Не секрет, что развитие ребёнка невозможно без участия взрослого. Взрослые знакомят малыша с новыми предметами, обращают его внимание на те или иные характеристики окружающего мира, самим своим поведением, образом жизни подают ребёнку пример, показывают, «что такое хорошо и что такое плохо». Психологические исследования свидетельствуют, что мы, взрослые, являемся для малыша носителями абсолютной истины, которая даже не подвергается анализу и критике, а воспринимается безоговорочно.
Какое это имеет отношение к конкретной книге-альбому? Самое прямое.
Проявляя интерес к предложенным в ней упражнениям и заданиям, вы тем самым будете формировать такой же интерес и у ребёнка. Вскоре уже не вы, а малыш станет подталкивать
вас к занятиям — они станут его внутренней потребностью. Ведь это так интересно и приятно — становиться всё более умелым, ловким, знающим!
Чтобы заинтересовать ребёнка, можно использовать самые разные приёмы. Например, облечь занятие в сказочный сюжет или предложить соревнование. Очень полезен метод смены привычных ролей, когда ребёнок из обучаемого, ведомого превращается в обучающего, ведущего. Да мало ли что ещё можно придумать! Не ограничивайте себя, проявляйте фантазию; благодаря этому совместная работа станет лёгкой, весёлой и, следовательно, более эффективной.
Однако какими бы интересными ни казались занятия, они не должны быть слишком длительными. Оптимальное их время для ребёнка пяти лет - 15-20 минут, шести лет - 20-30 минут, для семилетнего — 30-35 минут. Если малыш настойчиво требует продолжения урока, постарайтесь переключить его на другую деятельность, пообещав, что завтра вы вернётесь к занятиям. Лучше остановиться на интригующей ноте, чем переиграть, перезаниматься. Мера — вот девиз воспитателя; во всём должна быть мера.
|
Не забывайте ещё несколько несложных, но очень важных правил. Никогда не начинайте занятие, если:
• вы утомлены, раздражены или озабочены посторонними проблемами. Ребёнок это сейчас же почувствует и, в лучшем случае, конкретное занятие пройдёт неэффективно, а в худшем — у малыша испортится настроение, появится отрицательное отношение к подобного рода взаимодействию;
• ребёнок неважно себя чувствует;
• ребёнок увлечён своей игрой. Попробуйте предупредить его о начале занятия минут за пять, предложите закончить игру и убрать игрушки. У ребёнка должно быть время для того, чтобы перестроиться с игры на занятие;
• и под конец — одно из важнейших правил техники безопасности: занятие никогда и ни в коем случае не должно восприниматься ребёнком как наказание!
РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
В процессе работы над заданиями у ребёнка неизбежно будут появляться ошибки. Как к ним следует относиться? Спокойно. Недаром народная мудрость гласит: «Тот не ошибается, кто ничего не делает». Все получится обязательно, надо только верить в это самим и — самое главное! — вселить эту уверенность в ребёнка.
Если же ошибки повторяются, на ваш взгляд, слишком часто, необходимо выяснить их причину. Причин, в сущности, не так уж и много:
• ребёнок устал физически;
• ребёнку неинтересно, так как задания для него слишком просты или слишком сложны. Подберите уровень сложности, соответствующий возможностям ребёнка;
|
• ребёнку непонятно, как надо выполнять задание. То, что кажется нам, взрослым, простым и само собой разумеющимся, для малыша иногда представляется тёмным лесом с запутанными тропинками. В этом случае вам необходимо стать для ребёнка проводником. Обсудите с ним, как лучше выполнить то или иное задание. Покажите ему, как вы это делаете, и поясните, почему вам так удобнее.
Особо следует оговорить ситуацию, когда ошибки связаны с особенностями нервно-психической организации малыша, последствиями черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний и т. п. В этом случае необходима консультация специалиста.
Так как в книге много заданий, требующих что-то дорисовать, следует обратить внимание на специфику выполнения таких упражнений детьми с ведущей левой рукой. Мы предлагаем в
этом случае переворачивать книгу-альбом. Тогда работающая рука ребёнка не закроет собой рисунок и с заданием будет проще справиться. Но не настаивайте на своём, предоставьте малышу возможность подыскать наиболее удобное для него положение книги. Сама природа подскажет ему самый комфортный способ выполнения конкретного задания.