У машин трехфазного тока скорость вращения зависит от числа полюсов. При частоте 50 Гц ток в проводах обмотки меняет направление 100 раз в секунду. Если обмотка выполнена на два полюса, то при частоте 50 Гц ротор должен вращаться со скоростью 50 об/сек или 3000 об/мин. В четырехполюсной машине при одном обороте ротора в обмотке происходят изменения направления тока, соответствующие двум периодам. Поэтому скорость вращения ротора уменьшается вдвое.
Скорость вращения для машины с любым числом пар полюсов p в можно определить по формуле
n = | 3000 | об/мин | (10) | |
p |
Для синхронных машин формула дает действительное число оборотов ротора, а для асинхронных двигателей - условное, так как вследствие скольжения ротора он вращается с несколько меньшей скоростью.
Рис. 92 Схема переключения числа полюсов |
Как видно из формулы (10), изменяя число полюсов, можно изменять числа оборотов ротора. На этом принципе основана работа многоскоростных асинхронных электродвигателей, применяемых в металлорежущих станках, на элеваторах и транспортерах, в подъемных, крановых и насосных установках.
Применение многоскоростных электродвигателей позволяет упростить передачи; повысить производительность установок; устранить шумы и вибрации от работы зубчатых передач; упростить автоматическое управление процессами пуска, останова, реверсирования и торможения и, наконец, что очень важно, повысить коэффициент полезного действия установки благодаря снижению потерь в передачах.
• Многоскоростные электродвигатели могут быть выполнены на 2; 3 или 4 скорости. Чтобы избежать сложных устройств для переключения обмотки ротора, многоскоростные двигатели выполняют с короткозамкнутым ротором. Однако при этом надо следить за тем, чтобы не образовалось неблагоприятное соотношение чисел пазов статора и ротора для данного количества полюсов.
|
• Двухскоростные электродвигатели можно разделить по кратности отношения скоростей на электродвигатели с отношением скоростей кратным и некратным двум. Первые почти всегда выполняют с одной обмоткой, которая переключается на разные числа полюсов, вторые - с двумя отдельными обмотками. Чтобы можно было переключать числа полюсов, обмотка должна иметь шесть выводов на дощечке зажимов и дополнительные отводы от середины каждой фазы. На рис. 92 показаны схемы переключения числа полюсов обмотки.
Рис. 93 Схема обмотки двухскоростного двигателя с постоянным вращающимся моментом
Общие принципы обмоток с переключением числа полюсов заключаются в следующем. Если необходимо иметь две скорости вращения при отношении их 2:1, то числа полюсов должны находиться в отношении 1:2. Например, если синхронные скорости двигателей должны быть 1500 и 750 об/мин, то обмотка должна создавать числа полюсов 4 и 8. По отношению к меньшему числу полюсов - это петлевая обмотка с последовательным соединением катушечных групп и с шагом, близким к половине полюсного деления. Удвоение числа полюсов получается при изменении направления тока в одной из ветвей фазы. Полюсное деление при этом уменьшается вдвое, а шаг обмотки близок к полюсному делению.
В зависимости от условий работы электродвигателя предъявляют два основных требования к полюсопереключаемой обмотке. В одном случае для обеих скоростей нужен неизменный вращающий момент двигателя. В виде примера можно привести электродвигатель для привода воздушного компрессора, у которого необходимый вращающий момент не меняется при изменении скорости. Мощность такого двигателя возрастает пропорционально скорости вращения.
|
В другом случае мощность двигателя должна оставаться постоянной при изменении скорости вращения. Примером могут служить двигатели сверлильных станков. Эти требования выполняют путем соответствующего соединения фаз обмотки.
В качестве примера полюсопереключаемой обмотки возьмем асинхронный двигатель с обмоткой, переключаемой на 4 и 8 полюсов при 72 пазах статора. В этой обмотке число пазов на полюс и фазу по формуле:
q = | 72 | = 6; |
4·3 |
число катушечных групп k = 3·4 = 12; шаг обмотки по пазам уz = 72:8 = 9(1−10).
На рис. 93 показана схема этой обмотки для постоянного вращающего момента при обеих скоростях вращения. Рассмотрим фазу А. Из четырех катушечных групп этой фазы группы 1 и 7, лежащие под полюсами одной и той же полярности, соединяют последовательно. Также соединяют последовательно катушечные группы 4 и 10, лежащие под полюсами противоположных полярностей. Выполнив аналогично соединения для других фаз, получим по две ветви в каждой фазе. На рис. 94, а изображена принципиальная схема соединений этой обмотки на четыре полюса. Она представляет собой двойную звезду. К трехфазной сети присоединяют выводы С4, С5, С6; выводы С1, С2, С3 замыкают между собой.
Рис. 94 Принципиальные схемы обмотки двухскоростного двигателя: а - включение на четыре полюса, б - включение на восемь полюсов |
Переключение на восемь полюсов может быть получено соединением двенадцати катушечных групп в треугольник (рис. 94, б). При этом меняется направление тока в катушечных группа 4 и 10; 6 и 12; 2 и 8. Для соединения с трехфазной сетью надо выводы C1, С2, С3 присоединить к сети, а выводы С4, С5, С6 оставить разомкнутыми.
|
При необходимости получить для обеих скоростей вращения постоянную мощность надо соединить обмотку по схеме, показанной на рис. 95. При этом соединение с сетью должно быть в треугольник для четырех полюсов и в двойную звезду для восьми полюсов.
Рис. 95 Схема обмотки двухскоростного двигателя с постоянной мощностью |
• При отношении скоростей, некратном двум, обычно применяют две раздельные обмотки. В машинах малой мощности с мягкими катушками две двухслойные обмотки вкладывают в пазы одну над другой, получая таким образом четыре слоя в пазах и лобовых частях. Для двигателей большей мощности обе обмотки укладывают таким образом, чтобы получилось два слоя как в пазах, так и в лобовых частях. Обмотки получаются как бы встроенными одна в другую.
Если в нечетных пазах на дне лежат стороны катушек для меньшего числа полюсов, а над ними стороны катушек для большего числа полюсов, то в четных они меняются местами. Для выполнения этого требования число пазов статора должно быть четным, все катушки должны иметь одинаковый шаг, выражающийся нечетным числом, и толщины катушек должны быть примерно одинаковыми. Соединения обмоток производят на противоположных сторонах статора.
Разберем пример. Отношение скоростей 3:2, а значит отношение чисел полюсов 2:3. Числа полюсов в данном примере 8 и 12, число пазов статора 144. Полюсное деление восьмиполюсной обмотки равно 144:8=18 пазовым делениям, а для двенадцатиполюсной обмотки 144:12=12 пазовым делениям. Шаг обмотки выбирают меньше полюсного деления обмотки с меньшим числом полюсов и больше полюсного деления обмотки с большим числом полюсов. В данном случае можно взять шаг, равный 13 пазовым делениям (1-14). При этом шаг составляет 13:18×100=72% полюсного деления восьмиполюсной обмотки и 13:12×100=108% полюсного деления двенадцатиполюсной обмотки.
Рассмотрим еще один пример. Отношение скоростей 7:5, т. е. отношение чисел полюсов 5:7. Числа полюсов в данном примере 10 и 14, число пазов статора 168. Полюсное деление десятиполюсной обмотки равно 168:10=16,8 пазового деления, а четырнадцатиполюсной обмотки 168:14=12 пазовых делений. Шаг обмотки может быть выбран равным 13 пазовым делениям (1-14). При этом шаг обмотки составляет 13:16,8×100=77,4% полюсного деления для десятиполюсной обмотки и 13:12×100=108% полюсного деления для четырнадцатиполюсной обмотки.
Для получения постоянного вращающего момента надо обмотку с большим числом полюсов соединить в звезду, а с меньшим числом полюсов - в треугольник. Чтобы получить постояную мощность, следует обе обмотки соединить в звезду.
Чтобы не появлялись токи при включении одной из обмоток, надо разомкнуть все контуры в другой обмотке. Такими контурами могут быть треугольник или параллельные ветви двойной звезды.
Если требуется три скорости, из которых две имеют отношение 2:1, то могут быть использованы две встроенные одна в другую обмотки, рассмотренные выше. Наиболее часто встречающиеся отношения чисел полюсов 4/6/8; 6/8/12; 8/12/16 и 12/16/24. Здесь также надо размыкать все контуры одной обмотки при включении другой.
Если требуются четыре скорости, две из которых имеют отношение 2:1, то используют две различные обмотки. Возможны два способа получения четырех скоростей:
- 1) обмотки размещаются в пазах в четыре слоя, причем два верхних слоя принадлежат одной обмотке, а два нижних - другой;
Рис. 96 Схема укладки катушек в пазы |
- 2) используют две встроенные обмотки, наматывая каждую через один паз.
Типичным примером четырехскоростного двигателя может служить двигатель с отношением чисел полюсов 6/8/12/16.