Методы, приёмы работы с детьми ОВЗ




 

В настоящее время в ДНР неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.

Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.

В «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. И наша с вами задача обеспечить такие условия обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, которые направлены на коррекцию присущих ему недостатков, продвижению в общем развитии и социализацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы и навыки. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание в памяти, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществлять напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается, теряет интерес к занятиям. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:

· методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;

· методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;

· беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;

· методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.

Краткая характеристика некоторых методов обучения.

Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

К рассказу предъявляются следующие требования:

- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается легче);

-четкость структуры (должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финал);

- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями, событиями).

Объяснение –метод овладения теоретическим учебным материалом. Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:

- постановку познавательной задачи;

-строгий, тщательный подбор фактического материала;

- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;

-использование иллюстративного материала;

- формулировку выводов.

Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;

-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.

Экскурсии – один из самых распространенных методов обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.

Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.

Наиболее существенным признаком в работе с детьми с ЗПР является их коррекционно-развивающая направленность.

Она включает:

· Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;

· Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;

· Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;

· Предварение пропедевтикой изучения нового;

· Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;

· Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.

Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.

Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.

Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи; не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь специалистов: учителя – дефектолога, учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, тогда, когда дети уже имеют некоторый опыт подобной работы. Поэтому, здесь будут н аиболее приемлемыми следующие методы:

· объяснительно –иллюстративный;

· репродуктивный;

· частично поисковый;

· коммуникативный;

· информационно – коммуникационный;

· метод проектов;

· методы контроля;

· самоконтроля и взаимоконтроля.

 

Приемы обучения, используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».

Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:

Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

 

ЗПР

( дети с задержкой психического развития )

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, являются:

· Объяснительно –иллюстративный;

· Репродуктивный;

· Частично поисковый;

· Коммуникативный;

· Информационно – коммуникационный;

· Методы контроля;

· Самоконтроля и взаимоконтроля;

· Активные методы обучения, игровые методы;

· Активные методы рефлексии:

· рефлексия настроения и эмоционального состояния;

· рефлексия содержания учебного материала;

· рефлексия деятельности

Нетрадиционные методы:

музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж;

Куклотерапия,сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия.

Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:

· Игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);

· Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

· Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;

· Обучение конструированию, рисованию, моделированию;

· Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;

· Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

 

ОНР

(дети с общим недоразвитием речи)

· Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…)

· Обучение пересказыванию;

· Обучение рассказыванию по картинам;

· Рассказывание по сериям сюжетных картинок;

· Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке;

· Описание пейзажной картины;

· Обучение описанию предметов;

· Обучение рассказыванию с элементами творчества.

В ходе рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного);

· Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…)

· Практические (практические упражнения, графические работы…)

· Кинезиология (развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения)

Упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Змейка», «Зайчик – кольцо»

· С у-джок терапия

I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования через устное народное творчество, стихи, загадки, сказки.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.

· Логопедическая ритмика ( развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, укрепление мимической мускулатуры, формирование фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласование движения и речи)

 

НОДА

(дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата)

 

· Практические методы и приемы обучения:

· постановка практических и познавательных задач;

· целенаправленные действия с дидактическими материалами;

· многократное повторение практических и умственных действий;

· наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);

· подражательные упражнения;

· дидактические игры;

· создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.

· Наглядные методы:

· обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);

· наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;

· рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

· Словесные методы:

· речевая инструкция, беседа, описание предмета;

· указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;

· метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);

· вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);

· педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.

· Двигательно-кинестетические методы:

· дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;

· пассивная гимнастика;

· искусственная локальная контрастотерми.

 

Почти у всех детей нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.

· Развитие мелкой моторики:

· Самомассаж

· Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры

· Выкладывание букв из различных материалов

· Игры с пластилином, бумагой, карандашом, крупами, бусами, камешками

· Шитье, плетение

· Вырезание

· Рисование, раскрашивание, штриховка

· Игры со счетными палочками

· Игры с конструктором, мозаикой

· Шнуровки

· Аппликация, лепка

Недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации.

· Развитие зрительно-моторной координации:

· Рисование горизонтальных и вертикальных прямых линий от заданного начала до заданного конца

· Рисование наклонных и изогнутых линий по образцу

· Корректурные пробы

· Различные «соединялки»

· Раскрашивание

· Дорисовывание

· Обводка, штриховка, раскрашивание

· Написание цифр

· Копирование образца по точкам

· Лабиринты

· Графические диктанты

· Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки

У многих детей с нарушениями ОДА недостаточно развиты пространственный анализ и синтез.

· Развитие пространственной ориентировки:

· обучение ориентировке в схеме собственного тела.

· обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.

· обучение восприятию пространственных отношений между предметами

· обучение ориентировки на плоскости.

В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. В связи с этим необходимо применять:

· разнообразный наглядный материал, чертежи, схемы, рисунки;

· упражнения на развитие мыслительных операций.

Практически у всех детей отмечается пониженная работоспособность.

· Повышение работоспособности:

· дозировать нагрузку,

· давать перерывы при продолжительных заданиях.

· интенсивно нагружать в начале урока и снимать нагрузку в конце занятия.

Часто у детей с нарушениями ОДА отмечаются нарушения письма и чтения.

· Коррекция дислексии:

I этап. Проводятся специальные подготовительные упражнения по развитию зрительного восприятия цвета, формы и пространственных отношений.

II этап. Тренировка чтения разных слогов.

III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки: гаурезанкар, мордкан, кортлаля, малакартар, чиндростон. Предъявление слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память.

IV этап.

При обучении чтению можно воспользоваться такими приемами:

· выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащимся предлагается читать или писать,

· ограничение нужного слова, текста, предложения специальными прорезями и т. п.

· Коррекция нарушений письма:

При коррекции нарушений письма следует учитывать форму дисграфии и в зависимости от этого строить систему психологической и логопедической работы при оптической, аграмматической дисграфиях или дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.

· Развитие произвольного внимания

Использование интересного, увлекательного материала в начале урока способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении уроков может быть полезно создание у учеников ожидания интересного продолжения в конце урока.

На доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы..

Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов. Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом.

Следующая важная проблема, с которой сталкивается учитель, – это недостатки памяти. Проявляется это в том, что хорошо понятный и усвоенный материал даже на следующий день может восприниматься как незнакомый.

· Развитие памяти

Целесообразно начинать урок с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому. Узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Положительный эффект дает запись на доске нового материала и оставление его до следующего урока. Для лучшего запоминания дважды читать соответствующий материал. Хорошо действует дополнительное прочтение того же отрывка отдельными учениками (желательно с хорошей дикцией) и особенно хором. Можно задавать наводящие вопросы. Эффективна запись на доске основных положений совместно с учениками.

Многим детям присуща эмоционально-волевая незрелость, поэтому следует широко использовать поощрения.

 

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: