Статья опубликована в журнале «Управленческое консультирование» (СЗИУ РАНХиГС) в октябре 2018 г.




Результаты

Размышления и опыты выдающихся мыслителей прошлого и настоящего дают нам основания ставить и решить положительно вопрос о правомерности существования национального типа как политической культуры, так и находящейся под ее влиянием политической науки. Политико-культурный подход, как принято его называть, или, как мы бы теперь его обозначили, «культурно-политический», базируется не на противопоставлении политики и культуры, а на принципе их гармонического соединения, на создании некоей «симфонии», идея и суть которой и выражается в понятии «политическая культура». Нам известно понятие «симфония властей» как формула идеального взаимодействия церкви и государства и она вполне реальна, поскольку и религия и политика являются элементами культуры. К тому же, возможно, религия – один из определяющих, главных ее элементов, так как религия способна совершенствовать душу и тем самым способствовать человеческому совершенствованию и взаимопониманию, вне которых невозможна жизнь в обществе. Мне тут же возразят «плюралисты» (сознательно использую этот термин, введенный А.И.Солженицыным, а сегодня употребляемый для обозначения либералов радикального толка), что есть сугубо атеистическая культура. Это невозможно отрицать, но известно, что особенно окрепло атеистическое начало в мировоззрении со времен Лютера и возникновения протестантизма и именно это положило начало либерализму, как политическому, так и экономическому. Провозглашение формулы, созданной политеизмом античности, «человек мера всех вещей», и формулой, принятой атеизмом и либерализмом - «все для человека», «человек превыше всего», логично приводят к мысли о человеке «безразмерном», которому «все дозволено», а поскольку все одинаково равны и свободны, то все дозволено каждому. Чем это кончается, прекрасно выразил Т.Гоббс, назвав это состояние «войной всех против всех». А это конец цивилизации, культуры и существованию человека, вообще. (Продолжение следует)

 

Литература:

1. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983. Т. 4. – С. 376–644.

2. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990, C.646.

3. Гегель Г.В.Ф. «Наука логики», т.2, М. – 1971, С.264-267.

4. Гердер И.О. Идеи к философии истории человечества М.: Наука,: 1977.

5. Даймонд Л. Прошла ли «третья волна» демократизации? // Полис. — М., 1999. — No 1. — С. 10-25.

6. Даль В. Толковый словарь, т.1, стр. 387.

7. Мор Т. Утопия. М.: Издательство «Наука», 1978, С.280.

8. Прошина Е.М. О консервативно-либеральной модели политической модернизации в современной России // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС, Том 4. - Выпуск 3 (10). - 2013.- С. 56-69

9. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1998. – С.42.

10. Токвиль А. Демократия в Америке: Пер. с франц. / Предисл. Гарольда Дж. Ласки. – М.: Прогресс, 1992

Статья опубликована в журнале «Управленческое консультирование» (СЗИУ РАНХиГС) в октябре 2018 г.

 


* Прошина Елена Михайловна, кандидат философских наук, профессор, профессор кафедры ГМУ СЗИУ РАНХиГС. Электронная почта: elena_proshina@mail.ru

* Proshina Elena, candidate of philosophical sciences, professor, Professor of the Department of civil and municipal service, North-West Institute of Management, branch of RANEPA.

E-mail: elena_proshina@mail.ru

 

[1] Известно, что само понятие «утопия» в переводе с греческого буквально означает «место, которого нет» и что уже автор первой коммунистической утопии Т.Мор признавал, что идеальное государство, описанное им, скорее «желательно, нежели осуществимо». [7])

[2] Называю эти имена, поскольку именно в них вижу опоры для развития своих предложений.

[3] Разумеется, в небольшой по объему статье мы не сможет раскрыть все аспекты проблемы. Этот анализ будет продолжен и развит в след.статьях по данной теме..

 

[4] Утвердительный ответ очевиден и даже оправдан, когда это заявляют американские политологи, подобные Л.Даймонду, по мнению которого даже такие дикие племена, как тауреги, немедленно придут к западной цивилизации, стоит их ознакомить с ценностями либеральной демократии. [5]

[5] Характерно, что термин «полиархия», введенный американским политологом Р.Далем в ХХ в. в качестве термина, наиболее полно, по его мнению, выражающего идею современной либеральной демократии и означающий «власть многих», близок с точки зрения содержания к термину Аристотеля.

[6] Замечательно об этом сказано в словах знаменитой песни «Лестница в небо»: «Sometimes all of our thoughts are misgiven».

[7] Мне, правда, никогда не доводилось увидеть этого списка, так же как списка из более чем 500 определений понятия «культура», упоминаемого культурологами.

[8]Обращаю внимание читателей на диссертацию 2015 г. А.С.Петровой, в которой дан тщательный анализ этих источников, а также современной российской и западной литературы по данному вопросу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: