Методические рекомендации. Во втором вопросе важно выяснить причины конституционного кризиса




В первом вопросе студенты должны охарактеризовать глубинные предпосылки Великой Французской буржуазной революции, расстановку классовых сил, задачи, которые революция должна была решить. Назвав три этапа революции, следует указать, какая из группировок буржуазии (конституционалисты, жирондисты, якобинцы) возглавляла революцию на каждом из этапов. Здесь же рассматриваются начальные события революции. Почему французская корона пошла на созыв Генеральных штатов? Как стал решаться аграрный вопрос Учредительным собранием? Необходимо выявить характерные черты конституционной монархии, формы правления, которая утвердилась на первом этапе Великой Французской революции и отразила соотношение социально-классовых сил в этот период. Необходимо проанализировать содержание и значение Декларации прав человека и гражданина (1789 года), а затем аграрное и рабочее законодательство первого этапа революции, законы о статусе церкви и церковного имущества. Также здесь важно рассмотреть организацию власти по Конституции 1789 года, подчеркнуть классовый характер избирательного права. Какой механизм разделения властей был заложен в Конституцию 1791 г.? Особое внимание следует уделить вопросу о полномочиях и пределах власти короля и парламента, других органов конституционного механизма, на воплощение в Конституции принципа разделения властей. В контексте исторической обстановки следует уяснить принципы цензового избирательного права, не народного, а национального суверенитета, основанного на теориях «избирательных функций» (ст. 2, разд. 3 Конституции) и «представительного мандата» (разд. 1, гл. 1, разд. 3, ст. Т), закрепленных в Конституции. Для правильного понимания Конституции 1791г. и ее исторической роли большое значение имеет и анализ того раздела Конституции, который называется «Основные положения, обеспеченные Конституцией».

Во втором вопросе важно выяснить причины конституционного кризиса, приведшего в конечном итоге к провозглашению республики. Необходимо обратиться к декрету Национального Конвента 21-22 сентября 1792 г., который оформил уничтожение королевской власти. Каково содержание антифеодального законодательства жирондистов, их политики в целом. Что представляли собой жирондисты, интересы каких слоев населения они отражали, каких политических взглядов придерживались? На каком основании можно назвать политику жирондистов непоследовательной и противоречивой? Раскройте обстоятельства углубления революции и перехода к республиканской форме правления. Объясните значение декрета «Об уничтожении остатков феодального режима» от 25 августа 1792 г. и Закона от 28 августа 1792 г. Был ли таким образом решен аграрный вопрос и закончились ли крестьянские волнения? Насколько поменялось избирательное законодательство и каким стало соотношение сил в новом высшем органе власти - Конвенте? Какие социально-политические силы стояли за жирондистами и якобинцами? Обладали ли жирондисты монополией на власть? Почему в мае 1793 г. обостряются противоречия между жирондистами и якобинцами?

В рамках рассмотрения третьего вопроса необходимо определить социальную базу якобинцев, сущность их социально-экономического законодательства, разобраться в реально сложившейся системе органов власти в центре и на местах, а также в политике революционного террора. Важно определить основные задачи, решаемые якобинской революционно-демократической диктатурой. Необходимо прояснить причины раскола в якобинском лагере и сужение социальной базы якобинской революционно-демократической диктатуры. В заключении необходимо выявить причины поражения якобинской группировки М. Робеспьера? При анализе Декларации прав человека и гражданина 1793 года следует уяснить ее радикально-революционное содержание, те принципиальные положения, которые отличали ее от Декларации прав человека и гражданина 1789 года.

При разборе четвертого вопроса начать нужно с выявления предпосылок и непосредственных причин, идеологических лозунгов и классовой сущности термидорианского государственного переворота 27 июля 1794 года: Четко разобраться с официальными причинами отказа от введения в действие Конституции 1793 года и восстановления «цензового» характера избирательного права. Следует показать контрреволюционный характер нового режима, разрушение революционного государственного механизма. Важно объяснить: как это проявилось в Конституции 1795 года, в новой организации законодательной и исполнительной властей, в избирательном праве и методах правления Директории: принципа «разделения властей» и организация государственной власти (структура органов власти, порядок их формирования, полномочия органов власти). Нужно объяснить сущность «политики качелей» и вычленить причины слабости термидорианского режима. Также требует рассмотрения вопрос: можно ли считать термидорианский переворот финалом или продолжением Великой французской революции?

Пятый вопрос предполагает анализ причин государственного переворота 18 брюмера VIII года Республики (9 ноября 1799 года) и установления власти Наполеона Бонапарта. Требуется обратить внимание на цели, задачи и характерные черты бонапартистской диктатуры. Особо нужно обратить внимание на специфику организации законодательных органов по Конституции 1799 года и персонализм огромной власти первого консула, что затем облегчило окончательный переход к империи. Далее нужно определить главные опоры власти императора. Изложите новую структуру органов власти по Конституции 1799 г. Для чего была создана сложная система расчленения идополнения их функций? Как изменился подход к их формированию в рамках формально-всеобщего избирательного права для мужчин? Какие новые изменения в государственное устройство были внесены в 1802 и 1804 гг.? Дать общую характеристику Французского Гражданского Кодекса (ФГК) 1804 года: а) исторические условия и причины создания ФГК; б) «нереализованные предшественники» ФГК (проекты ГК 1793 г., 1794 г., 1796 г.); в) источники ФГК 1804 г.; г) система изложения правовых норм и особенности структуры ФГК 1804г.; д) историческое значение ФГК 1804 г.

В шестом вопросе нужно сравнить государственный строй восстановленной легитимной монархии и немного модернизированной Июльской монархии по Хартиям 1814 и 1830 гг., их политический режим, избирательную систему. В чем состоял компромиссный характер Конституционной хартии 1814 г.? Как на практике повели себя монарх и дворянские круги в условиях Реставрации? Чем закончилась Июльская революция 1830 г.?

В седьмом вопросе дайте анализ основных мероприятий, проведенных в годы правления Луи Филиппа. Орлеанская монархия (1830-1848 годы). следует определить причины установления Второй республики. Рассмотрите ход революции 1848-1849 гг. Раскройте основные положения Конституции 1848 годп, непрочность ее государственной системы, что и привело затем к установлению империи. Сравните положения Конституции 1848 года с предшествующими конституционными документами. Какой скрытый источник опасности был заложен в механизме разделения властей в 1848 году?

В восьмом вопросе необходимо охарактеризовать содержание Конституции 1852 года, ее сходство и различия по сравнению с Конституцией 1799 г., политический режим Второй империи и причины ее падения.

В девятом вопросе необходимо разобрать причины и процесс становления Третьей республики и дать анализ трех органических законов 1875 года. Важно подчеркнуть значение вынужденного компромисса между монархистами, что и привело к утверждению Третьей республики. Далее характеризуется государственный строй по конституционным законам 1875 года, тип республики (президентская или парламентская), роль парламента, положение президента и правительства в системе власти, а также развитие отношений между парламентом, правительством и президентом в конце XIX века. Важно ответить на вопрос: почему французское общественное мнение поддержало бонапартистский государственный переворот 2 декабря 1851 года? Можно попробовать провести параллели между Конституцией 1852 года, Конституцией 1799 года и Конституцией 1848 года. Почему же в политической жизни Второй империи в 1860-е годы получила развитие тенденция к либерализации? Почему, несмотря на эту тенденцию, Вторая империя показала свою недостаточную прочность?

Делая выводы по теме, следует ответить на вопрос о причинах частой смены форм государства и конституций во Франции конца XVIII-XIX веков, в отличие от Англии и США. Для закрепления пройденного материала по ходу занятия можно заполнить таблицу «Эволюция форм государства во Франции в конце XVIII-XIX веков», где следует по периодам определить форму государства, ее конституционное оформление, органы высшей исполнительной и законодательной власти, избирательное право.

1. Контрольные вопросы и задания

1. Что отличало развитие буржуазной модели государства во Франции от английской модели? Насколько поменялось избирательное законодательство и каким стало соотношение сил в новом высшем органе власти - Конвенте? Какие социально-политические силы стояли, по вашему мнению, за жирондистами и якобинцами? Обладали ли жирондисты монополией на власть? Почему в мае 1793 г. обостряются противоречия между жирондистами и якобинцами?

2. Какая форма государственного управления была установлена якобинской Конституцией? Что вам известно о законодательстве по поводу максимумов и «подозрительных»? Почему, по вашему мнению, потерпела поражение якобинская группировка М. Робеспьера?

3. Можно ли считать термидорианский переворот финалом или продолжением Великой французской революции? Сравните положения термидорианской Конституции 1795 г. с конституциями 1791 и 1793 годов. Какова судьба революционных завоеваний и последствия государственного переворота ноября 1799 г.?

3. Охарактеризуйте политическую фигуру Наполеона Бонапарта. Каков был государственный аппарат первой французской империи? Что такое бонапартизм, какие его признаки сформировались во Франции? Какие традиции старой французской цивилистики лежат в основе Кодекса Наполеона?

4. В чем состоял компромиссный характер Конституционной хартии 1814 г.? Как на практике повели себя монарх и дворянские круги в условиях Реставрации? Чем закончилась Июльская революция 1830 г.?

5. Раскройте особенности буржуазного права Франции. Как сложилась и развивалась судебно-правовая система Франции в Новое время?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: