В общем случае ФПГ могут быть трех видов: вертикально интегрированные, горизонтально интегрированные и конгломератного типа. Так же подразделяются одно-банковые структуры и много банковые структуры.
Так же можно выделить и следующую тенденцию. Ныне ФПГ в России формируются в двух направлениях: товарном и отраслевом. Под первым понимается объединение с целью производства преимущественно одного определенного товара, под вторым - формирование по типу диверсифицированной отрасли (пол-отрасли)[2]. Первое объединение обладает неоспоримым минусом - его успех зависит от спроса на данный товар или однородную группу товаров. Вторая организация более устойчива в долгосрочной перспективе, однако возникают дополнительные трудности с оптимизацией аллокации ресурсов.
С точки зрения структурной организации ФПГ цели и способ ее формирования определяют то, каким образом должны быть объединены активы участников и (как следствие) каким должен быть консолидированный баланс участников группы.
С исторической точки зрения инициатором создания ФПГ не всегда выступали банки. Часто причиной их создания является местное законодательство, запрещающее небанковским структурам заниматься некоторыми банковскими операциями.
Банки альянса в ФПГ должны выполнять следующие функции[3]:
Þ расчетно-кассовое обслуживание промышленных предприятий-участников группы: депозитарное обслуживание; гарантирование эмиссии ценных бумаг, выпускаемых ФПГ, и дилерские функции по их реализации; финансовый консалтинг: обеспечение реализации внешнеэкономических контрактов; проектное финансирование: трастовые операции:
Þ лизинговые операции в интересах участников группы:
|
Þ размещение и управление свободными средствами на наиболее рентабельных сегментах финансового рынка;
Þ поиск инвестиций под целевые программы ФПГ и их обслуживание; кредитование отдельных программ: финансовая проработка целевых программ: разработка финансовых схем, направленных на минимизацию издержек.
Объединение кредитных учреждений с промышленными предприятиями должно осуществляться на следующих принципах:
Þ добровольность и платность вхождения и возможность выхода при возмещении упущенной группой выгоды;
Þ открытость для приема новых членов, если их включение создает синергетический эффект;
Þ добровольность делегирования части управленческих функций центральной компании или холдингу;
Þ сохранение автономности каждого из членов объединения;
Þ обязательность проведения единой стратегической политики;
Þ наличие расчетных счетов предприятий только в банках, входящих в ФПГ:
Þ приоритетная ориентация банков альянса на обслуживание предприятий ФПГ и достижение целей ФПГ.
Использование ФПГ как формы сотрудничества финансовых и промышленных учреждений позволяет:
Þ восстановить разорванные ранее технологические связи в промышленности;
Þ создать финансовый механизм для развития производства;
Þ увеличить размеры (валюту баланса) банков альянса за счет привлечения в них дополнительной клиентуры;
Þ увеличить устойчивость как промышленных предприятий, так и банковской коалиции;
Þ повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции;
|
Þ проводить инновационную деятельность, новейшие научные разработки, внедрение которых повысит качество выходного продукта;
Þ аккумулировать получаемые финансовые средства только в банках ФПГ, предотвратив их распыление по другим кредитным учреждениям, что позволит организовать их работу исключительно в интересах целевых программ:
Þ получать иностранные инвестиции под гарантию правительства, что предусмотрено законом о ФПГ;
Þ всем членам ФПГ, включая банки, получать дополнительную прибыль от реализации продукции:
Þ использовать механизм внутренних цен и тем самым избегать многократного налогообложения;
Þ иметь консолидированный баланс, который при таком объединении может достигнуть значительных размеров, что во много раз облегчит как получение иностранных инвестиций, так и крупных кредитов;
Þ уменьшить трансакционные, технологические и информационные издержки:
Þ банкам коалиции участвовать в проектном финансировании, что позволит повысить рентабельность разрабатываемых проектов:
Þ выступать на рынке в двух ролях — как самостоятельная компания и как ФПГ, что даст дополнительные возможности по приобретению заказов и реализации продукции;
Þ использовать интегральный имидж преуспевающих компаний для получения дополнительного преимущества не только на российском, но и на мировом рынке:
Þ составить конкуренцию мощным иностранным компаниям, все в большей степени занимающим российский рынок и имеющим преимущество перед раздробленными российскими фирмами, практически лишенными инвестиций и внешнего финансирования, работающими в режиме самофинансирования. что в значительной степени ограничивает их развитие.
|
Þ Получать банку надежную кредитную клиентуру, имеющую ликвидное обеспечение, большой собственный капитал, мощный консолидированный баланс и тем самым решить задачу размещения больших активов. Кроме того, с успехами той или иной ФПГ будет расти и имидж крупного банка.
При формировании ФПГ используется и следующий метод. Он заключается в создании в структуре группы так называемых "финансовых бассейнов", в которые кроме банков должны входить страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании и фонды, ПИФы, брокерские конторы, фонды взаимного страхования и другие органы, аккумулирующие денежные средства, часть которых также может быть направлена на финансирование проектов ФПГ. Кроме того, создание силами групп или включение в состав уже действующих коммерческих, торговых и экспортно-ориентированных сырьевых компаний с большой нормой прибыли позволит "переливать" часть их доходов на развитие программ ФПГ.
Особо хотелось бы отметить, что функционирование ФПГ выгодно и государству (иначе в законе не было бы прописано столько поддерживающих мер). Во-первых, решается проблема направления банковского капитала в промышленность; во-вторых. увеличивается надежность банковской системы в целом, совершенствуется ее структура, становясь более гибкой и неоднородной; в-третьих, усиливается конкуренция: между банками внутри ФПГ за обслуживание наиболее выгодных участников группы, между ФПГ за привлечение новых крупных организаций.