РАЗВИВАЮ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ
Серия «Мой первый учебник»
Главный редактор В. Усманов
Зав. учебной редакцией М Корнилова
Ведущий редактор А. Рапопорт
Литературные редакторы Я. Голь, А, Ефремов
Художник обложки В. Шимкевич
Художник Д. Тимофеев
Обработка иллюстраций Я. Резников
Корректоры Я. Солнцева, И. Старостина
Верстка А. Рапопорт
ББК 88.835 УДК 159.922.7
Гатанова Н. В., Тунина Е. Г.
Г 23 Развиваю мелкую моторику — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 144 с: ил. — (Серия «Мой первый учебник») ISBN 5-272-00128-1
Без сомнения, эта книга, созданная психологами-практиками, будет чрезвычайно полезна воспитателям детских садов, детским психологам и родителям. Однако самый живой и непосредственный интерес она вызовет у детей. Вашему малышу предстоит поработать карандашом, кисточкой и ножницами, подумать над головоломками и загадочными рисунками. В книжке найдется работа и рукам, и голове ребенка. Потому что наша цель помочь дошкольнику овладеть пространством и временем: «раньше-позже», «ниже-выше», «правее-левее» — все эти основополагающие понятия будут освоены малышом естественно, в увлекательных играх. А задания с раскрашиванием, вырезанием и лепкой сделают руки ребенка сильными и послушными, разовьют его мелкую моторику.
-
© Гатанова Н. В., Тунина Е. Г., 2000
© Серия, оформление. ЗАО «Издательства„|Цитер», 2000
Все права защищены, Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ISBN 5-272-00128-1
СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемые родители!.................................................................................................................... 4
Введение.......................................................................................................................................... 5
|
Техника безопасности, или несколько слов о том,
Как сделать учёбу более эффективной........................................................................................ 6
Работа над ошибками.................................................................................................................... 7
Похвальное слово похвале............................................................................................................ 8
Обращение к ребёнку.................................................................................................................. 10
Куча мала............................................................................................... 11, 24, 35, 45, 51, 67, 77, 87,106
Вырежи................................................................................................................ 11, 28, 50, 65, 107,117
Волшебная линия................................................................. 12,15, 19, 30, 35, 42, 44, 46, 67, 77,100,114
Кляксы......................................................................................................................... 14, 31, 43, 57, 84
Муха....................................................................................................................................... 15,42,81
Разноцветный ковёр.............................................................................................. 16, 29, 50, 69, 90, 97
Оригами..................................................................................................................... 17, 29, 37, 47, 56, 92
Пластилиновые узоры.................................................................................... 20, 32, 40, 48, 72, 84,103
Горные дороги.................................................................................................................... 21, 31, 49, 76
Рисование ножницами......................................................................................... 22, 39, 59, 72, 98, 112
Клетчатый рисунок............................................................................................... 23,33, 64, 78, 90, 97
Право - лево............................................................................... 24, 41, 52, 70, 79, 85,101,105,111,121
Жонглёр............................................................................................................................. 26,38,51,82
Делим целое на части..................................................................................................... 26, 63, 82, 90
|
Курочка и зёрнышки.................................................................................................................. 32, 53
Ушки на макушке........................................................................................................... 33, 46, 64,103
Ловкий маляр................................................................................................-....................... 34, 58, 94
Спираль...................................................................................................................................... 36, 66
Двойняшки........................................................................................................................... 38,69, 100
Штриховка............................................................................................................... 40, 68, 86, 108,116
Аппликация.............................................................................................................. 44, 92, 99, 104,124
Смотря как посмотреть.................................................................................. 53, 60, 73, 80, 88, 95, 110
Карандаш-увеличитель................................................................................................................... 57
Карандаш-уменьшитель................................................................................................................. 69
Карандаш-увеличитель, карандаш-уменьшитель......................................................................... 99
Узлы................................................................................................................ 71, 95, 102,106,113,116
Рисование по точкам.................................................................................................. 81, 102,115,124
Кисточка.................................................................................................................. 83, 91, 96,109,120
Время — время.............................................................................................................................. 118
Развертки............................ ;.......................................................................................................... 122
Шутки пространства...................................................................................................................... 125
Дуэт................................................................................................................................................. 127
|
Приложения
....................................................................................................................................................................................................... 128
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Каких только методик ни придумали педагоги, чтобы помочь родителям в раннем развитии ребенка! Но самый надежный помощник в этом деле — детская рука. Исследователи детской психики говорят: рука учит мозг. Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление. Вот почему так важны грамотно выстроенные детские игры.
Свободная игра ребенка — всегда забава, многие важные навыки в ходе такой игры останутся неусвоенными. И тут придут на помощь описанные в этой книге упражнения. Их выполнение особенно ценно для уверенного освоения жизни предметов в пространстве. Книга помогает освоить такие понятия как «больше — меньше, дальше — ближе, раньше — позже», и впоследствии это окажет неоценимую помощь при изучении точных наук. Для развития детской психики очень важна мелкая моторика — так называют мелкие, точные движения — и в книге вы найдете упражнения, нацеленные именно на это. Исследования показали, что развитие памяти и интеллекта в большой степени зависит от развитости мелкой моторики ребенка.
Хотелось бы обратить ваше внимание на то, как важно развитие равных возможностей левой и правой руки. Об этом редко задумываются, но способность работать левой и правой рукой наравне удивительно благотворна для развития памяти, мышления и речи.
Не забывайте хвалить ребенка, пусть успешно сделанные задания будут для него праздником, а неудачи — просто ступеньками к успеху. Помогите ему, но сделайте это незаметно. Пройдет совсем немного времени — и в вашей семье окрепнет атмосфера терпимости и взаимопонимания.
Ваши труды не пропадут. Учение с удовольствием — вот результат занятий по этой книге.
Колеченко А. К.,
заведующий кафедрой психологии
Санкт-Петербургского университета
педагогического мастерства
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые родители, бабушки и дедушки, воспитатели и воспитательницы! Вы открыли книгу очень важную для вас и, главное, для ваших детей. Говоря научным языком, книга-альбом, которую вы держите сейчас в руках, должна помочь детям в развитии пространственной ориентации, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук. Но пусть эти сложные термины не смущают вас. На самом деле всё достаточно просто.
Предположим, вы решили познакомиться с этой книгой. Вам сказали, что она стоит на полке справа, в середине второго сверху ряда. Вы подошли и сразу обратили на неё внимание — именно на неё, а не на ту, что, к примеру, стоит на полке слева, на краю первого снизу ряда.
Тем самым вы проявили отличные навыки пространственной ориентации.
Итак, вы обратили внимание на эту книгу. Затем вы потянулись к ней (к этой, а не к другой), взяли в руки, приблизили к глазам.
Вы продемонстрировали свою зрительно-моторную координацию.
А затем вы стали книгу листать. Страничку за страничкой, когда быстрей, когда медленней, не разрывая при этом листов и не сминая их.
Что же, с развитием мелкой моторики рук у вас полный порядок.
И вы были совершенно правы, выбрав именно эту книгу. Для нас, взрослых, все вышеперечисленные действия совершенно элементарны. Мы производим их автоматически. Ребёнок же должен всё это сначала понять, осознать. Выше-ниже, дальше-ближе, правее-левее — понятия для него новые, поначалу неведомые, требующие включения механизмов памяти и интеллекта. Но без «выше-ниже, правее-левее» и так далее, без этих и многих других основополагающих для развития ребёнка понятий он не сможет правильно ориентироваться в пространстве, успешно познавать окружающий мир, активно преобразовывать его. Наша книга-альбом поможет ему этому учиться, а вам — учить.
Хорошо развитая пространственная ориентация, четкие представления о форме и размерах предметов, об их расположении в пространстве и относительно друг друга позволят малышу обойтись без проблем, которые в противном случае могут возникнуть уже в младших классах школы. Ведь правильная пространственная ориентация нужна даже при оформлении записей в тетради. Кроме того, современный учебный процесс предусматривает работу с графическими моделями, структурно-логическими схемами, символическими опорами, для понимания которых необходимо хорошее знание пространственных отношений. И лингвистические, и математические знания покоятся на фундаменте ориентации в пространстве.
Усвоение пространственных отношений требует времени. Мы заговорили о нём здесь не случайно. По мнению многих учёных, время — четвёртое измерение нашего четырёхмерного пространства. Следовательно, верное и полное понимание пространственных отношений невозможно.
без ориентации во времени, позволяющей человеку осознавать длительность происходящего, последовательность, соответствие событий. Даже в самых простых житейских ситуациях ориентация во времени — вещь чрезвычайно важная.
Малыш, путающийся в элементарных понятиях «раньше-позже», «вчера-сегодня», «быстро-медленно», испытывает трудности с прогнозированием последствий тех или иных своих поступков, с планированием их очерёдности; с возрастом это может сформировать недостаточно активную жизненную позицию, неумение и нежелание влиять на происходящее. Впоследствии изменить такой стереотип будет довольно трудно. Так что начинать обучение надо как можно раньше. Лучше всего — прямо сейчас. А начинается всё с малого: с режима дня, воспитания собранности, организованности, ответственности. И, конечно, инициативы — в рамках поставленных временных ограничений.
Подытожим сказанное: ориентация в пространстве и ориентация во времени — важнейшие условия не только для успешного обучения, но для успешной адаптации к любым жизненным ситуациям.
Кроме того, успехи в учёбе при её современных требованиях и нагрузках неразрывно связаны с правильным развитием двигательной системы малыша, зрительно-моторной координации и мелкой моторики кистей рук. Поэтому многие занимательные упражнения в нашей книге-альбоме направлены на то, чтобы пальцы ребёнка стали гибкими, умелыми, могли слаженно и дружно выполнять поставленные задачи.
Это разнообразные задания с бумагой, ножницами, шнурками, пластилином и кисточкой. Благодаря им руки ребёнка станут послушными и сильными, приобретут необходимые навыки в том, что учёные называют мелкой моторикой кистей рук.
И ей, и пространственной, и временной ориентации малыш обучится, выполняя занимательные задания, помещённые в книге-альбоме. Но для достижения наилучших результатов малышам нужна неназойливая помощь взрослых. В книге предусмотрено и это.
Часть заданий специально рассчитана на совместную работу ребёнка и его старшего помощника. Благодаря поддержке старших малыш сможет справиться со всеми трудностями.
Другие упражнения предназначены для самостоятельной работы. Но и к ним предпосланы инструкции для взрослых, объясняющие, на что именно направлено каждое конкретное упражнение, какие могут возникнуть проблемы в процессе поиска правильного решения или алгоритма действий. В любом случае следует помнить: малыш нуждается в нашей помощи — заинтересованной, активной, но неназойливой. А чтобы она была именно такой, как нужно, советуем вам ознакомиться с некоторыми рекомендациями.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ,
ИЛИ НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ТОМ,