История блудного сына в творчестве Рембрандта




«Возвращение блудного сына» – возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей (Титус – единственный выживший ребенок в семье) до практически полного разорения. На Рембрандта обрушится вал критики, прекратятся заказы, уйдут ученики.

Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу (сыну от первого брака с Саскией). Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта (он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери), была отлучена от церкви. Чахотка поразила любимого сына Титуса в возрасте 27 лет, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем.

 

От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться.

Много позже Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать...»

Картина «Блудного сына в таверне» (1635) была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил. На картине изображена нарядно одетая девушка, юная, красивая. По тем временам она ведет себя скорее фривольно, ведь сидит на коленях у молодого человека, обнявшего ее гибкий стан. Юноша – франт, беспечный щеголь в бархатном камзоле, в шляпе с огромным страусиным пером. Он весел и доволен собой: ему принадлежит внимание дамы, в руках бокал с искрящимся вином, на богато уставленном столе накрыт сытный обед. В беспечном времяпрепровождении, в радости, в упоении жизнью и человеческим счастье Рембрандт изобразил себя и свою возлюбленную. Правда, в верхнем левом углу полотна мы видим грифельную доску. Такие доски висели обычно в тавернах и на них записывалась цена выпитого и съеденного. И то был намек зрителю, что за все в жизни придется платить.

После «Блудного сына в таверне», он на себе испытает библейский путь грешника. Картина станет пророчеством.

 

«Возвращение блудного сына» художник написал не по заказу, а по собственному почину, как будто подводил итог жизненного пути. Художник ищет встречи с Богом, чтобы получить оправдание и прощение, но ищет творческим методом.

Рембрандт нищ перед Богом, но не нищ перед людьми. Поэтому он прячет от людей лицо в своем последнем шедевре «Возвращение блудного сына». Эпилог творчества посвящен его раскаиванию перед Богом. Только Всевышнему, как на исповеди, можно открыть свое лицо, – ведь Бог предложил ему такой путь жизни, умышленно отдал сына своего на испытания грехами. (Иначе откуда у художника столько сил в преклонном возрасте взяться за полотно 260 × 203 см).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: