В настоящее время в ДНР неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.
Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.
В «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. И наша с вами задача обеспечить такие условия обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, которые направлены на коррекцию присущих ему недостатков, продвижению в общем развитии и социализацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.
|
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы и навыки. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание в памяти, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществлять напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается, теряет интерес к занятиям. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?
|
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.
Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, учитель для достижения целей и задач пользуется следующими методами:
· методы, используемые для сообщения новых знаний – это методы объяснения, рассказа, демонстрации;
· методы, используемые при приобретении новых знаний, умений и навыков;
· беседа, наблюдения, работа с книгой, игра, упражнения, лабораторно-практические работы, самостоятельная работа –использование методов данной группы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, повысить их самостоятельность;
|
· методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков и прочее.
Краткая характеристика некоторых методов обучения.
Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.
К рассказу предъявляются следующие требования:
- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается легче);
-четкость структуры (должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финал);
- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями, событиями).
Объяснение –метод овладения теоретическим учебным материалом. Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:
- постановку познавательной задачи;
-строгий, тщательный подбор фактического материала;
- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;
-использование иллюстративного материала;
- формулировку выводов.
Беседа – метод обучения представляющий собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. Главное требование – строгая система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены основной идее, поставлены так, чтобы ученики понимали предмет разговора.
Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.
Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;
-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;
- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.
Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.
Наблюдения и лабораторные работы. Основная цель – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.
Экскурсии – один из самых распространенных методов обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.
Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.
Наиболее существенным признаком в работе с детьми с ЗПР является их коррекционно-развивающая направленность.
Она включает:
· Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
· Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
· Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
· Предварение пропедевтикой изучения нового;
· Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
· Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.
Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.
Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.
Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.
Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи; не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь специалистов: учителя – дефектолога, учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, тогда, когда дети уже имеют некоторый опыт подобной работы. Поэтому, здесь будут н аиболее приемлемыми следующие методы:
· объяснительно –иллюстративный;
· репродуктивный;
· частично поисковый;
· коммуникативный;
· информационно – коммуникационный;
· метод проектов;
· методы контроля;
· самоконтроля и взаимоконтроля.
Приемы обучения, используемые на уроках с обучающимися с особыми возможностями здоровья С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».
Приемы обучения – это конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения.
Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:
Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, «смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
ЗПР
( дети с задержкой психического развития )
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, являются:
· Объяснительно –иллюстративный;
· Репродуктивный;
· Частично поисковый;
· Коммуникативный;
· Информационно – коммуникационный;
· Методы контроля;
· Самоконтроля и взаимоконтроля;
· Активные методы обучения, игровые методы;
· Активные методы рефлексии:
· рефлексия настроения и эмоционального состояния;
· рефлексия содержания учебного материала;
· рефлексия деятельности
Нетрадиционные методы:
музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж;
Куклотерапия,сказкотерапия, песочная терапия и глинотерапия.
Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии:
· Игровые ситуации, требующие оказания помощи любому персонажу (задача: разъяснить, научить, убедить);
· Дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
· Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
· Обучение конструированию, рисованию, моделированию;
· Игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом, встать на место другого;
· Психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
ОНР
(дети с общим недоразвитием речи)
· Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…)
· Обучение пересказыванию;
· Обучение рассказыванию по картинам;
· Рассказывание по сериям сюжетных картинок;
· Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картинке;
· Описание пейзажной картины;
· Обучение описанию предметов;
· Обучение рассказыванию с элементами творчества.
В ходе рассказа используются такие методические приемы, как: изложение информации, активизация внимания, приемы ускорения запоминания (мнемонические, ассоциативные), логические приемы сравнения, сопоставления, выделения главного);
· Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…)
· Практические (практические упражнения, графические работы…)
· Кинезиология (развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения)
Упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Ухо – нос», «Змейка», «Зайчик – кольцо»
· С у-джок терапия
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования через устное народное творчество, стихи, загадки, сказки.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
· Логопедическая ритмика ( развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, укрепление мимической мускулатуры, формирование фонематической системы, развитию темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, согласование движения и речи)
НОДА
(дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата)
· Практические методы и приемы обучения:
· постановка практических и познавательных задач;
· целенаправленные действия с дидактическими материалами;
· многократное повторение практических и умственных действий;
· наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения);
· подражательные упражнения;
· дидактические игры;
· создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной деятельности, в быту.
· Наглядные методы:
· обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестетическое, слуховое, комбинированное);
· наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
· рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
· Словесные методы:
· речевая инструкция, беседа, описание предмета;
· указания и объяснение как пояснение способов выполнения задания, последовательности действий, содержания;
· метод аудирования (записанный на аудиокассету голосовой и речевой материал для прослушивания ребенком);
· вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; прямые; подсказывающие);
· педагогическая оценка хода выполнения деятельности, ее результата.
· Двигательно-кинестетические методы:
· дифференцированный (в том числе логопедический) массаж;
· пассивная гимнастика;
· искусственная локальная контрастотерми.
Почти у всех детей нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма.
· Развитие мелкой моторики:
· Самомассаж
· Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры
· Выкладывание букв из различных материалов
· Игры с пластилином, бумагой, карандашом, крупами, бусами, камешками
· Шитье, плетение
· Вырезание
· Рисование, раскрашивание, штриховка
· Игры со счетными палочками
· Игры с конструктором, мозаикой
· Шнуровки
· Аппликация, лепка
Недостаточное развитие у детей зрительно-моторной координации.
· Развитие зрительно-моторной координации:
· Рисование горизонтальных и вертикальных прямых линий от заданного начала до заданного конца
· Рисование наклонных и изогнутых линий по образцу
· Корректурные пробы
· Различные «соединялки»
· Раскрашивание
· Дорисовывание
· Обводка, штриховка, раскрашивание
· Написание цифр
· Копирование образца по точкам
· Лабиринты
· Графические диктанты
· Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки
У многих детей с нарушениями ОДА недостаточно развиты пространственный анализ и синтез.
· Развитие пространственной ориентировки:
· обучение ориентировке в схеме собственного тела.
· обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве.
· обучение восприятию пространственных отношений между предметами
· обучение ориентировки на плоскости.
В тесной связи с нарушениями зрительно-пространственного синтеза находится слабость функций счета. В связи с этим необходимо применять:
· разнообразный наглядный материал, чертежи, схемы, рисунки;
· упражнения на развитие мыслительных операций.
Практически у всех детей отмечается пониженная работоспособность.
· Повышение работоспособности:
· дозировать нагрузку,
· давать перерывы при продолжительных заданиях.
· интенсивно нагружать в начале урока и снимать нагрузку в конце занятия.
Часто у детей с нарушениями ОДА отмечаются нарушения письма и чтения.
· Коррекция дислексии:
I этап. Проводятся специальные подготовительные упражнения по развитию зрительного восприятия цвета, формы и пространственных отношений.
II этап. Тренировка чтения разных слогов.
III этап. Чтение слов, не несущих смысловой нагрузки: гаурезанкар, мордкан, кортлаля, малакартар, чиндростон. Предъявление слов, не имеющих семантического значения, не позволяет ребенку читать по догадке, опираясь на логически-смысловую память.
IV этап.
При обучении чтению можно воспользоваться такими приемами:
· выделение (маркировка) начала строки, заглавной буквы, начальной фразы текста, с которой учащимся предлагается читать или писать,
· ограничение нужного слова, текста, предложения специальными прорезями и т. п.
· Коррекция нарушений письма:
При коррекции нарушений письма следует учитывать форму дисграфии и в зависимости от этого строить систему психологической и логопедической работы при оптической, аграмматической дисграфиях или дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза.
· Развитие произвольного внимания
Использование интересного, увлекательного материала в начале урока способствует поддержанию внимания в течение более длительного срока. Для поддержания повышенного уровня внимания на протяжении уроков может быть полезно создание у учеников ожидания интересного продолжения в конце урока.
На доске различными мелками подчеркивать то, что наиболее важно для понимания и усвоения того или иного раздела программы..
Немаловажное значение имеет размер, яркость зрительных стимулов. Например: надо продумать, где разместить стенды с информацией к уроку, с новым материалом.
Следующая важная проблема, с которой сталкивается учитель, – это недостатки памяти. Проявляется это в том, что хорошо понятный и усвоенный материал даже на следующий день может восприниматься как незнакомый.
· Развитие памяти
Целесообразно начинать урок с краткого повторения хорошо усвоенных понятий, а затем переходить к малознакомому. Узнавание ранее воспринятого обычно сопровождается положительными эмоциями. Положительный эффект дает запись на доске нового материала и оставление его до следующего урока. Для лучшего запоминания дважды читать соответствующий материал. Хорошо действует дополнительное прочтение того же отрывка отдельными учениками (желательно с хорошей дикцией) и особенно хором. Можно задавать наводящие вопросы. Эффективна запись на доске основных положений совместно с учениками.
Многим детям присуща эмоционально-волевая незрелость, поэтому следует широко использовать поощрения.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.