Почему эти пять сюжетных ходов были совершены Рембрандтом в шаге от смерти?




Зачем Рембрандт оставил столько загадок в картине

«Возвращение блудного сына»?

Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта (около 1668 года). Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта.

Сюжет картины

Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки. Согласно притче, однажды сын, младший в семье, захотел начать самостоятельную жизнь и потребовал свою долю наследства. По сути, это символизировало, что он желает отцу смерти, ведь раздел имущества происходит только после кончины старшего в роду. Молодой человек получил, что просил, и покинул отчий дом. Жизнь не по средствам – в праздности, распутстве и пьянстве, привели к тому, что вскоре молодой человек промотал все, что имел. Он оказался перед выбором — смерть или покаяние. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом. Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева – всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Отец при встрече с сыном произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.

Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Внимание приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к нам спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении.

Почему эти пять сюжетных ходов были совершены Рембрандтом в шаге от смерти?

1. В Евангелии от Луки Иисус поведал притчу о блудном сыне фарисеям. Зачем? Какой он вложил смысл? Может быть, речь шла о том, что ему самому придется предстать перед отцом – Отцом Небесным. Поэтому в картине все участники явно заворожены таинством встречи. Рембрандт высвечивает святое место, и сцена максимально отвлечена от быта. Даже упавшая сандалия на ноге сына подчеркивает наличие святого места. (Оно обозначено в сцене, где Бог говорит Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая»).

 

2. Присмотримся к Отцу. Он несет черты божественности: повторяет форму арки, не имеет головного убора, у него блаженное лицо. По сути, старик предстает в роли дверного проема (повторяя форму арки), через который блудный сын достигает искупления.

У него явно разные кисти рук – мужская и женская: одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, а вторая – как сильная, удерживающая. Персонаж символически соединяет в себе оба вида родительской любви, отцовскую и материнскую, поскольку это образ Бога. Понятно, почему нет матери, женщина в левом верхнем углу, даже в тени не проявляет материнской радости и не протягивает рук.

 

 

3. Убедительно создан образ сына-скитальца в рубище, и бритой головой каторжанина со шрамами. При этом Рембрандт скрывает его лицо. Но каторги не было, иначе он не сохранил бы пусть оборванный, но дорогой воротник. Изображенный на стене человек с дудкой и свиньями – напоминание о злоключениях блудного сына. Чтобы не умереть с голоду, ему пришлось наняться на самую неприятную работу: пасти этих животных, считающихся у иудеев нечистыми. Значит, жизнь его была тяжелее каторги!

Здесь блудный сын написан спиной к зрителю, который, таким образом, как бы оказывается следующим в очереди на покаяние.

 

 

4. С помощью освещения Рембрандт, в своей типичной манере, выделяет главных героев этой истории: старика и двух его детей. Насыщенный красный цвет одежды отца, как цветовая доминанта, подчиняет себе все остальное. Теплый красный цвет в этой картине означает пылающий цвет любви.

Прибежавший с поля старший сын (мужчина в богатом одеянии, похожем на плащ хозяина дома), согласно притче, должен ревновать отца к брату, но на его лице нет зависти и какого-либо напряжения. Отсюда напрашивается вывод, что красный цвет является выражением победившего чувства.

 

5. В молодости Рембрандт сделал свой автопортрет на полотне «Блудный сын в таверне» и предстал в образе блудного сына, пирующего в обнимку с куртизанкой (написана с жены Саскии). Логично предположить, что в «Возвращении» блудный сын» – тоже Рембрандт. Но встает вопрос, зачем художник изобразил себя нищим и промотавшим состояние? Нищий раньше получит искупление – не эта ли идея двигала художником?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: