КАК СДЕЛАТЬ УЧЁБУ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ




Не секрет, что развитие ребёнка невозможно без участия взрослого. Взрослые знакомят ма­лыша с новыми предметами, обращают его внимание на те или иные характеристики окружаю­щего мира, самим своим поведением, образом жизни подают ребёнку пример, показывают, «что такое хорошо и что такое плохо». Психологические исследования свидетельствуют, что мы, взрослые, являемся для малыша носителями абсолютной истины, которая даже не подвергает­ся анализу и критике, а воспринимается безоговорочно.

Какое это имеет отношение к конкретной книге-альбому? Самое прямое.

Проявляя интерес к предложенным в ней упражнениям и заданиям, вы тем самым будете формировать такой же интерес и у ребёнка. Вскоре уже не вы, а малыш станет подталкивать


вас к занятиям — они станут его внутренней потребностью. Ведь это так интересно и приятно — становиться всё более умелым, ловким, знающим!

Чтобы заинтересовать ребёнка, можно использовать самые разные приёмы. Например, об­лечь занятие в сказочный сюжет или предложить соревнование. Очень полезен метод смены привычных ролей, когда ребёнок из обучаемого, ведомого превращается в обучающего, ведуще­го. Да мало ли что ещё можно придумать! Не ограничивайте себя, проявляйте фантазию; благо­даря этому совместная работа станет лёгкой, весёлой и, следовательно, более эффективной.

Однако какими бы интересными ни казались занятия, они не должны быть слишком дли­тельными. Оптимальное их время для ребёнка пяти лет - 15-20 минут, шести лет - 20-30 минут, для семилетнего — 30-35 минут. Если малыш настойчиво требует продолжения урока, поста­райтесь переключить его на другую деятельность, пообещав, что завтра вы вернётесь к заняти­ям. Лучше остановиться на интригующей ноте, чем переиграть, перезаниматься. Мера — вот девиз воспитателя; во всём должна быть мера.

Не забывайте ещё несколько несложных, но очень важных правил. Никогда не начинайте занятие, если:

• вы утомлены, раздражены или озабочены посторонними проблемами. Ребёнок это сейчас же почувствует и, в лучшем случае, конкретное занятие пройдёт неэффективно, а в худ­шем — у малыша испортится настроение, появится отрицательное отношение к подобно­го рода взаимодействию;

• ребёнок неважно себя чувствует;

• ребёнок увлечён своей игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложите закончить игру и убрать игрушки. У ребёнка должно быть время для того, чтобы перестроиться с игры на занятие;

• и под конец — одно из важнейших правил техники безопасности: занятие никогда и ни в коем случае не должно восприниматься ребёнком как наказание!

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

В процессе работы над заданиями у ребёнка неизбежно будут появляться ошибки. Как к ним следует относиться? Спокойно. Недаром народная мудрость гласит: «Тот не ошибается, кто ничего не делает». Все получится обязательно, надо только верить в это самим и — самое глав­ное! — вселить эту уверенность в ребёнка.

Если же ошибки повторяются, на ваш взгляд, слишком часто, необходимо выяснить их при­чину. Причин, в сущности, не так уж и много:

• ребёнок устал физически;

• ребёнку неинтересно, так как задания для него слишком просты или слишком сложны. Подберите уровень сложности, соответствующий возможностям ребёнка;

• ребёнку непонятно, как надо выполнять задание. То, что кажется нам, взрослым, простым и само собой разумеющимся, для малыша иногда представляется тёмным лесом с запу­танными тропинками. В этом случае вам необходимо стать для ребёнка проводником. Об­судите с ним, как лучше выполнить то или иное задание. Покажите ему, как вы это делае­те, и поясните, почему вам так удобнее.

Особо следует оговорить ситуацию, когда ошибки связаны с особенностями нервно-психи­ческой организации малыша, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболе­ваний и т. п. В этом случае необходима консультация специалиста.

Так как в книге много заданий, требующих что-то дорисовать, следует обратить внимание на специфику выполнения таких упражнений детьми с ведущей левой рукой. Мы предлагаем в


этом случае переворачивать книгу-альбом. Тогда работающая рука ребёнка не закроет собой рисунок и с заданием будет проще справиться. Но не настаивайте на своём, предоставьте малы­шу возможность подыскать наиболее удобное для него положение книги. Сама природа подска­жет ему самый комфортный способ выполнения конкретного задания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: