимался в других политических условиях. Л.И. Шершнев от- мечал, что он «отжил свое, хотя без него, может быть, было бы еще хуже»4. В связи с этим и был принят новый Федеральный закон «О безопасности» (2010 г.), в кото- ром были определены основные принци- пы обеспечения безопасности, полномочия органов государственной власти, а также правовой статус Совета Безопасности Рос- сийской Федерации, являющегося консти- туционным совещательным органом. Вместе с тем в этом основополагающем нормативном правовом акте не представ- лены основные категории – «националь- ная безопасность», «национальные интере- сы», «угрозы национальной безопасности», «обеспечение национальной безопасности» и др. На наш взгляд, недопустимым являет- ся отождествление в ст. 1 закона понятий «безопасность» и «национальная безопас- ность», поскольку национальная безопас- ность является частью общего явления безо- пасности. Большую методологическую роль в по- строении системы национальной безопас- ности и ее правового регулирования игра- ет дифференциация видов национальной безопасности по объектам (безопасность 4 Шершнев Л.И. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Безопасность. 2002. № 11–12. С. 37.

С. 25личности, безопасность общества, безопас- ность государства), по сферам жизнедея- тельности (экономическая, экологическая, информационная), по местонахождению ис- точника опасности (внутренняя и внешняя). Выделение этих видов безопасности спо- собствует выработке правильной стратегии и тактики выявления угроз национальной безопасности и противодействия им. Вместе с тем в ст. 1 закона виды наци- ональной безопасности представлены с нарушением общепринятых критериев классификации, а именно: «безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности и иные виды». Подобная клас- сификация несостоятельна с точки зрения определения национальной безопасности в виде совокупности трех основных состав- ляющих названной выше триады обеспече- ния национальной безопасности – безопас- ность личности, безопасность общества, безопасность государства. Однако по-прежнему остается пробле- матичным определение таких видов наци- ональной безопасности, как государствен- ная и общественная. Это связано с тем, что личность, общество и государство явля- ются основными объектами националь- ной безопасности, т.е. личная безопасность есть исходное начало и относительная ко- нечная цель государственной и обществен- ной безопасности. О государственной безопасности гово- рится применительно к государству в це- лом, и эта функция относится к исключи- тельному ведению Российской Федерации (п. «м» ст. 71 Конституции Российской Фе- дерации). В совместном ведении Россий- ской Федерации и субъектов Федерации находится обеспечение «законности, пра- вопорядка, общественной безопасности» (п. «б» ч. 1 ст. 72). В ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Кон- ституции Российской Федерации речь идет о «безопасности государства», в ч. 1 ст. 82 – о «безопасности и целостности государ- ства», поэтому часто национальная безо- пасность и государственная безопасность отождествляются. Но соотносятся они как целое и часть, т.е. национальная безопас- ность всегда первична, поскольку государ- ство возникает и функционирует в резуль- тате заинтересованности в нем общества. Дискуссионным остается вопрос об об- щественной безопасности как виде наци- ональной безопасности, что связано с от- сутствием в российском законодательстве ее законодательного определения. Обще- ственная безопасность была определена лишь приказом МВД России от 15.03.2002 № 240 «Об утверждении Концепции разви- тия Службы общественной безопасности МВД России». Представляется, что необхо- димо законодательное определение поня- тий «государственная безопасность» и «об- щественная безопасность» как основных видов национальной безопасности. К недостаткам Федерального закона «О безопасности» можно отнести и отсут- ствие нормы, определяющей порядок осу- ществления надзора за законностью дея- тельности органов обеспечения националь- ной безопасности, который осуществляет прокуратура Российской Федерации. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года опреде- лила национальную безопасность как «со- стояние защищенности личности, обще- ства и государства от внутренних и внеш- них угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достой- ные качество и уровень жизни граждан, су- веренитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федера- ции, оборону и безопасность государства», а также национальные интересы, угрозы на- циональной безопасности, систему обеспе- чения национальной безопасности, силы и средства обеспечения национальной безо- пасности. Конституция Российской Федерации провозгласила идеологическое многообра- зие, недопустимость установления какой- либо идеологии в качестве государствен- ной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13). В соци- альном российском государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво- бодное развитие человека (ч. 1 ст. 7), ос- новной проблемой является формирование с. 26 Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 5 (37) 2013 общественной идеологии, позволяющей защитить свои национальные интересы. Стратегия обладает политико-идеологиче- ской направленностью, декларирует общее видение направлений и подходов к обеспе- чению национальной безопасности, а также определяет соответствующие задачи орга- нов государственной власти. Анализ угроз национальной безопасно- сти, влияющих на обеспечение стабильного развития нашего государства, подчеркива- ет важность принятия Стратегии, позволя- ющей перейти от практики бессистемного реагирования на неожиданные опасности и угрозы к долгосрочной и научно обоснован- ной политике. К сожалению, в Стратегии в систему обеспечения национальной безо- пасности включены лишь государственные органы, принимающие участие в обеспече- нии национальной безопасности. Однако в демократическом государстве большое зна- чение имеет деятельность негосударствен- ной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности, состоящей из общественных объединений и граждан, ко- торые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законода- тельством Российской Федерации. Необ- ходимо формирование российской страте- гической культуры, оказывающей большое влияние на развитие мирового порядка на основе восприятия России как мировой державы со своей национальной идеей, историческим опытом и традициями. В связи с этим представляется необхо- димым разработать федеральный консти- туционный закон «О национальной безо- пасности Российской Федерации» на ос- нове системного и ценностного подходов. Основными разделами закона могут быть: Преамбула; 1. Общие положения (задачи и сфера применения закона, основные по- нятия, принципы и меры обеспечения на- циональной безопасности, правовые осно- вы обеспечения национальной безопасно- сти, государственная политика в области обеспечения национальной безопасности, международное сотрудничество в области обеспечения национальной безопасно- сти); 2. Система обеспечения националь- ной безопасности Российской Федерации (структура системы обеспечения нацио- нальной безопасности; основные функции системы обеспечения национальной безо- пасности; разграничение полномочий ор- ганов государственной власти в системе обеспечения национальной безопасности; полномочия Президента Российской Феде- рации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Фе- дерации, федеральных органов исполни- тельной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в об- ласти национальной безопасности; силы, органы и средства национальной безопас- ности); 3. Правовое положение личности в области национальной безопасности (обе- спечение безопасности личности, соблюде- ние прав и свобод человека и гражданина при обеспечении национальной безопас- ности); 4. Совет Безопасности Российской Федерации (статус, состав и порядок его формирования, основные задачи, поря- док принятия решений Советом Безопас- ности Российской Федерации, действия Совета Безопасности Российской Федера- ции в случае угрозы национальной безо- пасности, полномочия Секретаря и членов Совета Безопасности Российской Федера- ции, межведомственные комиссии, аппарат Совета Безопасности Российской Федера- ции); 5. Финансирование деятельности по обеспечению национальной безопасности; 6. Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению национальной безопасности. На основе предлагаемого закона следует разработать пакет нормативных право- вых актов (концепций, доктрин и т.п.) по отдельным видам национальной безопас- ности (особенно государственной безопас- ности, общественной безопасности), а так- же государственные (правительственные) программы по обеспечению конкретных видов национальной безопасности на опре- деленный период. В таком случае появля- ется объективная возможность направить в общее русло усилия законодательной власти по выработке и принятию закона с. 27 Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 5 (37) 2013 с последующим контролем над его реали- зацией, исполнительной власти – по обе- спечению его реализации, общественных организаций и граждан – по поддержке его реализации. Следует согласиться с мнением В.Д. Зорь- кина, что «совершенствование внутрирос- сийского законодательства и, главное, за- коноисполнения, это не только собственно правовой внутренний вопрос… это еще и вопрос национальной безопасности страны в глобализующемся мире»5. Совершенство- вание законодательства на основе правовой системы, поддерживающей необходимый уровень обеспечения национальной безо- пасности, будет способствовать укрепле- нию конституционных основ националь- ной безопасности Российской Федерации. 5 Зорькин В.Д. Вызовы глобализации и правовая концеп- ция мироустройства // Рос. газ. 2010. 10 сент. Библиографический список 1 Зорькин В.Д. Вызовы глобализации и правовая концепция мироустройства // Рос. газ. – 2010. – 10 сент. 2 Кабышев В.Т. Становление конститу- ционного строя России // Конституцион- ное развитие России. – Саратов, 1993. 3 Мамонов В.В. Конституционные га- рантии национальной безопасности Рос- сии. – Саратов, 2004. 4 Тихомиров Ю.А. Закон: от принятия – до реализации // Законность в Российской Федерации. – Москва, 1998. 5 Шершнев Л.И. Проблемы законода- тельного обеспечения национальной без- опасности Российской Федерации // Безо- пасность. – 2002. – № 11–12. Николай Николаевич КАРПОВ доктор юридических наук, доцент К вопросу о приоритетности

 

Мхитарян Ю.И. Конституционно-правовое обеспечение безопасности // Российская Федерация сегодня https://www.russia-today.ru/

 

Конституция Российской Федерации гарантирует безопасность, обязывает органы государственного управления совершенствовать законодательство и нести ответственность за выполнение своих обязанностей

Конституция Российской Федерации провозглашает и гарантирует права и свободы, определяет обязанности, а также ответственность государства, органов госуправления. Основной Закон страны создает также условия для развития гражданского общества, жизни и деятельности человека и гражданина, определяет отношения между субъектами права. Принципы и нормы Конституции РФ выполняют системообразующую роль, являются основой и определяют всю систему национального права.

Конституция Российской Федерации реализует общедемократическую концепцию обеспечения и защиты прав человека, как главной функции правового государства. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита этих прав -- обязанностью государства (ст.2 Конституции Российской Федерации).

Тем самым основополагающий конституционный принцип содержит императивное указание государству, органам госуправления, должностным лицам при выполнении своих функций и обязанностей постоянно исходить из приоритета человека, его интересов во всей системе правоотношений.

Важность конституционных норм определяется ст.118 Основного Закона страны, устанавливающей, что судебная власть осуществляется посредством Конституции Российской Федерации, действующим законодательством, например, ст.11 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации. О верховенстве и прямом действии Конституции РФ, ее применении в судебной практике подчеркивает Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31.10.1985 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Коренное изменение характера и природы конституционного права нашей страны, выдвижение на первое место регламентацию прав, свобод и защиту человека - важная веха, сделавшая нашу страну полноправным участником мировых демократических процессов, поставивших главными целями социального, экономического развития цивилизации и стран мира -- обеспечение и защиту прав человека и гражданина.

Сегодня в демократических странах государство выступает гарантом обеспечения безопасности человека и гражданина, что является одним из главных критериев обеспечения конкурентоспособности страны в реализации гуманистических принципов, создании наиболее благоприятных условий для жизни людей. Процессы глобализации создают возможность для реализации конкурентных преимуществ не только в экономике, но и в социальной сфере, влияют на подходы, принципы и законодательные нормы обеспечения безопасности, практику их применения.

В связи с изменением основополагающих принципов и норм Конституции РФ в нашей стране изменились и подходы к обеспечению безопасности. Если раньше приоритетными были вопросы обеспечения безопасности государства, то сегодня на первом месте стоит безопасность человека, гражданина -- основа национальной, государственной безопасности.

В XXIвеке произошли принципиальные изменения в осознании: безопасность – это создание условий, не угрожающих человеку. В системе норм права рассмотрение понятия «безопасность» как исключительно безопасность государства, сохранение государственного суверенитета перешло к рассмотрению безопасности личности. В соответствии с Федеральным законом «О безопасности» государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики страны. Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция РФ и другие законодательные акты. Сам закон определяет основные принципы и содержание обеспечения безопасности для всех сфер деятельности государства. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. стратегическими национальными приоритетами – важнейшими направлениями обеспечения национальной безопасности -- признаны направления, реализующие конституционные права и свободы граждан России. Одним из этих направлений является безопасность объектов капитального строительства. Политика национальной безопасности, как система политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством для обеспечения безопасности объектов капитального строительства, направлена на реализацию конституционных прав и свобод граждан РФ при выполнении работ на таких объектах.

Вопросы обеспечения безопасности объектов капитального строительства являются составной частью национальной безопасности и имеют конституционную основу, определяющую долгосрочные, приоритетные цели. Обеспечение безопасности достигается применением основополагающих конституционных принципов и норм права, реализующих право на безопасный труд, здоровье и жизнь в условиях безопасности, безопасную окружающую среду, возмещение вреда.

Статьи Конституции РФ 2, 7, 15, 16, 17, 18, 20, 37, 41,42, 53, 55 гарантируют безопасность здоровья, жизни и деятельности человека в Российской Федерации, являются непосредственно действующими, имеют прямое действие, применяются на всей территории страны. В ч.2 ст.55 указано, что в Российской Федерации не должны издаваться статьи, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Согласно ст.18, права и свободы человека, гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Императивное требование признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, гражданина -- обязанность государства (ст.2) -- важно рассматривать в единстве с императивными нормами, определяющими, что никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основополагающему принципу (ч.2 ст.16), и органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (ч.2 ст.15).

Дефиниции безопасности: устранение опасности, выявление угроз причинения вреда, реализация предупредительных мер по устранению причинения вреда, создание условий для невозникновения причинения вреда, возмещение вреда. Таким образом, безопасность объектов капитального строительства обеспечивается деятельностью, направленной на устранение основных признаков, не обеспечивающих безопасность здоровья, жизни и деятельности человека и гражданина.

Конституционно-правовая обязанность российского государства в сфере обеспечения безопасности объектов капитального строительства -- это приоритетное направление деятельности государственной власти, органов государственного управления, должностных лиц, граждан и правосудия по реализации функций и задач обеспечения безопасности объектов капитального строительства, как одного из направлений обеспечения национальной, государственной безопасности Российской Федерации.

Задачи, которые при этом решают государственная власть и органы государственного управления:

• законодательное регулирование безопасности объектов капитального строительства

• реализация и защита конституционных основ обеспечения безопасности

• организационное обеспечение безопасности

• формирование и реализация стратегии обеспечения безопасности

• предупреждение нарушения безопасности и возмещение вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, обеспечение их функционирования.

 

Реализация конституционных норм является основой эффективной правовой системы государства. Принцип и нормы Конституции РФ содержат достаточный потенциал для реализации стратегических основ безопасности. Конституционно-правовая ответственность Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов капитального строительства определена необходимостью защиты интересов государства, общества и личности в этой сфере. На основе конституционных норм формируются законодательные акты, за эффективность которых несет ответственность государственная власть и органы госуправления, что также является гарантией Конституции РФ.

Согласно ст.53 Конституции РФ, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов госвласти или их должностных лиц. Демократия эффективна только тогда, когда она востребована, выстроена система ответственности органов государственного управления, должностных лиц, и реализуется активная позиция субъектов права. Рост числа случаев привлечения к ответственности органов госуправления и должностных лиц за незаконные действия (или бездействие), возмещение вреда пострадавшим от этого, свидетельствуют, что демократические процессы углубляются. Таким образом, Конституция РФ определяет принципы, нормы права и ответственность за их нарушения субъектами права, закладывает все необходимое для развития демократического государства, обеспечения безопасности личности, государства, постоянного совершенствования законодательства. Система конституционно-правового регулирования гарантирует обеспечение безопасности человека, гражданина, его здоровья, жизни и деятельности.

ХРУЛЕВА ВЕРА ВЛАДИМИРОВНА БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ // Вестник ВИ МВД России. 2009. №4. С.47-51.


Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что вопросам обеспечения безопасности уделяется все большее внимание, а именно
— проблематике определения научно-правовой основы понятия безопасности РФ и методикам совершенствования ее правового регулирования. Данная потребность диктуется, с одной стороны, растущим количеством соответствующих нормативных актов, с другой стороны, повышенным интересом к данной проблематике как юристов, так и представителей иных наук — экономистов, социологов, политологов, историков.
«Безопасность» является очень широким понятием, поэтому его можно рассматривать в различных аспектах. Указом Президента РФ от 19 сентября 1997 г. «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации» были утверждены положения, регулирующие деятельность десяти комиссий, за каждой из которых закреплен определенный круг вопросов, касающихся безопасности. В их числе комиссии по оборонной, федеральной конституционной, информационной, экологической, международной, экономической, общественной безопасности.
В этой связи возникает ряд проблем, связанных с вопросами безопасности.
Во-первых, одной из актуальных проблем было и остается социально-правовое положение человека. Не случайно Президент РФ постоянно подчеркивает важность решения проблем в области здравоохранения, охраны здоровья граждан России и их защиты. Подобное «плачевное», кризисное состояние в данной сфере связывается с безопасностью России. Кроме того, целью любого государства является достижение баланса интересов личности, общества и государства в соответствующих сферах общественной и государственной жизни, в том числе в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства.
Во-вторых, наблюдается несоблюдение конституционной нормы о разграничении понятий «государственная безопасность» и «общественная безопасность».
Ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Конституции закрепляют «безопасность государства», ч. 1 ст. 82 — «безопасность и целостность государства». Понятие «государственная безопасность» используется в п. «д» ч. 1 ст. 114 Конституции. И только однажды, в п. «д» ч. 1 ст. 72, говорится об обеспечении «экологической безопасности» как сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Тем самым Конституция России разграничивает понятия «государственная» и «общественная» безопасность. То есть о государственной безопасности говорится применительно к государству в целом, и эта функция относится к исключительному ведению Российской Федерации. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение «законности, правопорядка, общественной безопасности» (п. «б» ч. 1 ст. 72). Таким образом, обеспечение государственной безопасности Российской Федерации возлагается на государство в целом. Ни субъекты Федерации, ни коммерческие и иные негосударственные структуры, ни отдельные граждане функциями и полномочиями по обеспечению государственной безопасности не наделяются.
В-третьих, очевидна недостаточность правового регулирования вопросов определения места и роли конституционной безопасности в сфере правового регулирования.
Конечно, само по себе понятие «безопасность» как конституционная категория еще не получило должного научного обоснования. Это связано прежде всего с тем, что, во-первых, Конституция отражает различные стороны правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду, например, физическую безопасность (ст. ст. 20—23), информационную безопасность (ст. ст. 24, 29), экономическую
безопасность (ст. ст. 34, 35) и т.д., во-вторых, безопасности государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55, п. «м» ст. 71), в-третьих, безопасности общества (ч. 2 ст. 7). Конечно, никто не отрицает, что наиболее широкая, в данном случае интегральная, основа юридической и, соответственно, конституционной безопасности личности воплощается в категории национальной безопасности. Однако такое сложное, многогранное явление, как национальная безопасность, ограничивается, к сожалению, сферой исключительно публичных отношений, в рамках которых обеспечивается безопасность народа как носителя суверенитета и единственного источника власти. Между тем конституционный режим национальной безопасности включает и интересы личности, ее права и свободы.
Конституционная безопасность личности — принцип правового государства. Состояние защищенности личности на правовом уровне, т.е. юридическая безопасность, выражается прежде всего как ее конституционная безопасность. Конституционную безопасность личности не следует понимать как защиту лишь частных интересов. В данной категории объективно проявляется баланс частных и публичных интересов как основа конституционного правопорядка в обществе и государстве. Соответственно, конституционная безопасность личности — неотъемлемая составляющая правового государства и верховенства закона, а права личности — это одновременно и средство достижения интересов общества и государства.
Именно поэтому права человека и гражданина составляют основу конституционной безопасности России. Конституционная безопасность личности и есть тот самый баланс между публичными и частными интересами, международными (универсальными) и национальными (специфическими) ценностями, для достижения которого Конституцией РФ предусмотрены самые различные механизмы разрешения общественных противоречий.
Таким образом, ставится задача о необходимости определения приоритетных основных направлений в области обеспечения безопасности личности в конституционно-правовом аспекте.
1. Проблема обеспечения социальной стабильности в обществе, преодоления бедности, неоправданного неравенства.
В ряду внутренних угроз конституционной безопасности России проблема бедности, социального расслоения, неоправданного неравенства и, как следствие, проявлений социальной нестабильности обретает особую остроту и актуальность. Весьма показательны в этом отношении результаты социологических исследований. На вопр<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: