Понятие экономического роста, его измерение




Экономический рост—это увеличение способности национального хозяйства производить продукт, удовлетворяющий потребности людей. Ключевым фактором экономического роста являются инвестиции, которые должны превышать амортизационные отчисления. [1, C.288]

В отличие от кратковременных колебаний уровня экономической активности, под экономическим ростом понимается долговременное устойчивое увеличение масштабов выпуска продукции, обусловленное возрастанием про-изводственного потенциала национальной экономики. В процессе экономиче-ского роста возникают свои проблемы, связанные с поддержанием сбалансиро-ванности макроэкономических пропорций, обеспечением занятости возраста-ющего предложения ресурсов, сдерживанием инфляционных тенденций в эко-номике. [2, C. 310]

В связи с трудностями измерения процесса экономического развития в макроэкономике чаще всего анализируют экономический рост, хотя это лишь один из критериев экономического развития.

Экономический рост есть составляющая экономического развития. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями количественной динамики экономического роста являются:

• годовой прирост объема ВВП;

• годовые темпы роста ВВП в расчете на душу населения;

• годовые темпы роста производства основных отраслей экономики.

В экономической статистике для изучения динамики экономического роста используются коэффициенты роста, темпы роста и темпы прироста. Коэффициент роста х исчисляется по формуле (1.1):

y1, (1.1)

───

Х = y0

 

где y1 и y0— показатели соответственно в изучаемом и базовом периодах.

Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом роста часто понимают темп прироста.

Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостный рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца очистить его от инфляции.

Каждый из ресурсов постоянно изменяется в зависимости от других ресурсов, а также от социально-экономического развития общества. Он измеряется различными показателями — ценностными и натуральными (Табл. 1). [4, C.551]

В течение длительного периода многие данные о развитии экономики искажали ее реальное состояние. Многочисленные приписки по результатам деятельности отдельных предприятий и организаций, особенно в строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве, также не позволяли иметь объективное представление о темпах роста экономики. Не случайно сейчас подвергаются сомнению традиционные расчеты основных общеэкономических показателей, производившиеся ранее в СССР.[3, С. 257-258]

Факторы экономического роста

Понятие "фактор" обычно трактуют как источник, движущая сила развития. Так факторами экономического роста называют явления и процессы, определяющие темпы, масштабы и качественные характеристики прироста реального объема национального производства.

Факторы роста можно классифицировать по-разному (Рис. 1.). По способу воздействия на процесс роста разграничивают прямые и косвенные факторы. Первые непосредственно определяют возрастание производственного потенциала национальной экономики. К ним относятся:

– Увеличение количества и повышение качества используемых трудовых, природных ресурсов, реального капитала.

– Совершенствование технологии и организации производства.

– Уровень предпринимательской активности населения.

Рисунок 1. – Факторы экономического роста.

К косвенным факторам относятся те, что оказывают на процессы роста опосредованное воздействие, способствуя или напротив, препятствуя реализации растущего потенциала экономики. Среди них выделяются:

Цены на ресурсы. В условиях открытой экономики они зависят не только от внутреннего предложения ресурсов и спроса на них, но и от конъюнктуры мирового рынка, определяя, в конечном счете, уровень издержек производства и возможности увеличения масштабов совокупного предложения.

Степень монополизации рынков. Механизм конкуренции является могучим средством мобилизации внутренних ресурсов производителей и перелива ресурсов в отраслевом и региональном разрезах. Если степень монополизации велика, то это ведет к росту издержек производства, деформирует структуру экономики, что неизбежно сдерживает темпы экономического роста.

Характер распределения ресурсов и доходов. Мало иметь в изобилии высококачественные ресурсы. Необходимо, чтобы они были распределены оптимально. Только в этом случае в полной мере реализуются их потенциальные возможности. Роль справедливого распределения доходов связана с их стимулирующей функцией, а так же с оптимизацией процессов потребления и накопления.

Мощным стимулирующим фактором является так же уровень налогообложения. Американский экономист А. Лаффер первым сформулировал концепцию, согласно которой, рост налоговой ставки сверх некоторого оптимального значения ведет к сокращению налогооблагаемой базы, что обусловлено как возрастающим сокращением доходов, так и снижением экономической активности, вследствие падения стимулов к производительному труду и инвестированию. Уровень экономической активности так же во многом зависит от развитости, гибкости и мобильности кредитно-финансовой системы, обеспечивающей концентрацию свободных финансовых ресурсов и их оперативное перераспределение между отраслями и регионами.

Роль структурной политики связана с выбором приоритетов развития. Здесь уже упоминалась модернизация, осуществленная ведущими индустриальными странами в 70-е годы. Она активно стимулировалась целенаправленной деятельностью государства, включавшей, в том числе, серьезные институциональные преобразования (приватизация).

Проведение определенной демографической политики имеет особое значение для стран с низким уровнем среднедушевых доходов и высокими темпами роста численности населения. В этих условиях резко ограничивается склонность к сбережению и возможности накопления и инвестирования. Поэтому активная государственная политика по ограничению рождаемости в таких странах, как правило, способствует росту среднедушевых доходов и повышению нормы накопления.

Большое влияние на реализацию потенциальных возможностей роста оказывает состояние общественного сознания, включая господствующие нравственные установки, традиции и обычаи народа, другие составляющие национальной культуры. В этой связи, авторы известного учебника, отмечают, что в США практически не существует социальных или моральных запретов, препятствующих процессу производства и материальному прогрессу. Американская общественная мысль рассматривает рост материального благосостояния в качестве достижимой и чрезвычайно желанной экономической цели. Неудивительно, что в такой моральной атмосфере США добились самых впечатляющих успехов в экономическом развитии.

Наконец, потенциал роста будет реализован в полной мере только в том случае, если его увеличению соответствует адекватное повышение совокупного спроса. Если же этого не происходит, то имеет место рецессия (недоиспользование потенциала) роста.[2, С. 312-314]

Государственное регулирование экономического роста

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала на вооружение различные концепции, умело сочетая рецепты неоклассического, кейнсианского и неокейнсианского направлений.

Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929— 1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение — путем их повышения.

В 80-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

• стимулирование НТП и развитие научных исследований;

• увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;

• глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, — поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.[3, С. 263-264]

Методами государственно-корпоративного регулирования рыночной экономики являются проведение реформ в налогообложении корпораций, государственных предприятий и предприятий немонополизированного сектора экономики, или налоговое регулирование; государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, или научно-техническая политика; активная амортизационная, кредитно-денежная и структурная политика; ценовое регулирование.

Использование налогов как средства регулирования экономики осуществляется путем снижения налоговых ставок или их временной отмены на часть прибыли, которая направляется на инвестиции, проведение НИОКР, создание рабочих мест, ускоренное развитие некоторых отраслей, регионов, добычу определенных видов полезных ископаемых, охрану окружающей среды и т. п.

После второй мировой войны до 1957 г. в США прибыль компаний в размере до 25 тыс. дол. облагалась налогом по ставке 25 %, а свыше этой суммы — по ставке 48 %. Постепенно происходило сокращение верхней шкалы налогообложения монополий. В 1987/88 финансовом году максимальная ставка налога на прибыль снизилась до 34 %. По более низким ставкам облагается налогами малый бизнес.

Чтобы ослабить действие тенденции к торможению корпорациями НТП и накопления капитала, государство активно стимулирует развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводит научно-техническую политику. Так, в начале 90-х гг. доля федерального правительства США в финансировании этих расходов составляла более 50 %. Государство строит большие научно-исследовательские центры и лаборатории, которые затем передает монополиям, создает научные и капиталоемкие отрасли промышленности, передает патенты на лицензии, правительственные заказы на НИОКР, готовит научные кадры.[8, С. 153]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: