Развивающие игры для детей 1-3 лет




Название игры Оборудование Ход игры Что развивает
Учимся различать цвета
Не перепутай! Вам потребуются: красный мяч, синий мяч, лист бумаги красного цвета, лист бумаги синего цвета. Предложите ребенку покатать по полу красный мяч, затем синий. Обращайте внимание малыша на цвет игрушки, повторяя: «Мы играем в красный (синий) мяч». Расстелив на полу листы цветной бумаги, попросите ребенка красный мяч положить на красный лист, а синий — на синий. Если ребенок ошибается, подскажите ему. Не забывайте повторять: «Это красный мяч, я кладу его на красный лист». Игра способствует развитию логического мышления, учит различать цвета.
Найди кубик Вам потребуются: кубики разных цветов. Разложите кубики в доступные ребенку места (на стол, на диван, на тумбочку и т.д.). предложите построить башенку. Обнаружив, что кубиков нет на месте, удивитесь и попросите малыша найти их. Комментируйте действия крохи: «Какой ты молодец! Нашел на столе красный кубик!». Обязательно обращайте внимание на цвет найденного кубика и называйте место, где он лежал. Игра способствует развитию слухового восприятия, учит различать цвета
Уборка Вам потребуются: корзина или ведерко, предметы разного цвета. Объясните ребенку, что сейчас вы будете гулять по комнате и собирать в корзину все предметы желтого (красного, синего и т.д.) цвета. Предварительно разложите на полу игрушки, карандаши и другие безопасные вещи. Отыскивая предметы, советуйтесь: «Это желтый карандаш? Мы его возьмем?». Подберите вещь другого цвета и побудите ребенка объяснить вам, что вы ошибаетесь. Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков классифицирования предметов по цвету.
Строим башню Вам потребуются: кубики двух цветов. Предложите ребенку построить две башни разных цветов, но для этого надо отсортировать кубики по цвету. Попросите малыша помочь вам. Строя башни, ошибайтесь, помещая кубик не того цвета. Указывайте ребенку на свою ошибку, вместе ставьте кубик на другую башню. Обязательно похвалите малыша. Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования.
Раскрась круги Вам потребуются: четыре листа бумаги, два цветных карандаша. Возьмите два листа бумаги, на каждом из них нарисуйте по большому кругу. Предложите малышу поиграть: пусть он раскрасит свой круг желтым цветом, а вы — красным. Рассматривая рисунки, обращайте внимание ребенка на цвет круга, проводите аналогии: «Как красиво ты раскрасил(а) круг желтым цветом, теперь он похож на солнышко». На двух других листах нарисуйте большие квадраты (треугольники и пр.) и раскрасьте их, поменявшись карандашами. Обсудите, на что похожа фигура. В дальнейшем можно привлекать к игре других членов семьи, не забывая обращать внимание ребенка на количество фигур и карандашей. Не настаивайте на том, чтобы малыш раскрашивал фигуры строго по контуру. Обязательно участвуйте в игре, глядя на вас, ребенок будет повторять ваши действия, приобретать полезные навыки. Игра способствует развитию моторики, подражательной деятельности, учит различать цвета.
Геометрические фигуры Вам потребуются: 5 разноцветных кругов, вырезанных из картона. Рассмотрите с малышом один из кругов, при этом рассказывайте ему: «Это круг. Он красного (синего, зеленого и т.д.) цвета. Давай подумаем, на что он похож (на яблоко, на солнышко, на колесо)». Поищите в комнате круглые предметы. Изучайте круги разного цвета. После того, как ребенок усвоил понятие «круг», можно переходить к другим геометрическим фигурам, расширяя при этом и диапазон цвета. Сравнивайте две одинаковые фигуры разного цвета. Ищите ассоциации. Игра учит различать предметы по цвету и форме.
Бытовые игры
Мамин помощник   Вытирая пыль с мебели, дайте малышу чистую тряпочку и попросите его вам помочь. Разговаривайте с ним: «Смотри, здесь пыль. Сейчас мы вытрем ее тряпочкой, и у нас будет чисто». Хвалите ребенка, когда он что-нибудь протрет. Расскажите, как приятно будет папе прийти в убранную квартиру. Повторяйте: «Ты — мой самый лучший помощник!». Игра развивает навыки самостоятельности, знакомит с категорией «причина - следствие».
Моем чисто Вам потребуются: кукольная посуда, поролоновая губка. Предложите малышу помыть посуду для куклы. Дайте ему поролоновую губку, покажите, как это делается. Вымытую посуду надо аккуратно сложить в коробочку или в шкафчик. Губку можно намочить и после этого протирать посуду сухим полотенцем, не забывая пояснять ребенку происходящее: «Посуда стала мокрой, поэтому ее нужно вытереть сухим полотенцем. Все, эта тарелочка сухая». Игра развивает моторику, навыки самостоятельности, знакомит с категорией «причина—следствие».
Постираем?   Налейте немного теплой воды в маленький тазик, дайте малышу небольшой кусочек мыла и носовой платок. Придумайте историю о том, что кукла во время игры на улице испачкала свой платочек. Надо ей помочь его выстирать. Покажите, как можно намылить платок и побултыхать его в воде. Игра способствует развитию навыков самостоятельности, тактильных ощущений.
Проводи зайчика Вам потребуется: игрушка. Расскажите ребенку, что зайчик очень хочет пойти на кухню, но боится, что заблудится: «Проводи его, пожалуйста!». На кухне голосом зайчика спрашивайте, как называются те или иные предметы, указывая на них (холодильник, плита, стол и т.д.), интересуйтесь, для чего они нужны. Сходите с зайчиком в спальню, в ванную комнату. Игра способствует развитию речи, умения ориентироваться в пространстве.
Игры на развитие речи
Игры со стихами Вам потребуется: игрушка-лошадка. Читайте стихотворение Агнии Барто: Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Пусть ребенок повторяет действия, описанные в стихотворении.  
Ча-ча-ча   Придумывайте простые рифмованные строчки, проговаривайте их или напевайте во время игры, на прогулке, во время купания. Вскоре ребенок запомнит и научится заканчивать фразу словом в скобках: Ча-ча-ча — мы увидели (грача); Чу-чу-чу — на прием идем к (врачу); Жа-жа-жа — есть колючки у (ежа); Цу-цу-пу — мы поесть несем (птенцу); Ла-ла-ла — у гусей по два (крыла); Ко-ко-ко — не ходите (далеко); Ом-ом-ом — мы найдем красивый (дом); Ух-ух-ух — загоняй коров, (пастух); Ра-ра-ра — дождик капает с (утра); Бы-бы-бы — выросли в лесу (грибы); Ой-ой-ой — нам пора идти (домой); и т.д.  
Веселая зарядка после пробуждения   Весело читайте малышу стишок, сопровождая его действиями: Ножками потопали: Топ-топ-топ! Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп! Сели! Встали! Снова Сели! А потом всю кашу съели! Эту потешку можно читать, взяв в руки мягкую игрушку. Покажите ребенку, как мишка может хлопать «ручками», топать «ножками» и т.д. Предложите малышу повторить эти действия с другой игрушкой. Игра способствует сенсорному развитию ребенка, укреплению доверительных отношений.
Печем ватрушки   Прочитайте ребенку русскую народную потешку: Трушки ту-тушки! Испечем ватрушки. Всем по ватрушке, Да молока по кружке. Ладушки, ладушки! Испечем оладушки. Маслом поливаем, Всех угощаем. Хлопайте ладошками друг о друга так, как будто вы лепите пирожки. В игре развивается мелкая моторика, координация движений.
Кошка и котята Вам потребуются: карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей. Покажите ребенку карточку с изображением кошки, обсудите все детали картинки, обратитесь к ребенку с просьбой показать, где у кисы ушки, глазки, хвостик. Спросите, как киса разговаривает, а как она мурлыкает, где живут кошки, что они едят, как их надо подзывать (кс-кс), пусть ребенок повторит. Затем покажите картинку с изображением котят, сравните их с изображением взрослого животного (котята маленькие, ушки, лапки и хвостик у них маленькие, котята пьют молочко и очень любят играть и т.д.). Изобразите тонким голосом мяуканье котят, попросите ребенка повторить, а теперь, грубее — мяуканье кошки и, снова, котят. Пробуйте это делать вместе с ребенком. Аналогично можно играть с изображениями взрослой собаки и щенков. Вам потребуются: карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей.
Что где лежит   Задавайте ребенку вопросы о предметах, между которыми прослеживается прямая связь, рассказывайте о предметах, название которых не знакомо малышу: Что у нас лежит в хлебнице? (Хлеб) Что я насыпаю в сахарницу? (Сахар) Чем ты мылишься? (Мылом) и т.д. Игра способствует развитию речи, навыков сопоставления, учит находить взаимосвязь между предметами
Игры на развитие мелкой моторики
Такая разная бумага Вам потребуются: листы бумаги разной текстуры (тетрадный лист, альбомный лист, бумажная салфетка). Поочередно сминайте листы бумаги, подключите к этому занятию ребенка. Комментируйте: «Вот бумажная салфетка. Смотри, как она легко мнется, это потому, что она сделана из очень тонкой и мягкой бумаги. Теперь давай попробуем смять тетрадный листок. Смотри-ка, его труднее смять, он — плотный и т.д.)». Из смятых листов можно скатать шарики и поиграть ими в снежки. В игре ребенок знакомится со свойствами материалов, развивает мелкую моторику.
Ухвати пинцетом Вам потребуются: пинцет, шарики из ваты, кусочки поролона. Научите ребенка пользоваться пинцетом. Покажите, как можно брать ватные шарики, мелкие кусочки поролона. Усложняйте игру, заменяя мягкие предметы твердыми — пуговицами, винтиками, крупой, фасолью и т.д. Можно использовать бумагу, порванную на мелкие части. Предложите малышу отсортировать предметы двух видов (вата, фасоль), раскладывая их по разным тарелкам. В дальнейшем в игру можно включать обрывки бумаги разных цветов (разложить на группы по цвету), твердые и мягкие предметы, легкие и тяжелые, круглые и некруглые и т.п.  
Много - мало Вам потребуются: два листа бумаги. Попросить ребенка разорвать один лист на две части, а другой — на мелкие кусочки. Прокомментировать: «Смотри, это большие обрывки бумаги, их всего два — это мало, а маленьких вон сколько, их много». Игра способствует развитию мелкой моторики, знакомит ребенка с понятиями «много — мало».
Мастерим бусы Вам потребуются: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок. Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на шнурок. Пусть он попробует сделать это сам. Шнурок с макаронами можно связать, сделав подобие бус, и надеть на куклу.  
Крутится? Вам потребуются: пластиковые бутылки и банки с отвинчивающимися крышками. На глазах у малыша откручивайте и закручивайте крышки на банках и бутылках. Попросите его повторить ваши действия. В игре ребенок знакомится со свойствами предметов, развивает мелкую моторику.
Учимся пересыпать Вам потребуются: любая крупа, две емкости с широким отверстием. Высыпав крупу в одну из емкостей, покажите ребенку, как можно руками пересыпать ее в пустую посуду. Научите малыша пересыпать крупу полной горстью, щепотью, пропускать сквозь пальцы.  
Раз фасоль, два фасоль Вам потребуются: сухая фасоль, пластиковая бутылка Берите по одной фасолинке и опускайте их в бутылку. При этом считайте: «Одна фасолина, две фасолины и т.д.». Чтобы ребенку не стало скучно, можно напевать песенку: Мы фасолинки берем, Их в бутылочку кладем. Будет Ванечке игрушка — Из фасоли погремушка. Игра способствует развитию мелкой моторики, обучает счету.  
Попробуй, расстегни Вам потребуются: взрослая одежда, застегивающаяся на пуговицы (плащ, кофта и т.д.). Покажите ребенку, как надо застегивать и расстегивать пуговицы. После того, как малыш научится это делать, переходите к вещам с более мелкими пуговицами, затем просите кроху застегивать и расстегивать пуговицы на его одежде. Игра способствует развитию мелкой моторики, навыков самостоятельности.
Порисуем? Вам потребуются: поднос, мелкая крупа или мука. Насыпьте на поднос ровным слоем манку или муку, покажите малышу, как пальчиками можно рисовать на муке. Проводите линии, рисуйте различные фигуры. Пусть ребенок порисует самостоятельно. Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей.
Узоры из пуговиц Вам потребуются: разноцветные пуговицы разных размеров. Выложите с ребенком дорожку из крупных пуговиц. Во время игры называйте цвет и форму каждой пуговицы. Вскоре ребенок запомнит, что все пуговицы круглые, научится классифицировать предметы по одному признаку. В дальнейшем в игре задействуются пуговицы разных размеров, не забывайте сравнивать их: «Теперь мы берем пуговицу поменьше, посмотри, как она отличается от большой, ну а теперь положим самую маленькую — пуговку-малютку», и т.д. Из пуговиц можно выкладывать узоры, цветочки, домики, одним словом, то, что подскажет ваша фантазия. Спрашивайте ребенка о том, что бы он хотел выложить из пуговиц, с какими пуговицами он будет играть сегодня (крупные, мелкие, красные, белые и т.п.). Игра способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка.
Игры на развитие внимания
Где твоя игрушка?   Возьмите любимую игрушку малыша. Вместе с ним положите ее в определенное место: «Давай положим мишку на диван». Отвлеките ребенка, поиграйте с ним во что-нибудь, почитайте, затем спросите: «А где наш мишка?» и повторяйте игру в течение дня. Игра способствует развитию внимания и памяти.
Кто где? Вам потребуются: две или три картонных коробки, игрушки. Положите в коробки по одной игрушке, так, чтобы ребенок это видел. Спросите: «В какой коробке лежит кукла?». Затем поменяйте игрушки местами и повторите игру.  
Покажи правильно Вам потребуются: 4 картинки с изображениями животных. Рассмотрите с ребенком одну из картинок, например, с изображением зайки, вспомните все, что вы о нем знаете (глазки, ушки, морковка). Уберите картинку. Разложите все 4 картинки и попросите ребенка показать вам зайку.  
Посмотрим и найдем Вам потребуется: картинка с изображением нескольких предметов или животных. Внимательно рассмотрите картинку. Расскажите ребенку о том, что на ней изображено, опишите каждую деталь. Предложите малышу отыскать какой-нибудь предмет на картинке. Например: «Покажи, пожалуйста, где нарисована киса. А где собака?».  
Найди сахар Вам потребуются: сахар, небольшое количество воды. Насыпьте сахар в чашку, добавьте небольшое количество теплой воды. Размешивая сахар ложкой, покажите ребенку, как он растворяется. Объясните, что, растворяясь, сахар делает воду сладкой. Угостите малыша «сахарной» водой. То же самое можно проделывать с вареньем. При этом обращайте внимание ребенка на то, как окрашивается вода. В игре малыш познает свойства вещества.
Кто к нам пришел? Вам потребуются: картонная коробка, 3 игрушки. Покажите ребенку, как вы накрываете коробкой две игрушки. Третью, не показывая, зажмите в кулаке. Постучите в коробку: «тук-тук, я к вам в гости», положите игрушку к остальным. Поднимите коробку и попросите малыша сказать, кто же пришел в гости к двум игрушкам. Игра способствует развитию логического мышления, памяти.
Сделай мячик Вам потребуются: вырезанные из картона круги, квадраты, фигурки животных. Возьмите несколько кругов разного цвета, разрежьте их пополам. Попросите малыша собрать «мячи» одного цвета. Называйте цвет каждой половинки, учите сравнивать и анализировать: «Давай попробуем приставить вот эту половинку. Нет, она нам не подходит - наш мяч должен быть красного цвета, а это — половинка желтого мяча». Когда малыш освоит подбор простых фигур, предложите ему собирать фигурки животных, любые выбранные вами предметы. Игра способствует развитию внимания, помогает изучить цвет, форму предмета.
Мишка или зайка? Вам потребуются: две игрушки. Спрячьте игрушки в разные места так, чтобы ребенок видел, куда вы их положили. Попросите найти определенную игрушку. Например, мишку вы спрятали под подушку, а зайку — под стол. Попросите малыша найти зайку. Похвалите его. Игра способствует развитию внимания.
Пойди туда, не знаю куда   Спрячьте игрушку в определенном месте. Попросите ребенка: «Принеси мне, пожалуйста, куклу, которая лежит за дверью (под диваном, за шкафом и т.д.). В дальнейшем можно прятать игрушку в другой комнате, на кухне, в ванной. Игра развивает навыки ориентирования.
Юный следопыт Вам потребуются: игрушка, цветная веревочка или толстая нить. Спрячьте игрушку, протянув от нее «след» (нить). Предложите малышу найти игрушку по следу. В дальнейшем усложняйте задание, обводя веревку вокруг предметов мебели, игрушек, связывая веревки разного цвета. Игра способствует развитию внимания, логического мышления, знакомит с категорией «причина — следствие».
Найди клад Вам потребуются: любая крупа или макароны, мелкая яркая игрушка. В ведерке или кастрюле засыпьте игрушку крупой, попросите малыша откопать клад (игрушку). Так можно прятать 2 или 3 игрушки. Игра способствует развитию мелкой моторики, активизации поисковых навыков.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: