ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ВЫХОДА




Андрей Данилков

Председатель Правления Фонда развития детских лагерей

КРИЗИС СФЕРЫДЕТСКОГО ОТДЫХА:

ОСОБЕННОСТИ И ПУТИ ВЫХОДА

 

Если рассматривать сферу детского отдыха как социально-экономическую систему, то мы можем увидеть признаки кризиса данной системы. Предкризисное состояние сферы было отмечено нами ещё в 2018-2019 г.г. В 2020 году ситуация усугубилась введением прямого запрета на деятельность детских лагерей и последовавшими за этим ограничениями.

По определению специалистов КРИЗИС – это такой режим функционирования системы, в котором её контрольные параметры настолько далеко выходят за обозначенные системой управления допустимые пределы, что система оказывается или почти полностью непригодной к применению по назначению или на грани гибели.

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС — это такая разновидность кризиса, которая,

- во-первых, порождается самою же системой,

- во-вторых, не может быть преодолена на основе собственных ресурсов системы — как информационно-алгоритмических, так и материально-энергетических.

Кризис – явление обратимое и приводит или к полной перезагрузке системы (к её возрождению в новом качестве) или е краху и возникновению на её руинах новой системы.

Более того, по своим проявлениям и итогам кризис также может быть как снижением (спадом) на несколько ступеней вниз (назад), так и как выходом на новую ступень развития через катастрофу старой системы и создание абсолютно новой.

Симптомы кризиса проявляются и фиксируются в показателях и тенденциях их изменения, отражающих функционирование и развитие социально-экономической системы.

По оценкам экспертов Фонда развития детских лагерей кризис системы детского отдыха в РФ был спровоцирован четырьмя факторами:

1. Изначальное состояние системы, которое оценивалось экспертами как предкризисное (отсутствие внятного государственного заказа и концепции развития данной системы, материально-техническое и финансовое состояние большинства объектов ДОиО, отсутствие должного финансирования, отсутствие системы управления системой и т.д.)

2. Возникновение и развитие ситуации с распространением коронавируса и последовавшие за этим ограничения деятельности объектов ДОиО

3. Изначально ошибочная оценка властными структурами и надзорными органами а лице РПН роли и места объектов ДОиО в преодолении распространения пандемии в РФ.

4. Отсутствие реальных (эффективных) мер поддержки сферы ДОиО. Те, которые были – это просто отсрочки по налогам (которые уже пришло время платить) или не коснулись большинства детских лагерей (не туроператоров)

Делаем вывод: возникший системный кризис – это кризис, созданный искусственно в силу или некомпетентности или уклонения от ответственности представителей органов власти и Роспотребнадзора (как федерального, так и регионального уровней)

Последствия кризиса ещё не просто не преодолены, они актуальны и обостряются.

Пока говорим о только спаде. Будет ли падение до дна – неизвестно.

СИСТЕМНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ (показатели) КРИЗИСА:

1. Разрушение кое-как «стоящей на ногах» системы ДОиО в РФ

2. Закрытие ряда детских лагерей

3. Перепрофилирование ряда объектов ДОиО

4. Банкротства детских лагерей (ведомственных и частных)

5. Невозможность содержания персонала и его сокращение

6. Невыполнение детскими лагерями обязательств перед клиентами, внёсшими предоплату или полную оплату за путёвки сезона «Лето-2020» – эти деньги успешно потрачены в 2020 г. на подготовку лагерей к сезону (ремонты, закупка оборудования, обучение персонала, зарплата постоянных сотрудников, реклама, аренда офисов и т.д.).

7. Резкое снижение количества отдохнувших детей в сезоне 2020 г. («неоткрытие» детских лагерей во многих регионах, открытие лагерей в некоторых регионах в июле-августе, открытие не всех лагерей в данных регионах, введение 50% заполняемости детских лагерей по требованиям РПН)

8. В субъектах Федерации деньги на летнюю кампанию 2020 года потрачены на борьбу с пандемией

9. Свертывание ряда интереснейших педагогических проектов и программ в регионах

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ:

- резкое увеличение детской смертности в период летних каникул 2020 г. – в 1,8 раза

- резкое увеличение детского травматизма – от 1,5 до 4 раз в зависимости от вида

травматизма

- рост подростковой преступности

- увеличение количества преступлений против детей (в том числе и домашнее насилие)

- рост соматических заболеваний у детей (последствие дистанционного обучения и

каникул, проведенных с гаджетами)

- рост невротических заболевания и психологических проблем у детей (страхи,

навязчивые состояния, девиантное поведение, гаджет и интернет зависимость)

- рост количества детей с зависимым поведением и «уходами» (наркомания, алкоголизм, игромания, половая распущенность, болезни)

- рост напряженности в семьях в отношениях между родителями и детьми

- сокращение персонала детских лагерей и рост безработицы

Так же мы не исключаем, что данный кризис – это последствия кризиса управления сферой детского отдыха и оздоровления, т.к. при эффективной системе управления таких разрушительных последствий не было бы. Речь идет о том, что при эффективной системе управления наблюдается устойчивое развитие как всей отрасли, так и отдельных детских лагерей.

 

ПРОГНОЗ НА 2-3 ГОДА

Постпандемийный шлейф (без финансовой поддержки государства и субъектов Федерации) будет растянут на несколько лет. Часть последствий удастся преодолеть до конца 2021 года, часть последствий только к 2023 году или позже. В любом случае данная ситуация откинула сферу детского отдыха на несколько лет назад.

Что мы имеем сейчас, и будем иметь в будущем:

1. Резкий рост стоимости путевок на услуги детских лагерей. На март 2021 г. в различных регионах зафиксировано увеличение стоимости коммерческих путевок на10-40%

2. Снижение платёжеспособности населения – падение спроса (незначительное)

3. Перераспределение клиентских потоков (из коммерческого сектора уйдут те, кто раньше копил весь год на летнюю путевку ребенку, и придут те, кто вывозил детей на отдых за рубеж: как семейный, так и лалгерный)

4. Снижение спроса со стороны корпоративных (оптовых) клиентов

5. Постепенное снижение количества детских лагерей – 2021-2023 г.г. (перепрофилирование, банкротства, продажа) как последствие кризиса

6. Финансовые затраты на погашение отсроченных в 2020 г. налогов приведут к тому, что лагеря недополучат средства для своего развития (придётся платить налоги за два года…).

7. Летом 2021 года лагерям придётся выполнить обязательства перед клиентами, купившими путёвки в 2020 году и оставившими свои средства в лагерях. Как результат – минусовые или нулевые балансы по итогам лета.

8. Рост числа исков к лагерям по возврату денежных средств, уплаченных за путёвки в 2020 г. В случае проигрыша лагеря в процессе к сумме возврата придётся прибавить моральный ущерб, судебные издержки и 50% от размера иска – штраф.

9. Слабая тенденция к экономическому восстановлению. Особо пострадавшие – финансово успешные детские лагеря, реализовавшие большинство путевок в январе-марте 2020 г.

10. Сохранение ряда требований «ковидного» СанПиНа и введение их в «норматив», что повлечет дополнительные затраты детских лагерей

11. На рынке появятся новые игроки, которые придут «на-новенького» или из числа старичков, но под другими брендами и названиями.

ВЫВОД:

Ожидать роста коммерческого сегмента сферы детского отдыха не приходится. Субъекты Федерации не смогут существенно увеличить расходы на летние кампании. Таким образом, будет сокращаться количество отдохнувших детей.

 

Лагеря, которые пойдут по пути сохранения себя как лагеря в целях выживания будут вынуждены поднимать стоимость путёвок, дробить смены на 14, 10, 7 дней (это, кстати, будет пользоваться спросом). Но мы знаем, чем меньше фасовка товара, тем дороже приходится за него платить. То есть стоимость койко-дня на смене в 21 день и на смене в 7 дней может различаться в два раза.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

С точки зрения восстановления необходима прямая финансовая поддержка детских лагерей (субсидии) для возмещения затрат, понесенных в 2020 году и выполнение требования Роспотребнадзора по «Ковидному СанПину». К данным затратам относятся в том числе и компенсация клиентам за невыполненные обязательства.

С точки зрения перезагрузки системы необходим ряд мероприятий нормативно-правового и организационно-деятельного характера, а именно:

1. Создание единой Концепции и программы (стратегии) развития сферы детского отдыха, туризма и досуга в РФ на период с 2022 по 2030 г.г.

2. Создание единого закона о детском отдыхе, туризме и досуге, в котором были бы определены субъекты отношений, правила игры, гарантии детей, их родителей (или законных представителей), а также хозяйствующих субъектов. На данном этапе сфера детского отдыха «размазана» по нескольким законам.

3. Определение единого органа управления сферой, отвечающего за всё, что в неё происходит. Все распорядительные, нормативные и другие документы должны идти только через данный орган. Функции органа управления: выполнение Концепции и стратегии развития сферы детского отдыха, туризма и досуга, контроль, мониторинг, события для профессионалов данной сферы.

4. Создание Фонда развития объектов и программ сферы детского отдыха, туризма и досуга (реконструкция существующих и строительство новых объектов, поддержка инновационных проектов и программ, поощрение лидеров и т.д.). Данный Фонд действует от имени государства, через уполномоченный банк. Денежные средства выделяются Фонду на возвратной основе. Фонд выделяет денежные средства объектам и проектам на указанные нужды на возвратной основе (под проценты на срок от 1 года до 7 лет).

5. Предоставление сфере детского отдыха и оздоровления, туризма и досуга самостоятельности по принципу саморегуляции сферы. Это приведет к созданию саморегулируемых организаций для выработки отраслевых стандартов, повышения качества предоставляемых услуг (в том числе, безопасности), к уходу из сферы недобросовестных или слабых игроков, созданию экспертного сообщества и Фонда помощи пострадавшим объектам или клиентам.

6. В целях организации деятельности по данным направлениям Фонд развития детских лагерей начал подготовку комплексного общероссийского события – «Общероссийский образовательный форум организаторов детского отдыха, туризма и досуга #PROотдых-2021: от стратегии выживания к стратегии развития (6-13 сентября 20210 г., Туапсинский район Краснодарского края).

7. С этой же целью начат процесс по созданию общероссийской саморегулируемой организации – Ассоциация «Национальный союз индустрии детского отдыха» (Ассоциация «НС ИДО»).

Приглашаем всех заинтересованных профессионалов сферы детского отдыха, туризма и досуга к участию в данных событиях и организациях.

 

С уважением.

Андрей Данилков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: