Правописание разделительного мягкого знака (ь) в корне




УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ УЧАЩИХСЯ

Подготовили:

учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 1», Вашлаева Инна Марсовна

Кашкарева Елена Федоровна

«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребенок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче дается ему правописание».

Н.С. Рождественский

Отталкиваясь от этих слов, можно сказать, что в понятие «грамотное письмо» входит не только умение писать без ошибок, но и общее интеллектуальное развитие ребенка: его богатый активный словарный запас, широкий кругозор, умение слышать и правильно произносить слова, строить предложения, логично излагать свои мысли, знать орфографические правила и т.д.

 

ГРАМОТНОЕ ПИСЬМО
Словарный запас
Кругозор
Правильное произношение
Логика высказывания
Орфографический навык
Орфографическая зоркость

 

 

 


Все мы знаем, что в начальных классах закладываются основы грамотного письма.

Орфографическая грамотность – составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

И перед педагогом всегда остро стоит проблема безошибочного письма учащимися. Бесконечные грамматические ошибки учеников - это всегда было очень обидно, досадно, порой просто опускаются руки.

Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников является несформированность их орфографической зоркости («Орфографическая слепота»), т. е. неумение «видеть» орфограммы.

Большинство детей знают (выучивают) орфографические правила, но вот применяют их в нужной ситуации далеко не все. Так как дети не замечают опасные места и, естественно, не применяют изученные правила.

Как научить ребенка видеть опасные места и находить свои ошибки?

Развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

Прежде всего, ученик должен уметь найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании.

НАШЕЛ ОПОЗНАЛ ОБЕЗВРЕДИЛ

УДОСТОВЕРИЛСЯ В БЕЗОПАСНОСТИ

Неумение выделять орфограммы - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не «реагируя» на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен, прежде всего, учитывать психологические особенности памяти и восприятия ребенка.

Хороши будут только те приемы и средства, которые опираются на индивидуальные особенности младшего школьника.

4 вида восприятия - зрительное, слуховое, кинестетическое и рукодвигательное составляют чувственную базу орфографического навыка.

Одни люди отличаются наглядно-образным типом памяти, другие словесно-отвлеченным.

Многие люди хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.

Чем больше органов чувств (по К.Д. Ушинскому) принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления на память детей.

Характерной особенностью памяти младшего школьника является то, что он легче и быстрее запоминает конкретные слова и предметы, труднее - абстрактные слова и понятия.

Решить «орфографическую проблему» в начальных классах можно лишь постоянно и систематически вырабатывая орфографическую зоркость учащихся в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, мо­торное восприятие и запоминание орфографического материала.

УПРАЖНЕНИЯ

Рассмотрим некоторые группы упражнений, используемых при формировании орфографических навыков у младших школьников.

Зрительное восприятие

Зрительный метод обучения нацелен на то, чтобы дети привыкали писать так, как видят, а не так, как слышат.

При зрительном восприятии необходимо привлекать внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражнять их в сравнении, проводить анализ.

Ø Словарные слова Ø Списывание – «Волшебный квадрат» Ø «Найди ошибку», «Я - учитель» Ø Использование опорных схем, памяток, алгоритмов Ø Зрительные диктанты Ø «Зажги маячок» Ø Шифровальщик» Ø «Цифровой диктант» Ø «Письмо от жителей Анаграммуса» Ø Карточки с выбором ответа Ø Перфокарты Ø Письмо по памяти

Для развития зрительного фактора можно использовать следующие упражнения:

Ø метод В.В. Репкина, т

Ø таблиц Н.А. Зайцева

Ø специально разработанных упражнений, содержащих примеры-ловушки для уточнения зоны применения правил.

Ø Игра «Зажги маячок ». Проводим звуковой анализ слова или списывание слов и предложений в прописях. Под «опасным местом» дети ставят красные кружки.

Ø Использование зрительных опор, помогающих усвоить орфограммы.

При составлении зрительных опор, нужно руководствоваться правилами, взятыми из учебников по русскому языку. Например:

Правописание разделительного мягкого знака (ь) в корне

согл. + Ь + е, е, и, ю, я

(Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е, е, я, ю, и).

Ø построить опорную схему

Например, записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем. Сначала дети прохлопывают количество слов в предложении. Учитель читает предложение и записывает на доске опорную схему:

Пришла зима. и. и
Выпал пушистый снег. а и г.
Весной лес оживает.  
Из берлоги вылезает сонный медведь.  

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы без них. А это и есть запоминание нелёгких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти.

Ø зрительные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, выборочное списывание (диктанты, начиная со 2 класса, пишем еженедельно. Перед написанием сложных диктантов за неделю на доске пишу трудные слова, которые встретятся в диктанте).

Ø показ неправильного письма. Так, например, даётся текст, «написанный Незнайкой»: «В лису раслабальшая сасна. Под ней была зиленаятрова и красивыецвиты». или “На дваре трава. На траве драва.” Обычно дети с большим энтузиазмом ищут чужие ошибки. Но этот вид работы учит их видеть ошибки, а это уже орфографическая зоркость, которую нам надо развивать и формировать;

Ø перед диктантом, изложением, сочинением - выписываю трудные слова и включаю их в работу на уроке. Дети читают их хором, индивидуально, запоминают их, объясняют их написание, составляют с ними предложения. Это даёт возможность предупредить ошибки в диктантах, изложениях, сочинениях.

Ø «волшебные» квадраты» (размер – 5 см, квадрат украшен аппликацией). При проверке написанного квадрат накладывается на первое слово предложения. Постепенно, двигая его вправо, ученик открывает первый слог, затем второй и т.д. Так он легко обнаруживает пропуск буквы. Этот простой приём даёт хорошие результаты. Дети учатся контролировать себя и, как правило, почти не допускают ошибок на пропуск букв.

Ø Письмо по памяти (в 1 классе-3 строчки, во 2 классе-5 строчек, в 3 классе-7 строчек, в 4 классе-10 строчек.)

Ø Зрительные диктанты по И.Т.Федоренко

В конце первого класса даю детям цепочку из нескольких слов, написанную на ленте, демонстрирую в течение 9-15 секунд. Затем убираю. Дети пишут слова, которые запомнили. Дальше показываю новую цепочку слов. Опять пауза, во время которой дети пишут. Так происходит несколько раз. После написания слов дети подсчитывают друг у друга количество слов. За правильно написанное слово начисляются очки, за ошибку очко снимается. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков. Так дети учатся самоконтролю. Чуть позже - в конце первого класса - ввожу зрительные диктанты по И. Т. Федоренко.

Ø Словарные слова - Мнемонические картинки

 

Ø Памятки, алгоритмы,

Ø Метод моделирования похож на прием работы со схемой или алгоритмом, только данную схему или алгоритм ребенок составляет самостоятельно или совместно с педагогом.

Модель-памятка представляет собой краткое описание орфографического правила с помощью условных обозначений.

В процессе моделирования дети овладевают умениями обобщать, фиксировать опознавательные признаки орфограмм и каждый этап орфографического действия в графической, знаковой или буквенной форме.

Применение моделей делает абстрактные орфографические правила наглядными, что обеспечивает выполнение предметно-практических действий ребенка со словом.

Ø Работа со словарем. Словарные слова записывают в общих тетрадях (она у них одна на все 4 года). В начале недели записываем группу слов, на второй день на доске эти слова написаны с пропущенными буквами, на третий день ученики одного ряда пишут их под диктовку учителя. На четвертый день пишут на доске по памяти, на пятый день - словарный диктант. В конце года пишем словарные диктанты из 70-80 слов.

Ø РНО.

Исправление учащимся своих ошибок также является одним из приёмов по развитию орфографической зоркости.

Приёмы исправления орфографических ошибок использую разные. Работу над ошибками выполняем по памяткам, которые раздаю в первом классе.

В 1 и 2 классах на полях пишу номера орфограмм, в которых допущена ошибка, а в 3 и 4 классах орфограммы ученики определяют сами.

Цель этой работы: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить её.

Ученик, получив тетрадь, принимается за поиск ошибок. Затем это слово ученик выписывает, подчёркивает ошибочно написанную букву, работает над ошибками по памятке.

Ø Зрительному запоминанию помогает применение плакатов с трудными словами, с цветным выделением орфограмм. Рекомендуется много писать, списывание – один из важных видов упражнения, но списывание надо подкреплять аналитико-синтетическими заданиями: подчеркнуть, выделить графически, изменить формы, проверить орфограммы, найти и исправить ошибки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: