Как помогать ребёнку осваивать речь?




Развиваем речь ребёнка.

Большинство родителей заинтересовано в развитии грамотной речи у своих детей. И это правильно, поскольку владение речью и коммуникационные навыки имеют важное значение для развития ребёнка, его успешной учебы и дальнейшей социализации. Родители ищут волшебное средство, чтобы ускорить и/или усовершенствовать речь у детей, и оно есть: общаться с ними, слышать и слушать их, задавать вопросы и отвечать на них, читать вместе книги и петь песни.

Родители являются первыми учителями ребёнка, и понимание ими того, как развивается речь у детей, улучшает способность взаимодействовать с ним и помогает активнее осваивать язык.

С самого рождения дети запрограммированы на развитие речи и языка. Первые пять лет жизни ребёнка являются наиболее важными для его речевого развития: мозг устанавливает множественные связи между нервными клетками.

Недостаток общения и речевой стимуляции в этот период может привести к тому, что дети станут медленнее развиваться или в дальнейшем у них будут не достаточны навыки общения с людьми, которые сложно восполнить в последующие годы, несмотря на то, что развитие речи продолжается в начальной школе и в подростковом возрасте.

На ранних этапах развития языка мозг нацелен на то, чтобы воспринимать звуки речи и начать имитировать их. Уже на втором месяце жизни дети пробуют издавать звуки: начинается лепет. Немного позже они пытаются повторять звуки и слова, которые слышат от окружающих. Важно, чтобы в это время вокруг детей был насыщенный звуковой фон: все вокруг с ними говорили, потому что ребёнок подражает звукам, обращённым к нему от окружающих людей. Соответственно телевизор, электронные игрушки и гаджеты не способствуют развитию речи, даже если создают звуковой фон.

Обычно дети произносят свои первые слова в возрасте от 9 до 18 месяцев. Наиболее распространёнными являются «мама» или «папа». Независимо от того, на каком языке говорят вокруг, первые слова как правило относятся к родителям — к тем людям, которые ухаживают за малышом. В возрасте 18 месяцев ребёнок обычно имеет пассивный или активный словарный запас от 50 до 150 слов.

В 2 года дети могут использовать уже более 300 слов и понимать около 1000. Развитие самостоятельной речи происходит значительно позже навыков понимания речи окружающих: приблизительно к 18 месяцам малыши начинают соединять пары слов, чтобы сформировать первые предложения, которые иногда называют «телеграфной речью» — «папина мячик» или «мамина суп на».

Примерно в 3 года дети начинают применять язык для самых разных вещей: они не только пытаются получить разные предметы прямо сейчас, но уже могут обсудить что-то из прошлого опыта и даже используют речь, чтобы фантазировать. Примерно с 4−4,5 лет дошкольники начинают понимать и применять правила языка, чтобы выразить свои собственные мысли и оценить происходящие события; речь становится более похожа на взрослую.

Если к двум годам ребёнок вообще не произносит ни одного слова и не складывает два слова в простое предложение к двум с половиной, то стоит проверить, нет ли у него проблем со здоровьем.

Ребёнок не смотрит в глаза вам и окружающим, когда с ним разговаривают, и кажется несколько отстранённым — возможно, есть поводы для беспокойства. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем лучше. Для начала стоит проверить его слух и поговорить с педиатром.

Как помогать ребёнку осваивать речь?

  • Говорите и описывайте всё, что происходит. Обращайте внимание на то, куда смотрит ребёнок, называйте предмет, рассказывайте, что это. Показывайте, как с ним обращаться, не переключайте ребёнка на то, что кажется любопытнее вам. Каждый раз, когда он чем-то заинтересован, у вас есть возможность использовать это для развития и обучения. Дети многое видят впервые, и часто им нужно намного больше времени, чем взрослым, чтобы разобраться в происходящем.
  • Когда ребёнок говорит слово или фразу, вы можете расширить описание, показав тем самым, что для происходящего есть много разных слов. Поддерживайте с ним беседу, даже если ребёнок знает всего несколько слов. Это серьёзный вклад не только в развитие речи, но и в отношения с родителем. Не стесняйтесь говорить высоким голосом и сюсюкать, обращаясь к ребёнку до тех пор, пока он не говорит самостоятельно. Высокий тон голоса помогает ему понять, что речь обращена именно к нему, и ребёнок легче выделяет её из окружающих звуков.
  • Рассказывайте истории, сказки, стихи, которые вы знаете наизусть, читайте много раз подряд книги. Для маленьких детей рифмованная речь подходит лучше всего: стихи содержат разные образы и символы, описывают происходящее художественно и передают настроение. В дошкольном возрасте и школе помогайте ребёнку учить различные стихотворения. Если в раннем возрасте ему лучше выбирать стихи с понятными словами, то в школьном — со сложными словами, необычными словосочетаниями, устаревшими лексическими конструкциями, которые помогают осваивать родной язык и использовать похожие художественные приёмы в своей речи.
  • Если ребёнок посещает детский сад, обратите внимание, вовлекает ли воспитатель в общение детей, поддерживает ли он ребёнка улыбкой или позитивными словами, распространяет ли предложения, которые он произносит, играет ли с ними в речевые игры.
  • Если ребёнок говорит фразу или слово с ошибками, не исправляйте его немедленно: «Ты неправильно говоришь, надо так: …», лучше перефразируйте услышанное, то есть произносите фразу, повторяя за ребёнком, но правильно. Например, «мама гуля» перефразируйте: «Мама, я хочу гулять!» и продолжайте: «Ты хочешь пойти со мной гулять? Да? Хорошо. Сейчас будем собираться». Если ребёнок на эмоциональном пике, лучше не исправлять: сейчас важно помочь ему справиться с переживаниями, а развитие речи временно отложить.

  • Если няней ребёнка часто выступает телевизор или планшет, позаботьтесь о развивающем контенте. Единственный жанр передач, который помогает развитию речи, — интерактивные программы, в которых, помимо картинок и действий, ребёнку задают вопросы, стимулируя его отвечать вслух, и пытаются разворачивать возможные фразы в распространённое предложение. Просмотр мультфильмов создаёт пассивный словарь ребёнка, который будет зависеть от того, какие слова и фразы там используются. Сегодня всё чаще встречаются дети, говорящие наработанными фразами из мультфильмов не очень хорошего качества, не всегда использующие их к месту и ко времени, так как телевизор не может обеспечить ребёнку обратную связь в общении.
  • Развивайте мелкую моторику: прикосновения, погремушки, пальчиковая гимнастика, игрушки, наполненные шариками, пальчиковые краски, лепка из пластилина, конструкторы типа Лего, — всё это стимулирует развитие точных движений и усиливает мозговую активность, стимулирующую речь.
  • Играйте во всё, что знаете и умеете, придумывайте новые игры, изучайте игры разных народов, вспоминайте их из своего детства — для ребёнка это самый быстрый способ освоить все знания и активировать речь. В итоге у вас будет ребёнок, который легко формулирует свои мысли, а значит может иметь своё мнение, принимать свои решения и чувствовать себя уверенно в жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: