О системе природоресурсного права можно говорить в двух аспектах:
- в отношении всего природоресурсного права (в этом случае мы выделяет отдельные отрасли права);
в отношении каждой из входящих в эту правовую семью отрасли (в этом случае мы будем говорить о системе земельного, горного, водного права и других отраслей).
Природоресурсное право в целом разделяется на отрасли по объекту правового регулирования в соответствии с теми компонентами (объектами) природной среды, которые признаются объектами природопользования и подвергаются в таком качестве правовому регулированию.
При этом не все объекты отношений в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренные в от. 5 Закона «Об охране окружающей среды», закреплены в качестве объектов природопользования. Так, атмосферный воздух и озоновый слой рассматриваются законодательством лишь в качестве объектов правовой охраны, а не использования, и соответственно, нормы, регулирующие их охрану, не включаются в природоресурсное право. Не относится к объектам природоресурсных отношений климат, определение которого ни в международном праве, ни в национальном законодательстве не дается, но в некоторых отраслях законодательства климатические условия могут учитываться в качестве факторов природопользования (например, в лесном законодательстве). Использование околоземного космического пространства регулируется космическим правом - отраслью международного публичного права, и не входит в сферу национального законодательства.
Таким образом, на сегодняшний день в систему природоресурсного права включаются только те отрасли, которые сформировались в должной степени и обладают всеми признаками отрасли права (наличие специфических общественных отношений, составляющих ее предмет; нормативная правовая база, обеспечивающая комплексное правовое регулирование данных отношений; социально-экономическая значимость для государства и общества).
|
К данным отраслям относятся:
- земельное право, регулирующее использование и охрану земель;
- горное право, регулирующее использование и охрану недр;
- водное право, регулирующее использование и охрану вод;
- лесное право, регулирующее использование и охрану лесов;
- отрасль, регулирующая использование и охрану растительного мира;
- отрасль, регулирующая использование и охрану животного мира.
При выделении перечисленных отраслей следует исходить из предметной общности природоресурсных отраслей и наличия общего механизма правового регулирования этих отношений, основанного на концептуальных подходах к регулированию всех видов природопользования. Они заключаются в установлении правового режима природных компонентов (объектов), вовлеченных в сферу природопользования.
По предметному признаку природоресурсное право тесно связано с экологическим правом и составляет с ним единую сферу правового регулирования. Самостоятельность природоресурсного права обеспечивается наличием собственной нормативно-правовой базы, едиными принципами и подходами в регулировании природоресурсных отношений, а также законодательно закрепленным разграничением сферы правового регулирования экологического и природоресурсного законодательства (включая разграничение этих отраслей между собой). В то же время родственный характер природоресурсных и экологических отношений не позволяет полностью обособить правовые нормы о природопользовании от норм об охране природных ресурсов.
|
Внутренняя система каждой отрасли представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют природоресурсные отношения, составляющие предмет этой отрасли. Для них характерно единообразное построение отдельных составных частей этих отраслей, вытекающее из внутренней общности всех природоресурсных отношений.
Среди правовых институтов, входящих в природоресурсные отрасли права, можно выделить следующие:
- Институт, регулирующий право собственности на природные ресурсы, представляющий собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность этих природных ресурсов соответствующим субъектам (государству, юридическим лицам, гражданам) и полномочия собственников. Этот институт включает преимущественно нормы специального законодательства, так как в соответствии со ст. 1 ГК земельные отношения, отношения по использованию других природных ресурсов и охране окружающей среды, отвечающие признакам, указанным в гражданском законодательстве, регулируются гражданским законодательством, если законодательством об охране и использовании земель и другим специальным законодательством не предусмотрено иное.
- Институт, регулирующий право природопользовании соответствующим компонентом (объектом) природной среды (землепользование, недропользование и др.); который устанавливает порядок и условия использования природных ресурсов и определяет правовые формы их использования (они включают как гражданско-правовые формы (аренда, концессия), так и основанные на административно-правовом регулировании виды права природопользования).
|
- Институт государственного регулирования и управления в области использования и охраны природных ресурсов, являющийся составной частью механизма государственного регулирования и управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Содержание этого института характеризуется тем, что административное управление природными ресурсами дополняется нормами, регулирующими экономический механизм природопользования, основанный на принципе платности природопользования. Данный институт является составной частью общего экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, закрепленного Законом «Об охране окружающей среды», и действует в каждой отрасли природоресурсного права с определенной спецификой, в том числе исторически обусловленной.
- Институт, охватывающий нормы по рациональному (устойчивому) использованию и охране природных ресурсов, который в каждой отрасли природоресурсного права устанавливает требования, направленные на сохранение, улучшение и восстановление природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений, а также нормы по предотвращению и устранению вредного воздействия на компоненты природной среды в процессе пользования.
- Институт юридической ответственности в сфере природопользования, предусматривающий применение различных видов ответственности за правонарушения в сфере использования и охраны природных ресурсов, является составной частью эколого-правовой ответственности, применяемой за правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Этот институт обеспечивает охранительную функцию по отношению к природоресурсным отношениям, так как направлен на восстановление нарушенного правопорядка. В экологическом и природоресурсном законодательстве постепенно складываются единые механизмы применения мер ответственности, включающие меры государственного воздействия за неправомерное поведение, а также возмещение вреда, причиненного природной среде (в том числе природным ресурсам) в результате правомерной деятельности.
1.3. Источники природоресурсного права. Природоресурсное законодательство
Источниками природоресурсного права признаются нормативные правовые акты, регулирующие природоресурсные отношения. Они обладают определенными особенностями:
- во-первых, содержание соответствующих норм определяется объективными свойствами объекта правового регулирования, т.е. природными компонентами и объектами, при использовании которых эти нормы применяются;
- во-вторых, источники природоресурсного права систематизированы по отраслевому признаку. Каждая отрасль имеет свои собственные источники, в которых могут содержаться нормы, факультативно регулирующие использование других природных ресурсов.
При выяснении системы источников природоресурсного права необходимо учитывать комплексный характер этой совокупности отраслей, в силу чего данные отношения могут регулироваться не только специальными нормативными правовыми актами, но и актами других отраслей законодательства, в которых имеются нормы природоресурсного характера. Такие нормы присутствуют в гражданском, административном, налоговом законодательствах, законодательстве об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об административных процедурах, о регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и в других отраслях. Такие источники мы будем называть общими.
Так, например, Конституция Республики Беларусь как источник природоресурсного права закрепляет конституционные права граждан в области окружающей среды, экономическую основу природоресурсных отношений, в частности право собственности на природные ресурсы и некоторые другие положения. Статья 13 Конституции устанавливает исключительную государственную собственность на недра, воды, леса, предусматривает, что земли сельскохозяйственного назначения находятся только в собственности государства.
Закрепление на законодательном уровне приоритета специального законодательства в регулировании природоресурсных отношений ведет к факультативному применению норм других отраслей.
Специальные источники природоресурсного права регулируют только природоресурсные отношения и в совокупности составляют природоресурсное законодательство, отдельные отрасли которого систематизированы на основе базового кодекса или закона (Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный кодекс, Закон «О животном мире», Закон «О растительном мире»). Развитие природоресурсного права шло по пути дифференциации нормативной правовой базы каждой из названных выше отраслей, поэтому нормативные правовые акты, регулирующие какой-то конкретный вид природоресурсных отношений, для всех других будут являться источниками общего характера.
По юридической силе источники природоресурсного права включают в себя различные виды нормативных правовых актов, иерархия которых и назначение в системе права определяется Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Однако их юридическая сила может быть установлена лишь в рамках каждой отрасли и с учетом преимущественного значения специального законодательства.
По уровню правового регулирования в природоресурсном праве преобладают источники, относящиеся к национальному законодательству. Международные договоры, содержащие нормы, регулирующие отношения по использованию и охране природных ресурсов, влияют на развитие природоресурсного права Республики Беларусь посредством:
- во-первых, признания Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права (ст. 8 Конституции Республики Беларусь), в том числе принципов в сфере природопользования;
- во-вторых, выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров с участием Республики Беларусь, и приведения национального законодательства в соответствие с положениями этих договоров. Так, во исполнение некоторых международных конвенций в Республике Беларусь были приняты долгосрочные программные документы, содержащие в том числе меры по развитию правовой базы. К ним можно отнести утвержденные Правительством Республики Беларусь Стратегию по реализации Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, Стратегию по реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, и другие документы.
Природоресурсное законодательство (совокупность нормативных правовых актов, регулирующих только использование и охрану определенных природных компонентов (объектов)) сложилось в процессе систематизации правовых норм, касающихся отдельных видов природопользования, и отражает дифференцированный подход к регулированию данных отношений.
Природоресурсное законодательство включает следующие отрасли:
— законодательство об охране и использовании земель (земельное законодательство);
законодательство о недрах (горное законодательство); Законодательство об охране и использовании вод (водное законодательство);
законодательство об использовании, охране и защите лесов (лесное законодательство); законодательство о растительном мире; законодательство об. охране и использовании животного мира.
К природоресурсному законодательству не относится законодательство об охране атмосферного воздуха, законодательство об охране озонового слоя, поскольку эти отрасли рассматривают атмосферный воздух и озоновый слой исключительно как объект охраны, что не позволяет отождествлять их с другими природоресурсными отраслями, а озоновый слой, определение которого дается в Законе Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 56-3 «Об охране озонового слоя», не соответствует понятию «природный ресурс», содержащемуся в ст. 1 Закона «Об охране окружающей среды».
Самостоятельность природоресурсного законодательства обеспечивается разграничением сферы его правового регулирования с экологическим законодательством и другими отдельными отраслями. Так, в соответствии со ст. 2 Закона «Об охране окружающей среды» правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, об охране и использовании вод, об использовании, охране и защите лесов, о недрах, об охране и использовании животного мира, о растительном мире и иным законодательством Республики Беларусь.
При разграничении отдельных отраслей природоресурсного законодательства необходимо иметь в виду, что между ними нет какой-либо иерархии или подчиненности, так как каждая отрасль регулирует свой круг общественных отношений, поэтому специальные нормы имеют приоритетное значение применительно к природоресурсным отношениям того или иного вида.
Данный подход отражается в нормах базовых законов (кодексов), на основании которых эти отрасли систематизированы. Необходимость применения иного законодательства оговаривается применительно к отдельным видам отношений в сфере природопользования. Так, например, в соответствии со ст. 2 КоН, отношения в области охраны и использования земель, возникающие при пользовании недрами, регулируются законодательством об охране и использовании земель, т.е. специальным для землепользования.
Соотношение этих отраслей законодательства между собой показывает, что существенные коллизии между ними отсутствуют, однако существует определенная разобщенность в правовые регулирования тех видов природопользования, которые носят комплексный характер.