Личностные особенности родителей детей с отклонениями в развитии. Положительные и отрицательные стороны личности.




Рамазанова Р. К. МС(Д)О-18

С раннего детства, в семье, где царит гармония и забота, нередко можно услышать от ребёнка, что в своих планах на будущее, он тоже обязательно хочет иметь семью. Становясь старше, человек примечает для себя, что семья — это огромный труд и ответственность, особенно с появлением детей. По периодизации жизненного цикла семьи, принятой в системной семейной психотерапии, переходы от разных стадий развития семьи сопровождаются нормативными кризисами. Одни из наиболее ярких — это рождение, как первого, так второго и последующих детей.

Е. В. Егорова пишет, что при рождении ребёнка (в частности, первенца),супруги сталкиваются с двумя основными кризисными моментами: принятие факта появления нового члена семьи и принятия родительских ролей, и второй — изменение дистанции между супругами. Эти моменты могут спровоцировать ряд негативных поведенческих реакций, даже если пара готовилась к такому важному событию. В этом случае, отец или мать могут осознать, что не готовы проститься с привычным образом жизни, болезненно переживать отсутствие свободного времени или вовсе рассудить, что ребёнок станет препятствием к достижению каких-то поставленными ранее целям.

Психологические особенности переживания родителями болезни ребёнка. Как мы уже выяснили, появление ребёнка в семье — кризисный момент. Однако, предварительно в жизни родителей полным ходом идёт подготовка к появлению нового члена семьи. Супруги готовятся к новому этапу своих отношений, к новым обязанностям, перестройке своих привычек и порядков. Как правило, все эти изменения ожидаются ими, как нечто чудесное. Они думают над тем, на кого ребёнок будет похож, какие у него будут увлечения, представляют его счастливую судьбу.
И вот, наступает момент появления на свет новой жизни, момент, который родители ожидали с таким нетерпением. Но порой такое событие омрачается тем, что кому-то сообщают в роддоме или позже о том, что у ребёнка имеются некоторые отклонения в развитии. Такое событие, как появление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья становится переворотом в жизни родителей. Их планы и мечты буквально рушатся в свете такого печального известия, возникает чувство тревоги, отчаянные попытки выяснить, можно ли всё исправить и помочь ребёнку. На этом этапе родителям очень важно принять этот факт, осознать, что от него ни в коем случае нельзя отдаляться, поскольку такой «особенный» малыш более других нуждается в родительской любви и помощи.

Стоит учитывать, что семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, наиболее уязвимы, имеют особый статус и обладают рядом особенностей. Во-первых, такие семьи, как правило, изолированы от общества. Изолированность возникает в следствии того, что семья становится более избирательна к тем, кого впускать в свой круг общения. Такая избирательность затрагивает не только знакомых, но и родственников и связана зачастую с чувством страха и стыда родителей. Во-вторых, погружённость в проблемы ребёнка, невозможность выйти из этой ситуации, может способствовать развитию типично отрицательных психических состояний. И в том, и в другом случае страдает ребёнок из-за недостатка общения как с матерью, так и с окружающими людьми.

Необходимо также учитывать ряд особенностей, связанных с распределением ролей в семье. В нашей стране семьи носят преимущественно традиционный характер, поэтому большей частью бытовых вопросов и воспитание детей занимаются женщины, а главная задача мужчины — обеспечить финансовую стабильность в семье. Так как мужчина большую часть своего времени проводит в социуме, то его психика не подвергается интенсивному патогенному развитию, в отличии от психики матери ребёнка. Мать, в свою очередь, может испытывать чувство вины за то, что произвела на свет ребёнка с отклонениями. Повышенная эмоциональная и физическая нагрузки, связанные с ежедневной заботой о ребёнке, приводят её организм к истощению. Часто у матерей наблюдаются истерики, депрессивные состояния, они перестают видеть перспективы реализации себя в карьере, творчестве; теряют интерес к себе, как к личности.

Ряд перечисленных особенностей переживания родителями сложившихся обстоятельств иногда может привести к одному из самых печальных исходов: разводу. Отсутствие помощи в вопросе воспитания со стороны отца и постоянная нервная напряжённость со стороны матери неизбежно приводит к конфликтам между супругами. Не каждая пара способна выдержать подобное испытание.

Очень ярко ряд проблем семей с «особенным ребёнком» изображает Дэниел Киз в книге «Цветы для Элджернона», где мать, тщетно пытавшаяся помочь своему ребёнку «стать нормальным», в конце концов бросает эти попытки, а с появлением в семье здорового ребёнка и вовсе прячет первенца с ограниченными возможностями от посторонних. Она до последнего не принимает его таким, каков он есть, пока в конечном итоге не избавляется, отправив подальше, а сама семья, в последствии, распадается.

На глубину переживаний родителей оказывает и сам диагноз ребёнка, его характеристики, такие как выраженность нарушений, их стойкость, необратимость и длительность. Более глубокой психологическая травма родителей является в том случае, если они сами здоровы и не имеют серьёзных отклонений на психологическом и физическом уровнях. Однако, немного иначе дела обстоят в семьях, где родители сами имеют какие-либо отклонения в развитии. В этом случае они идентифицируют нарушения в развитии ребёнка со своими собственными и гораздо легче адаптируются к ним.

Нарушения в развитии — это проблема всей семьи, даже если родители справились с кризисной ситуацией и направили свою деятельность на создание благоприятной среды для роста и развития «особенного» ребёнка, не стоит забывать и о самих родителях. Зачастую, обращаясь за помощью в специальные центры, они прикладывают максимум усилий, чтобы помочь именно ребёнку, однако для достижения гармонии, важно учитывать и работать с внутренним состоянием каждого члена семьи. Именно поэтому существуют различные центры, где с детьми и родителями работают специалисты, направляя их деятельность на достижение благополучия.

Таким образом, создание семьи — важнейший этап в жизни каждого человека, который так или иначе затрагивает его ценностно-смысловые установки. Такое событие, как появление на свет нового члена семьи само по себе является кризисным. Рождение же ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и вовсе становится трагедией для родителей. В такой ситуации семья нуждается в помощи специалистов, чтобы справиться со стрессом и перестроить свой образ жизни, научиться грамотному и плодотворному взаимоотношению с ребёнком, путь к которому лежит не только через получение определённых знаний и навыков, но и работе с психологическим состоянием каждого члена семьи.



Содержание и формы деятельности психолога по оказанию комплексной помощи семьям воспитанников

Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных и социальных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка.

Адекватная интеграция семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в социум, обеспечение их социального статуса и расширение их возможностей требуют осуществления ряда специальных мер. Предпринимаемые меры должны быть направлены как на оптимизацию личностного развития членов семьи, так и на гармонизацию внутрисемейных и внесемейных межличностных контактов.

Роль психолога в данной работе с родителями в сравнении со значением деятельности других специалистов является первостепенной. Привлекая мать к работе с ребенком, психолог дает ей возможность испытать радость успеха, закрепить стенические эмоциональные реакции. Это позволяет рассматривать образовательный процесс как психокоррекционный. Главная задача специалиста — это продемонстрировать матери возможность поиска и обретения выхода из создавшейся ситуации путем реализации ее собственной деятельности.

Только деятельность и творческий процесс, направленный на созидание (развитие ребенка), могут вывести мать из состояния тревоги, отчаяния и позволят ей обрести новые жизненные ориентиры. Психолог не только обучает мать определенному минимуму педагогических знаний, но и внушает ей уверенность в успехе ее деятельности, помогает осознать потребность в этой деятельности. Психолог оказывает матери поддержку в любом случае, даже тогда, когда ее первые педагогические пробы не оканчиваются успехом.

Задачами психокоррекционного направления являются:

  • формирование новых жизненных ориентиров родителей ребенка с ОВЗ;
  • коррекция взаимоотношений в диаде родитель - ребенок с ОВЗ;
  • коррекция нарушенного психологического состояния родителей (тревоги, ожидания неуспеха в учебе своего ребенка, состояний, связанных с пониманием себя как несостоятельного человека);
  • коррекция неадекватных поведенческих реакций родителей как в отношении своих детей (наказание за любую провинность, окрик, подавление личности ребенка), так и в отношении с социумом (скандальное поведение, неадекватные поведенческие реакции, агрессивное поведение, реакции протеста);
  • гармонизация отношений между матерью с ребенком и членами семьи; членами семьи и другими (посторонними) лицами.

В качестве основы психокоррекционного подхода используется личностно ориентированная патогенетическая психотерапи, а также некоторые приемы и методы семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии.

Целью личностно ориентированного подхода является расширение сферы самосознания и самопонимания индивида. В результате этого процесса реконструируется поведение, а саморегуляция приобретает наиболее адаптивные формы.

Этот процесс направлен не столько на раскрытие внутреннего психологического конфликта, сколько на переориентировку родителей с общепризнанных моделей ценностей, которые были у них сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности. Кредо матери в результате проведенных занятий трансформируется в формулу: «Я счастлива оттого, что у меня есть ребенок, я люблю его, а он любит меня».

Те же процессы происходят и в сознании отца ребенка: «Я люблю этого ребенка. Он слаб. Он нуждается в моей силе и помощи. Он принес мне счастье».

Психокоррекционный процесс в личностно ориентированном подходе направлен на изменения в трех плоскостях: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Каждое из направлений ставит определенные задачи.

В качестве механизмов коррекционного воздействия личностно ориентированной психотерапии рассматриваются: корригирующее эмоциональное переживание, конфронтация и научение.

Корригирующее эмоциональное переживание. Этот механизм предполагает в первую очередь наличие эмоциональной поддержки родителей ребенка с отклонениями в развитии со стороны психолога, принятие ребенка и проблем семьи полностью и безоговорочно. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее, положительное воздействие на самооценку и таким образом корригирует собственное отношение личности к себе.

Конфронтация.Под конфронтацией понимается «столкновение» клиента с самим собой, со своими проблемами, конфликтами, установками, характерными эмоциональными и поведенческими стереотипами. Конфронтация осуществляется за счет «обратной связи» между участниками психокоррекционного процесса. «Обратная связь» позволяет каждой матери, участвующей в работе психокоррекционной группы, получать сообщения о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает ее поведение, каков ее имидж, какой она представляется окружающим, что в ее поведении вызывает одобрение, а что — негативную реакцию.

Отец ребенка с отклонениями в развитии также изменяет свою позицию. Для него наиболее существенным становится определение реальных перспектив ребенка и собственных возможностей оказания ему помощи.

Научение.Эта техника дает более высокие результаты при ее использовании на групповых занятиях, чем на индивидуальных. Группа выступает как модель реального социума, в которой проявляется поведение человека. Участвуя в интеракциях, родители проявляют типичные для них поведенческие стереотипы. Таким образом, появляется возможность увидеть как позитивные, так и неадекватные формы поведения родителей. Одновременно очень важным в контексте самоактуализации представляется тренинг самоутверждения. Социофобический страх возникает у некоторых матерей вследствие рождения неполноценного ребенка и всех сопряженных с этим последствий. Проявляющееся вторично чувство неудовлетворения собой приводит к еще большим затруднениям в реализации активного поведения, вызывая появление хронических эмоциональных нарушений.

В психокоррекционном направлении выделяются индивидуальная и групповая формы работы.

Индивидуальная форма работы осуществляется в виде бесед психолога с родителями ребенка с ОВЗ, она нацелена в основном на изучение биографии семьи ребенка, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с родственниками и знакомыми. В процессе беседы устанавливается или расширяется контакт, уже имевший место на этапе образовательно-просветительской работы, диагностической процедуры и консультирования.

В индивидуальной форме работы используются отдельные приемы гештальттерапии: «Незаконченное дело» Это техника, направленная на разрешение любой неудовлетворенной, часто не осознаваемой в полной мере потребности человека и «Диалог между сторонами собственной личности».

На групповых занятиях инструментом воздействия является психокоррекционная группа.

Каждое групповое занятие имеет определенные этапы. На каждом этапе занятий используются специальные психокоррекционные техники, направленные на конкретные цели, такие как формирование адекватного эмоционального состояния, нейтрализацию эмоциональных переживаний. Эмоциональное взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется на различных уровнях эмоциональной активности.

Выделяют четыре уровня организации контакта субъекта со средой, составляющих единую, скоординированную структуру базальной аффективной организации:

· уровень полевой реактивности;

· уровень стереотипов;

· уровень экспансии;

· уровень эмоционального контроля.

На каждом из уровней осуществляются свои специфические задачи, не заменяющие собой другие. Исключение же какого-либо одного из уровней может привести индивида к общей аффективной дезадаптации. Одновременно обращается внимание на то, что «чрезмерное усиление механизмов одного из уровней и выпадение его из общей системы также могут стать причиной аффективной дефицитарности».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: