ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ПОХВАЛЕ




И в процессе занятий, и при обсуждении их итогов никогда не скупитесь на похвалу. Искрен­не радуйтесь малейшим достижениям малыша.

Помните, книга-альбом — не тест по проверке уровня развития ребёнка, а пособие, помощ­ник для обучения и развития. По врождённой способности к ориентировке в пространстве, к построению внутренних картинок дети очень сильно отличаются друг от друга. Если малыш не может самостоятельно выполнять большинство заданий, не воспринимайте это как бестолко­вость. Помогите ему, не спешите сами и не торопите ребёнка. Ведь это действительно сложная для него работа.

Развитие — постепенный процесс, порой даже незаметный, скрытый. Его результаты про­явятся в виде знаний, умений и навыков только через определённое время — иногда довольно продолжительное. Наберитесь терпения и продолжайте заниматься. Сначала малыш должен понять, где у него правая рука, а где левая, и лишь потом сможет ориентироваться в понятиях «право-лево» у других людей и в пространстве. Вначале ребёнок с трудом сумеет завязать са­мый простой узел, а потом, глядишь, станет вязать морские узлы как заправский моряк. Но не ждите этого момента — хвалите малыша и за выполнение простых заданий, и даже за не вполне удачную, но честную попытку их выполнения. Не волнуйтесь, что у него сформируется завы­шенная самооценка — такое психологическое состояние куда продуктивней, чем неуверенность в себе.

Например, в книге-альбоме есть много заданий, связанных с рисованием. Для детей рисова­ние — уникальный способ переработки и усвоения информации. Пусть ребёнок рисует так, как умеет и хочет. Даже если вам кажется, что нарисовать можно краше — не допускайте никакой критики. Разве что предложите свой вариант и вместе с ребёнком обсудите достоинства того и другого. (Между прочим, ещё не известно, чей рисунок окажется точнее и лучше.) Тут важнее способность малыша объяснить, что именно он изобразил, чем качество изображения. Ваши заинтересованные вопросы помогут ребёнку не только почувствовать себя значимым, интерес­ным, но и окажут неоценимую услугу для дальнейшего развития речи и мышления.

Работая карандашом, кистью, пластилином, ребёнок развивает не только мелкую моторику кистей рук, но и мозг, ибо это неразрывно связанные вещи. Поощряйте малыша, хвалите его. Вера в себя, чувство собственного достоинства - это капитал, который всегда будет служить ребёнку, что бы ни происходило в его мире; он позволит ему и в будущем эффективней решать жизненные проблемы и задачи, значительно более сложные, чем приведённые в этой книге.

Возвращаясь к ней, добавим, что, уверившись благодаря похвале и поддержке в своих си­лах, ребёнок станет стремиться к занятиям уже независимо от похвал.

Книга-альбом — пособие особое. Его нужно не просто читать, но и работать прямо на его страницах — рисовать, делать записи. Такой вид книжного издания имеет целый ряд неоспори­мых достоинств. Чтобы оценить их, не выбрасывайте книгу-альбом после того, как малыш вы­полнит все задания.

Наше пособие способно стать своеобразным дневником психологического и интеллектуаль­ного развития ребёнка. Лет через пять-шесть, открыв вместе с ним (уже подростком!) эту книгу,


вы сможете вместе ещё раз пройтись по ступенькам его роста и таким образом перекинуть мо­стик на дороге понимания, неизбежно разрушающейся между взрослыми и детьми в этом слож­ном возрасте.

Рассматривая старую книгу-альбом, ваш бунтующий подросток вспомнит, с каким терпени­ем вы вели его по пути начальных знаний, как хвалили, утешали, подбадривали, помогали спра­виться с трудностями.

А вы, в свою очередь, вспомните, каким он был замечательным малышом, как был усерден, искренен и доверчив, какие неожиданные, а порой прямо-таки гениальные идеи высказывал.

Благодаря такой психотерапии колеблющееся понимание между вами если и не восстано­вится, то, по крайней мере, появится твёрдая основа для взаимной терпимости, протянется ни­точка из прошлого в настоящее — и в будущее.

Вот, собственно, и всё, что казалось необходимым сказать в предисловии к нашей книге. Откройте наше пособие. Приступите к занятиям. Каждый раз делайте записи о результатах и достижениях малыша. Если ваш ребёнок сам уже неплохо пишет, предложите ему делать такие записи самостоятельно.

Конкретные способы работы с материалом даются в инструкциях непосредственно перед заданиями.

Мы желаем вам успехов. Надеемся, что занятия по нашей программе принесут пользу ваше­му ребёнку.

 

 


ОБРАЩЕНИЕ К РЕБЁНКУ

Привет!

Жизнь — удивительная штука! Как много в ней интересного и необычно-

Го! Как много дорог и тропинок, по которым можно весело шагать с друзья­ми! Но иногда дорожки пересекаются, разветвляются, их становится так много, что не сразу догадаешься, какую выбрать. Хорошо, если рядом идёт человек, который точно знает, куда шагать. А если с тобой никого нет? Например, ты идёшь на праздник. Скажем, к кому-нибудь на день рож­дения. И твердо помнишь, что на перекрестке надо повернуть направо. А вот где право, где лево — не помнишь. И поворачиваешь не туда. И вместо праз­дника (скажем, дня рождения) попадаешь непонятно куда... Вот так история! Что же делать? Чтобы не попадать в печальные ситуации, надо всегда помнить, где право, где лево. А для этого надо тренироваться. А в этом тебе поможет наша книга. В ней много игр и упражнений, которые научат тебя ориентироваться в окружающем мире: точно знать, куда и как идти. Ты научишься также правильно объяснять другим, как попасть в магазин, библиотеку или шко­лу Или, скажем, на день рождения. Но этого мало. Когда ты пойдёшь в школу... А может быть, ты уже хо­дишь в школу?.. Короче говоря, в школе надо уметь хорошо ориентировать­ся на листе тетради или альбома для рисования. Например, учитель скажет: «Найди середину листа, отступи три клеточки вниз, шесть клеточек вправо...» И все это нужно сделать точно и очень аккуратно! Тут тоже необходима тренировка. Чтобы научиться красиво писать, пальцы должны быть быстрыми и послушными. Чтобы вырезать что-нибудь ножницами — тоже. И чтобы нари­совать на бумаге именно то, что ты хочешь... А настоящие морские узлы? Ты ведь не прочь научиться их вязать, как какой-нибудь капитан Врунгель? Всему этому тебя научит наша книга. И ещё кое-чему. Вот, например, ты в зоопарке смотришь на обезьянку Рядом стоят люди I и тоже смотрят. Как ты думаешь, вы видите совершенно одно и то же? Нет — не совершенно. А в нашей книге как раз и такие удивительные упражнения, которые позволят тебе посмотреть на мир (и на ту самую обезьянку) глазами других людей. Это не только интересно, но и очень важно. Ведь так ты станешь лучше понимать других — своих друзей, подруг, родственников, знакомых! В общем, запасайся бумагой, ножницами, кисточкой, красками, карандашами и приступай к работе! Мы желаем тебе успехов!   КУЧА МАЛА Это упражнение развивает у ребёнка умение выделять фигуру из фона или, другими словами, находить в нагромождении линий изображения конкретных предметов. Если у малыша возникнут трудности, вы можете: 1) называть предметы, которые необходимо найти; 2) обводить контур предмета — так, чтобы ребёнок следил за вами глазами или повторял ваши движения; 3) обводить разные предметы карандашами разного цвета. Посмотри: нарисованы четыре предмета. А в центре — какие-то перепу­танные линии. Разберись в этой путанице. Определи, какой предмет не попал в кучу малу.   Посмотри на картинку. Некоторые её части нарисованы пунктиром. Это недостающие кусочки. Тебе надо их вырезать из приложения на с. 137 и вклеить каждый на подходящее для него место. Потом ты можешь рас- красить картинку. Сосредоточься: вырезать надо чётко по линии. Держи ножни­цы твёрдо и не позволяй им резать неправильно.

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯ

Речь во всех упражнениях с таким названием пойдёт об оси симметрии. Ребёнок мо­жет не знать этого термина, но разбираться в его сущности малышу необходимо. Ведь мир скорее симметричен, нежели нет, во всяком случае, стремится к симметрии: сим­метричны мы сами, симметрично большинство зданий. Асимметрию большинство лю­дей воспринимают как нечто неправильное. Ребёнок интуитивно различает симметричное

и несимметричное. Умение осознанно определять ось симметрии поможет малышу луч­ше ориентироваться в пространстве. При выполнении данного задания не надо настаивать на том, чтобы малыш активно использовал такие слова, как «ось симметрии», «симметричные предметы». Вполне достаточно, если он будет называть ось симметрии «волшебной линией», но при этом хорошо понимать её свойства.


 

 

 

Вокруг тебя есть много предметов, одна половинка которых очень похожа на другую половинку. Например, мама может разрезать яблоко, апельсин, конфетку на две совершенно одинаковые доли. Линия, по которой пред-

меты делятся на две абсолютно равные части, называется осью симметрии. Мы будем называть её волшебной линией. Предметы, имеющие волшебную линию, называются симметричными.

Есть предметы, которые имеют не одну, а несколько волшебных линий. Это значит, что их можно разделить на две одинаковые половинки разными спосо­бами.

Возьмём, например, круг.

 

Есть предметы, у которых нет ни одной волшебной линии. Это несимметрич­ные предметы. Например, телефон, фотоаппарат, рука человека.

Найди среди своих игрушек симметричные и несимметричные.

Если симметричный предмет сложить по волшебной линии, то его половинки полностью совпадут.

Вырежи из приложения на с. 137 фигурки. Складывая их пополам, выясни, сколько у каждой из них волшебных линий. Это делается так. Каждый раз, сло­жив фигурку пополам, проводи цветным карандашом по линии сгиба. Это и бу­дет ось симметрии, волшебная линия.

Сколько осей симметрии ты нашёл у каждой из фигурок? Запиши их количе­ство рядом с фигурками.

Имей в виду, что среди вырезанных тобой фигурок есть одна несимметрич­ная. Определи её

кляксы

Это упражнение развивает у ребёнка интуицию, чувствительность к пространствен­ным отношениям. Если малыш не сможет сразу дать ответ, назовите нескольких зве­рей, среди которых будет и тот, что спрятан в кляксе. Пусть это будет небольшой под­сказкой вашему ребёнку.

В каждой кляксе спрятался какой-то зверь. Не спеши. Всмотрись вни­мательно, кого напоминает каждая из клякс. Какие звери спрятались в них?


 

МУХА


 


Эта замечательная игра тренирует не только внимание и пространственную ориенти­ровку, но и позволяет скоротать время, разогнать скуку. Чем больше участников игры, тем интереснее. Каждый из участников по очереди делает один ход. Тот, кто сделал ход неправильно,

получает штрафное очко. Выигрывает тот, у кого меньше всех штрафных очков.

Мы предлагаем несколько вариантов этой игры. Для начала выберите наиболее простой и

постепенно переходите ко всё более сложным.

1) На бумаге нарисовано поле. Каждый участник делает ход и в соответствии с результатом передвигает фишку (пуговицу или любой другой предмет) по полю.

2) Перед ребёнком нарисовано поле. Попросите его мысленно представить большую чёрную муху и мысленно передвигать её по полю.

3) Попросите ребёнка представить внутренним взглядом поле и муху на нём. Во время игры ребёнок будет передвигать муху по полю, которое он себе представляет на «внутреннем экране».

4) Дальнейшие усложнения могут быть следующие:

 

—увеличение поля до 12 клеток,

—передвижение мухи в кубе (добавляется ход «вперед», «назад») — это задание достаточно сложное и для взрослых, а уж если ваш ребёнок справится с ним, то это выше всяческих похвал.


 

Ты когда-нибудь дрессировал муху? Нет? Так давай попробуем! Наша

муха должна будет двигаться по полю из девяти клеточек. Вылетать за

пределы поля муха не может. Тот, кто упустит муху, получает штрафное

очко, и игра начинается сначала.

Каждый из участников по очереди делает ход, передвигая муху по полю.

Муху можно передвигать на одну клетку влево, вправо, вверх или вниз. Нельзя

передвигать муху наискосок и перепрыгивать через клеточку.

 

ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯ

Ещё раз обратите внимание ребёнка на то, что есть предметы, которые не имеют оси симмет­рии, ни одной волшебной линии.

Посмотри на эти предметы. Некоторые из них можно разделить волшеб­ной линией на 2 одинаковые половинки, но только одним способом. Дру­гие предметы имеют не одну, а несколько осей симметрии. Есть и такие,

которые вообще не имеют волшебной линии. А теперь можешь приступить к

выполнению задания.

1. Проведи волшебные линии в симметричных предметах.

2. Изображения тех предметов, в которых нельзя провести ни одной волшеб­ной линии, раскрась, как тебе захочется.

 

 


РАЗНОЦВЕТНЫЙ КОВЁР

Это упражнение развивает у ребёнка, помимо ориентации в пространстве, внимание к словесным инструкциям, память и мышление, закрепляет знание геометрических фигур, их цвета и размера.

Перед началом работы необходимо вырезать из приложения на с. 135 фигурки и наклеить каждую из них на картон. Кроме этого вам понадобится лист бумаги из альбома для рисования.

Упражнение может выполняться в двух вариантах.

1) Последовательно даются команды, и ребёнок последовательно их выполняет. В этом слу­чае каждую отдельную инструкцию нужно давать только один раз.

2) Дается несколько заданий сразу (начинать лучше с 2-3), и ребёнок, выслушав их все, при­ступает к выполнению. Если малышу трудно запомнить все задания, можно повторить их несколько раз.


(Мы даём задания по первому варианту, а вы, в соответствии с возможностями ребёнка, можете трансформировать их и изменять.)

1. В центре листа положи большой синий треугольник.

2. Слева и справа по бокам треугольника положи два маленьких жёлтых кружочка.

 

3. В левый верхний угол листа положи большой квадрат зелёного цвета.

4. В правый нижний угол листа положи маленький квадрат такого же цвета.

5. Под синим большим треугольником положи четырёхугольник любого цвета.

ОРИГАМИ

Складывание бумажных фигурок пользуется большой популярностью. Опубликовано много книг, обучающих этому искусству, организуются клубы любителей оригами, издаются журналы. Для нас же важнее то, что это не только увлекательное, но и очень полезное для развития ребёнка занятие. Мы отобрали несколько простых, базовых моделей оригами.

Если ваш ребёнок сможет самостоятельно разобраться в схеме и сложить фигурку — это просто замечательно. Только напомните ему, что все линии сгиба нужно сделать аккуратно: точно и чётко.

Если ребёнку самому сложно справиться с оригами, подключайтесь, уважаемые взрослые!

Лучше всего такой алгоритм совместной работы.

Сядьте рядом с ребёнком — но не напротив. И перед вами, и перед малышом — квадратный листок бумаги. Начинайте складывать из него фигурку по схеме. Каждую новую операцию чётко проговаривайте, объясняйте, как удобнее сделать тот или иной сгиб. Помните, что ребёнок повторяет все действия за вами, — поэтому не спешите.

Если малыш всё равно испытывает трудности, можно карандашом отметить на его листке места соединения уголков или провести линию, к которой следует сгибать края (с этой операцией детям, как показывает опыт, справиться трудней всего).

Не спешите исправлять ошибки, допущенные ребёнком, а тем более выполнять работу за него. Лучше попросите его ещё раз взглянуть, как проделываете аналогичные операции вы.

Если малыш и в этом случае не сумеет произвести правильных действий, покажите, используя его листок, как и в какую сторону нужно сделать сгибы. Потом разгладьте квадрат, и пусть ребёнок повторит ваши действия. Или согните на его листке один из симметричных элементов, а второй оставьте для самостоятельной работы малыша.

При таком подходе у ребёнка формируется глазомер, пространственное чутьё, владение мелкими мышцами руки и, что, может быть, не менее важно, ощущение самостоятельного достижения успеха.

И последнее замечание. Бумага, с которой вы будете работать, должна быть квадратной формы, не тонкая (иначе может порваться) и не толстая (иначе её сложно сгибать несколько раз).

Когда ребёнок освоит складывание фигурки, предложите ему показать обретённый навык кому-нибудь из друзей или родственников, научить их, в свою очередь, этой несложной, в сущности, науке. Так будет психологически правильно; кроме того, детям нравится воспроизводить освоенную модель много раз. Это полезно, не препятствуйте ребёнку в повторении пройденного.

Научившись для начала с вашей помощью складывать самые простые фигурки, ваш ребёнок в дальнейшем сможет освоить более сложные и научится самостоятельно разбираться в схемах.

 

 



 

Знаешь такое слово: «оригами»? Это искусство складывания бумажных фигурок, пришедшее к нам из Японии. Давай попробуем сложить вот та­кую собачку.Не забывай, что у тебя две руки и они обе понадобятся! Одна рука должна обязательно помогать другой.



 


Сложи лист пополам Левый и правый уголки

загни наискосок





 

 

з


 


Заверни уголки ещё Заверни уголки еще раз Разверни Развернув, сложи снова

по полученным линиям

       
   
 

 


У твоей собаки должны Подними наверх нижние

Получиться вот такие ушки уголки, чтобы у собаки. получится подбородок

 


ВОЛШЕБНАЯ ЛИНИЯ


 

Это упражнение позволяет не только ориентироваться на листе бумаги, что очень важ­но при обучении в начальной школе, но и развивает внимание. При выполнении данного задания у детей могут возникнуть трудности.

1) Если ребёнок рисует и пишет левой рукой, переверните книгу так, чтобы рисунок был справа: в этом случае малыш не будет закрывать рисунок ведущей рукой.

2) Если у ребёнка ведущая правая рука, но он пока ещё плоховато ориентируется в про­странстве, ему понадобится более серьёзная помощь.

Попросите его вытянуть указательный палец левой руки, а в правую взять карандаш. Возьмите его руки в свои и, проговаривая вслух нужное направление движения, двигайте одно­временно обе руки. Примерно так:

«Сейчас — вниз на две клеточки. Уходим от волшебной линии на четыре клеточки. А теперь снова вниз на 1 клеточку» и т. д.

Через некоторое время малыш сможет самостоятельно выполнять подобные задания. Эта рекомендация распространяется и на детей с ведущей левой рукой, но с учётом специфики, о которой писалось выше.

Если ребёнок при выполнении данного задания делает ошибки, не спешите их исправлять. Укажите на ошибку и попросите отыскать её, вернувшись назад, самостоятельно.

Смотри, какой интересный цветок. Но, по-моему, здесь нарисована толь­ко одна его половина. Попробуй дорисовать вторую. Имей в виду, что она выглядит точно так же, как первая. Прежде чем начнешь рисовать, со­едини две жирные точки — так ты проведёшь волшебную линию.

Замечательный у тебя получился цветок. А чтобы он стал совсем как живой, раскрась его.

 


 


В книге-альбоме мы предлагаем несколько игр с пластилином. Они развивают мелкие мышцы руки, что очень важно для успешного обучения письму. Кроме этого пластили­новое рисование способствует воспитанию усидчивости, так необходимой любому уче­нику. В этих играх малыш должен обвести контур рисунка пластилиновыми колбаска-

ми-верёвочками.

Скопируйте рисунок на бумагу или на прозрачную плёнку, а ребёнок выложит узор по кон­туру пластилином.

Когда ребёнок освоит подобное задание, предложите ему сделать узор на отдельном листке, только глядя на образец. Если это не сразу получится, помогите малышу.

Маленькое примечание: качественный пластилин облегчит выполнение задачи, так как из него легче скатать тонкие колбаски.

Давай создадим пластилиновые узоры. Сначала тебе нужно скатать длинную, ровную колбаску из пластилина — такой толщины, как нари­сованная линия. Затем аккуратно наложи колбаску на контур рисунка.

Если не хватит, скатай ещё колбаску, аккуратно соедини хвостики. Пластилино­вые колбаски могут быть разного цвета.

 
 

 

 



ГОРНЫЕ ДОРОГИ

Это упражнение развивает у ребёнка глазомер, мелкую моторику, самоконтроль. Осо­бенно оно полезно для неусидчивых детей. Несмотря на кажущуюся простоту задания, для многих малышей оно представляет определённую трудность. Тогда:

1) Выясните, чётко ли ребенок представляет, что такое «середина».

2) Перед тем как выполнять задание карандашом, дайте малышу обычную скрепку: пусть он проведёт её, поставив на ребро, по «горной дороге», а уж потом берётся за карандаш.

3) Если у него всё-таки не получается, разделите «дорогу» поперечными отрезками. Пусть ребёнок сначала найдёт середину каждого отрезка и отметит её карандашом, а затем уже проведёт сплошную линию по своим меткам.

Обратите внимание ребёнка на то, что линия получится ровнее, если смотреть не на кончик карандаша, а немного вперед: иначе видна не столько «дорога», сколько карандаш. Чтобы убе­дить малыша в этом, полезно провести карандашом (не рисуя!) по предполагаемой линии, предло­жив ребёнку смотреть при этом чуть дальше кончика. Такой показ будет убедительнее всяких слов.


 

Не отправиться ли нам с тобой на машине к морю? Добираться придётся по извилистым горным дорогам. Ехать по ним очень сложно: с одной сто­роны — обрыв, с другой — отвесная скала. Нужно быть очень вниматель­ным! Машина должна будет двигаться точно по середине дороги. Давай сначала потренируемся на прямых трассах.

 


 
 

РИСОВАНИЕ НОЖНИЦАМИ

Это упражнение развивает у ребёнка не только внимательность, но и так называемую зрительно-моторную координацию и мелкую моторику кисти руки. Для данного уп­ражнения желательно подобрать хорошие ножницы: небольшие и с острыми концами. Ниже изображена вся последовательность действий с ножницами и бумагой. Поста-

райтесь не давать ребёнку прямых указаний. Если он не понимает чего-то, лучше задавать ма­лышу наводящие вопросы. Единственным отрицательным следствием такой самостоятельной деятельности может стать некоторое количество испорченных листов бумаги. Зато упражне­ние, проведённое подобным образом, продемонстрирует позитивное отношение взрослого к ошибкам ребёнка и, соответственно, сформирует у малыша такое же отношение к собственным ошибкам — а это, на наш взгляд, одна из важнейших сторон успешного продвижения вперёд. Показав маленькому человеку, что испорченные им листы бумаги не вызывают у вас раздраже­ния, а лишь являются поводом для анализа его действий, вы научите ребёнка не бояться делать ошибки, воспринимать их как некие ступени к правильному решению.


 

Ты, наверное, уже давно умеешь рисовать — и карандашами, и фломасте­рами, и красками. А вот приходилось ли тебе рисовать ножницами? Давай попробуем сделать рисунок ими.

I

Возьми половинку тетрадного листа или четвертую часть листа из альбома для рисования. Попробуй нарисовать ножницами вот такую красивую вазу Внимательно смотри, что тебе надо делать. Твёрдо держи ножницы и не позво­ляй им вырезать не то, что хочешь ты. После того как ты вырежешь вазу, её можно раскрасить, нарисовать на ней узоры или что-нибудь ещё.



 


 


КЛЕТЧАТЫЙ РИСУНОК

Это упражнение развивает у ребёнка, помимо внимания, ориентацию в пространстве,

что крайне необходимо при обучении письму.

Ребёнку предлагается два варианта выполнения задания:


1) ребёнок рисует под вашу диктовку;

2) ребёнок рисует самостоятельно, если он хорошо читает и может разобраться в приведён­ных командах.

Будущий рисунок следует начинать с места, отмеченного точкой. Число указывает на коли­чество клеточек, которые необходимо пройти в заданном направлении. Перед началом выпол­нения необходимо обсудить с ребёнком, как сделать так, чтобы не сбиться и не повторить дваж­ды одну и ту же команду. В процессе же работы обязательно обращайте внимание на то, что именно и как малыш рисует. Если вы видите, что ребёнок делает что-то не так, возьмите коман­дование на себя, попробуйте диктовать ему ход шагов в удобном для малыша темпе — не торо­пите его и не давайте ему торопиться самому. При ошибке предложите ребёнку вернуться назад и исправить ее. Чтобы это было проще сделать, упражнение следует выполнять карандашом.

Недавно ты учился делать узоры с помощью пластилина, а теперь попро­буй сделать узор карандашом. Поставь карандаш на точку и начинай ри­совать: 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо. Дальше узор продолжи сам.

Если у малыша при выполнении данного задания возникнут трудности, связанные с тем, что он не очень четко различает «право-лево», попробуйте найти чёткий ориентир, с помощью ко­торого ребёнок будет отличать правую руку от левой. Это может быть стук сердца, повязка на левой руке с сердечком в виде бук­вы «Л», или что-нибудь другое. Такой ориентир лучше всего при­думать с ребёнком вместе.

 


1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо. Дальше узор продолжи сам.

                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               
                                                               

КУЧА МАЛА


Посмотри на эту кучу малу. В ней спрятано четыре предмета. Тот предмет, которого в ней нет, раскрась.


 


ПРАВО - ЛЕВО


Формирование внутреннего плана действий, навыков мысленного манипулирования объектами — вот цель данного упражнения. Для того чтобы правильно выполнить задание, ребёнок должен мысленно представить себя на месте нарисованных человечков — ведь у них «право-лево» противоположно его собственному.

Перед началом выполнения задания обязательно обратите внимание малыша на это обстоятельство!

Если у ребёнка всё-таки возникнут трудности с определением сторон на рисунке, то:

1) воспользуйтесь повязкой с сердечком в виде буквы «Л» или другим ориентиром по ваше-

му с малышом общему выбору;

2) если ребёнку трудно мысленно поставить себя на место нарисованных человечков, пусть и в самом деле встанет, как они, — так ему будет значительно проще ориентироваться.


 

Посмотри внимательно на рисунок и раскрась зелёным цветом всё то, что находится у каждого из нарисованных человечков в левой руке, а крас­ным цветом — то, что находится в правой.



 


ЖОНГЛЕР


 

Это упражнение замечательно развивает мелкую моторику и сосредоточенность у ре­бёнка; если он будет отвлекаться, у него вряд ли что-нибудь получится. Выполняя это упражнение вместе с малышом, вы получите массу удовольствия. Для выполнения задания вам необходимо найти несколько мячиков и шариков разно­го размера. Если у вас нет ни шариков, ни мячиков, возьмите любые предметы, которые можно катать: пустые бутылочки, баночки и т. д. При этом помните: чем меньше предмет, тем труднее его катать. Выполнять задание нужно двумя пальцами, сначала одной рукой, потом — другой. Это достаточно сложное упражнение, и если у ребёнка не очень-то получается катить предмет двумя пальцами, вполне молено использовать три, подключая и безымянный палец.

Давай поиграем в цирк. В цирке выступает много разных актеров: это и фокусники, и клоуны, и акробаты. А знаешь ли ты, кто такие жонглёры? Это очень ловкие люди.

Они могут, например, одновременно подбрасывать в воздух не­сколько предметов и при этом ни один из них не упадёт на пол. У них очень ловкие пальцы.

Попробуй и ты стать жонглёром. Поставь указательный и средний пальцы на мяч или шарик, как показано на картинке, и покатай его по столу — сначала одной рукой, затем другой. На ковре катать будет значительно проще.

Помни, что предмет катают всего два пальчика — указатель­ный и средний.


ДЕЛИМ ЦЕЛОЕ НА ЧАСТИ


Это упражнение направлено на развитие таких важных навыков, как мысленное (то

есть производимое в уме) манипулирование объектами, их частями или различными

сочетаниями.

При выполнении данного упражнения полезно меняться ролями. Превратитесь на не­которое время в ученика — иногда не очень внимательного; пусть малыш, как строгий учитель, поправляет вас и руководит вашими действиями.

Если у ребёнка будут возникать серьёзные трудности при выполнении данного упражнения, предложите ему перевести на кальку кусочки фигуры, вырезать фрагменты и собрать фигуру целиком. После этих действий ребёнку будет совсем просто нарисовать, как разрезается фигурка.

Были две одинаковые фигурки. Одну оставили целой, а вторую разрезали на части, и кусочки перемешали. На рисунке слева изображена целая фи­гура. Справа — она же, разре<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: