С 2017 года прогнозируется снижение дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 104,4 млрд. рублей в 2019 году. 7 глава




З аконопроект, предусматривающий внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации (в части изменения механизмов финансирования государственных корпораций (компании), до настоящего времени в Государственную Думу не внесен.

В ОНБП отмечается необходимость повышения эффективности деятельности государственных корпораций (компании), однако не предлагается конкретных мер за исключением увеличения минимального уровня норматива перечисления дивидендов по принадлежащим государству акциям и прибыли ФГУП до 50 % чистой прибыли.

3.2.4.1. Планирование бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов осуществлено в отсутствие методики планирования, установленной Минфином России, что не соответствует статье 1742 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.

Согласно письму Минфина России от 20 октября 2016 г. № 02-04-08/61613 методологические подходы к формированию предельных объемов бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов доведены до главных распорядителей средств федерального бюджета в разрезе конкретных государственных программ Российской Федерации и отдельных направлений деятельности в составе Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (приложение № 1 к письму Минфина России от 21 июля 2016 г. № 16-01-08/42065) (далее – Методические указания). Методические указания по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов составляются Минфином России ежегодно.

Согласно Методическим указаниям предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов сформированы Минфином России на основе объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных на 2016 год Федеральным законом № 359-ФЗ (далее – «базовый» объем), с учетом их уменьшения в 2017 - 2019 годах в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741 (с учетом принятых Правительством Российской Федерации дополнительных решений), а также на
6 %, 9 %, 11 % соответственно (за исключением расходов, не подлежащих сокращению в соответствии с пунктом 1 указанного поручения и расходов Минобороны России, включая резервирование бюджетных ассигнований в размере 1 % на реализацию приоритетных проектов и программ). При формировании предельных объемов исключены расходы ограниченного срока действия, а также уменьшены расходы в связи с уменьшением контингента получателей. Отдельные направления расходов были увеличены в связи с прогнозируемым среднегодовым курсом доллара США по отношению к рублю в 2017 году – 64,8 рублей за доллар США, в 2018 году – 64,1 рублей за доллар США, в 2019 году – 62,7 рублей за доллар США; на прогнозный уровень инфляции с 1 февраля
2017 года – на 4,8 %, с 1 февраля 2018 года – на 4,5 % и с 1 февраля 2019 года – на 4 %, а также на уровень инфляции предшествующего года 5,9 %. Кроме того, Методические указания содержат особенности корректировки «базовых» объемов бюджетных ассигнований на реализацию отдельных мероприятий.

3.2.4.2. Анализ информации, представленной Минфином России (письмо от 20 октября 2016 г. № 16-01-06/61059), показал, что ежегодное уменьшение «базового» объема в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации
от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741 (с учетом принятых Правительством Российской Федерации дополнительных решений) (далее – поручение от 25 декабря 2015 г.
№ ДМ-П13-8741) составило 461,5 млрд. рублей.

Однако отдельные направления расходов, объемы по которым были уменьшены в соответствии с указанным поручением, далее в процессе формирования предельных объемов Минфином России были увеличены.

Так, «базовый» объем бюджетных ассигнований, предусмотренный Роструду на компенсацию в возмещение вреда гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно поручению от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741 был уменьшен в 2017 – 2019 годах на 404,7 млн. рублей ежегодно, а в связи с изменением макроэкономических показателей - увеличен на 677млн. рублей ежегодно.

«Базовый» объем субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, предусмотренный Минздраву России на 2016 год в объеме 1 697,0 млн. рублей, уменьшен на 2017 год в целом на 977 млн. рублей, в том числе в соответствии с поручением от 25 декабря 2015 г.
№ ДМ-П13-8741 – на 80 млн. рублей. Одновременно согласно данным Минфина России указанные расходы увеличены на 2017 год на 480,0 млн. рублей как мероприятие «длящегося» характера, возникшее в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году.

Объем расходов на предоставление субсидии на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, объем расходного обязательства сначала уменьшен в соответствии с поручением № ДМ-П13-8741 на 1 566,6 млн. рублей, а потом увеличен на
1 566,6 млн. рублей, как мероприятие «длящегося» характера. В результате сформированный на 2017 - 2019 годы предельный объем бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, соответствует «базовому» объему и составляет 15 666,1 млн. рублей ежегодно.

По результатам выборочного анализа представленной Минфином России информации установлено, что при формировании предельных объемов на 2017 год по 4 главным распорядителям бюджетные ассигнования по отдельным направлениям расходов были уменьшены в соответствии с поручением № ДМ-П13-8741 на общую сумму 9 540,8 млн. рублей, а затем увеличены на сумму 18 978,5 млн. рублей как мероприятия «длящегося» характера, возникшие в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году.

В связи с уточнением структуры расходов объем бюджетных ассигнований, предусматриваемый Минфину России по виду расходов 870 «Резервные средства» на финансовое обеспечение мероприятий по дополнительной поддержке отраслей экономики, социальной поддержке граждан и оказанию помощи населению иностранных государств по решениям Правительства Российской Федерации, увеличен на 2017 год на 25 662,1 млн. рублей. При этом иные межбюджетные трансферты на развитие транспортной инфраструктуры города Москвы, предусматриваемые в 2016 году Минфину России, уменьшены на сумму 25 662,1 млн. рублей.

3.2.4.3. По результатам проверки установлено, что формирование предельных объемов осуществлялось в том числе без учета предложений главных распорядителей.

Так, согласно обоснованиям бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2016 год Минстрою России предусмотрены бюджетные ассигнования для предоставления государственного задания ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» в объеме 1 000,0 млн. рублей и ФАУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» в объеме 850,0 млн. рублей.

Предельные объемы бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений по Минстрою России на 2017 год сформированы Минфином России в размере 1 665,0 млн. рублей, на 2018 и 2019 годы предельные объемы не сформированы.

Вместе с тем согласно возвратному распределению Минстроя России, отраженному в подсистеме «Бюджетное планирование» государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет», и обоснованиям бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов бюджетные ассигнования в размере 977,6 млн. рублей ежегодно предусматриваются на предоставление государственного задания ФАУ «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве».

3.2.4.4. При формировании предельных объемов по отдельным направлениям расходов Минфином России не учитывались неиспользованные остатки субсидий юридическим лицам, ранее предоставленных из федерального бюджета, а также уровень исполнения расходов за предыдущие годы.

В 2016 году Минпромторгу России предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов по подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в объеме 2 051,4 млн. рублей. Также Минпромторгом России принято решение об использовании в 2016 году в полном объеме
(1 404,5 млн. рублей) остатка субсидии по состоянию на 1 января 2016 года.

Предельные объемы бюджетных ассигнований на предоставление указанной субсидий в 2017 – 2019 годах сформированы в объеме 1 267,0 млн. рублей ежегодно исходя из «базового» объема расходов, предусмотренного на 2016 год с учетом уменьшения бюджетных ассигнований в 2017 – 2019 годах на 784,4 млн. рублей ежегодно.

При этом по состоянию на 1 октября 2016 года исполнение указанной субсидии составило 265,6 млн. рублей, или 7,6 % показателя сводной бюджетной росписи.

Учитывая изложенное, по мнению Счетной палаты, отсутствие установленного Минфином России порядка и методики планирования бюджетных ассигнований повлияло на качество формирования предельных объемов бюджетных ассигнований.

3.2.4.5. Структура расходов федерального бюджета на 2015 – 2019 годы по отношению к общей сумме расходов федерального бюджета и объему валового внутреннего продукта по разделам классификации расходов бюджетов представлена в следующей таблице.

 

(млрд. рублей)

Наименование 2015 год (отчет) 2016 год (оценка) 2017 год (проект) 2018 год (проект) 2019 год (проект)
ВВП, млрд. рублей 80 804 82 815 86 806 92 296 98 860
Расходы, всего 15 620,3 16 403,0 16 240,8 16 039,7 15 987,0
в том числе:          
Общегосударственные вопросы 1 117,6 1 098,3 1 205,3 1 147,7 1 132,5
в % к итогу 7,1 6,7 7,4 7,2 7,1
в % ВВП 1,4 1,3 1,4 1,2 1,1
Национальная оборона 3 181,4 3 889,0 2 835,8 2 728,3 2 816,0
в % к итогу 20,4 23,7 17,5 17,0 17,6
в % ВВП 4,0 4,7 3,3 3,0 2,8
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 965,6 1 943,1 1 943,1 1 879,8 1 892,2
в % к итогу 12,6 11,8 12,0 11,7 11,8
в % ВВП 2,4 2,3 2,2 2,0 1,9
Национальная экономика 2 324,2 2 166,4 2 318,4 2 365,7 2 167,1
в % к итогу 14,9 13,2 14,3 14,7 13,6
в % ВВП 2,9 2,6 2,7 2,6 2,2
Жилищно-коммунальное хозяйство 144,1 56,8 59,9 29,9 27,2
в % к итогу 0,9 0,3 0,4 0,2 0,2
в % ВВП 0,2 0,1 0,1 0,03 0,03
Охрана окружающей среды 49,7 64,5 76,5 78,0 79,2
в % к итогу 0,3 0,4 0,5 0,5 0,5
в % ВВП 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Образование 610,6 557,6 568,5 588,8 586,5
в % к итогу 3,9 3,4 3,5 3,7 3,7
в % ВВП 0,8 0,7 0,7 0,6 0,6
Культура, кинематография 89,9 91,8 95,8 88,1 80,2
в % к итогу 0,5 0,6 0,6 0,5 0,5
в % ВВП 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Здравоохранение 516,0 465,6 378,0 397,3 363,3
в % к итогу 3,3 0,8 0,3 0,5 0,3
в % ВВП 0,6 0,6 0,4 0,4 0,4
Социальная политика 4 265,3 4 630,9 5 083,5 4 962,9 5 054,5
в % к итогу 27,3 28,2 31,3 30,9 31,6
в % ВВП 0,5 5,6 5,9 5,4 5,1
Физическая культура и спорт 73,0 66,4 90,0 56,2 34,0
в % к итогу 0,5 0,4 0,6 0,4 0,2
в % ВВП 0,1 0,1 0,1 0,1 0,03
Средства массовой информации 82,1 76,2 73,7 68,3 66,6
в % к итогу 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4
в % ВВП 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1
Обслуживание государственного и муниципального долга 518,7 639,8 728,7 848,0 869,5
в % к итогу 3,3 3,9 4,5 5,3 5,4
в % ВВП 0,6 0,8 0,8 0,9 0,9
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации 682,0 656,4 783,5 800,6 818,2
в % к итогу 4,4 4,0 4,8 5,0 5,1
в % ВВП 0,8 0,8 0,9 0,9 0,8

В структуре общего объема расходов федерального бюджета, также как и в структуре расходов федерального бюджета по отношению к ВВП, наибольший удельный вес в 2017 -2019 годах занимают расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику и национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Их общий удельный вес в общем объеме расходов федерального бюджета и в объеме ВВП в 2017 году составит 75,1 % и 14,1 % соответственно, в 2018 году – 74,3 % и
13 % соответственно, в 2019 году – 74,6 % и 12 % соответственно.

Необходимо отметить, что структура расходов последние годы остается практически неизменной и, по мнению Счетной палаты, не соответствует изменившимся условиям функционирования экономики.

3.2.4.6. В проекте федерального бюджета на 2017 - 2019 годы предусмотрено резервирование бюджетных ассигнований по виду расходов 870 «Резервные средства». Объемы резервирования (открытая часть) в 2017 году составят 369,9 млрд. рублей, или 2,3 % общего объема расходов федерального бюджета, в 2018 году – 442,6 млрд. рублей, или 2,8 % общего объема расходов федерального бюджета, в 2019 году – 485,4 млрд. рублей, или 3 % общего объема расходов федерального бюджета.

Объемы резервирования, предусмотренные в проекте федерального бюджета на
2017 – 2019 годы, ниже объемов резервных средств, предусмотренных в законопроекте «О федеральном бюджете на 2016 год» (более 757,8 млрд. рублей, или 4,7 %, расходов федерального бюджета), в 2017 году на 51,2 %, в 2018 году – на 41,6 %, в 2019 году –
на 35,9 %.

Резервирование средств в 2017 - 2019 годах предусмотрено на осуществление мероприятий по решениям Президента Российской Федерации (100 млрд. рублей на 2018 год, 125,0 млрд. рублей на 2019 год) и Правительства Российской Федерации (по 100 млрд. рублей на 2017 - 2019 годы ежегодно), на реализацию решений Правительства Российской Федерации, направленных на совершенствование системы материальной мотивации государственных гражданских служащих (95,9 млрд. рублей на 2017 год, 96,9 млрд. рублей на 2018 и 2019 годы ежегодно), на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследования и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития оборонно-промышленного комплекса и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия (28,6 млрд. рублей на 2017 год, 28,0 млрд. рублей на 2018 год, 31,0 млрд. рублей на 2019 год (открытая часть), на реализацию ключевых проектов дорожных карт Национальной технологической инициативы (12,5 млрд. рублей на 2017 год, 8,2 млрд. рублей на 2018 год и 8,0 млрд. рублей на 2019 год) и другие цели.

Указанные средства зарезервированы по главе 092 «Министерство финансов Российской Федерации», что соответствует положениям статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что бюджетные ассигнования, на реализацию мероприятий, осуществляемых на основании отдельных решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в объеме 29,3 млрд. рублей в 2017 году, 116,3 млрд. рублей в 2018 году и 139,6 млрд. рублей в 2019 году зарезервированы в отсутствие оснований для резервирования (нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) и расчетов объемов бюджетных ассигнований, бюджетные ассигнования в размере около 6 млрд. рублей на 2017 - 2019 годы рассчитаны, по данным Минфина России, на основании общих подходов к формированию расходов федерального бюджета.

3.2.4.7. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации проект федерального бюджета на 2017 - 2019 годы сформирован в программной структуре расходов на основе 40 государственных программ Российской Федерации (далее – госпрограмма).

В соответствии с законопроектом расходы федерального бюджета на реализацию 40 госпрограмм (открытая часть) на 2017 год планируются в объеме 7 769,8 млрд. рублей, на 2018 год – 7 849,8 млрд. рублей, на 2019 год – 7 619,0 млрд. рублей, или 57,7 %, 58,7 % и 57,4 % общего объема расходов федерального бюджета (открытая часть) соответственно. По отношению к ВВП расходы федерального бюджета на реализацию госпрограмм снижаются с 10,2 % в 2016 году до 8,5 % в 2019 году.

Согласно пояснительной записке к законопроекту в рамках формирования проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрены расходы на реализацию в 2017 году отдельных мероприятий (направлений) 9 приоритетных проектов, одобренных решениями президиумов Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, в объеме 97 311,2 млн. рублей[18].

В соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 21 законопроекта по подразделу «Общеэкономические вопросы» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов на 2017-2019 годы предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 100,0 млрд. рублей ежегодно, которые будут распределяться по решениям Правительства Российской Федерации с последующим внесением изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данные средства зарезервированы по непрограммным направлениям деятельности расходов федерального бюджета.

Следует отметить, что в пояснительной записке к законопроекту и в материалах, представляемых одновременно с ним не приведены количественные и качественные показатели, которые должны быть достигнуты по итогам реализации приоритетных проектов.

Бюджетные ассигнования на осуществление непрограммных направлений деятельности предусмотрены в законопроекте по 14 направлениям на 2017 год в общем объеме 7 578 133,2 млн. рублей, что на 388 760,0 млн. рублей, или на 4,9 %, меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом № 359-ФЗ с учетом изменений. Бюджетные ассигнования на 2018 год предусмотрены в объеме 7 337 134,7 млн. рублей, что на 3,2 % меньше по сравнению с предыдущим годом, на 2019 год - 7 609 307,9 млн. рублей, что на 3,7 % больше по сравнению с предыдущим годом.

3.2.5. Законопроектом предусматривается снижение дефицита федерального бюджета с 2 753,2 млрд. рублей в 2017 году до 1 142,2 млрд. рублей в 2019 году.По отношению к ВВП дефицит уменьшается с 3,2 % в 2017 году до 1,2 % в 2019 году.

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 году составят 3 056,1 млрд. рублей, внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - (-) 302,9 млрд. рублей, в 2019 году – 1 269,2 млрд. рублей и
(-) 127,1 млрд. рублей соответственно.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 -2019 году будут являться средства суверенных фондов и государственные внутренние заимствования Российской Федерации.

Прогнозируется, что Резервный фонд будет полностью использован в 2017 году. В результате использования объем Фонда национального благосостояния сократится с 4 702,3 млрд. рублей на начало 2017 года до 3 056,2 млрд. рублей на начало 2020 года.

В связи с осуществлением существенных государственных внутренних заимствований в 2017 - 2019 годах предусматривается увеличение государственного долга Российской Федерации с 13 445,2 млрд. рублей на начало 2017 года до 16 651,9 млрд. рублей на начало 2020 года, или на 3 206,7 млрд. рублей (23,9 %).

Существенно увеличиваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на обслуживание государственного долга – с 639,8 млрд. рублей (0,8 % ВВП) в 2016 году до 869,5 млрд. рублей (0,9 % ВВП) в 2019 году, или на 229,7 млрд. рублей (35,9 %). Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета вырастет с 3,9 % в 2016 году до 5,4 % в 2019 году.

Учитывая изложенное, полагаем, что проблему дефицита необходимо решать путем разработки дополнительного комплекса мер по мобилизации доходов и повышению эффективности расходов, включая реализацию структурных реформ.

3.3. Анализ прогноза основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 – 2019 годы, расчета и обоснованности доходов, расходов, дефицита и источников его финансирования, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов

 

Данные о прогнозе основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2015 – 2019 годы представлены в следующей таблице.

(млрд. рублей)

Наименование 2015 год 2016 год 2017 год (прогноз) 2018 год (прогноз) 2019 год (прогноз) 2019 год в % к оценке 2016 года
прогноз к проекту фед. бюджета на 2015-2017 гг. отчет % откло-нения прогноз к проекту фед. бюджета на 2016 год оценка % откло-нения
Доходы – всего 9 345,8 9 308,2 - 0,4 9 675,0 9 565,1 -1,1 9 774,1 10 276,0 10 818,9 113,1
в том числе:                    
налоговые и неналоговые доходы 7 789,5 7 625,1 - 2,1 8 096,0 8 090,2 -0,1 8 240,6 8 762,9 9 375,8 115,9
в % к доходам 83,4 81,9   83,7 84,6   84,3 85,3 86,7  
межбюджетные трансферты из федерального бюджета 1 556,3 1 603,7 3,0 1 579,0 1 474,9 -6,6 1 533,5 1 513,1 1 443,1 97,8
в % к доходам 16,6 17,2   16,3 15,4   15,7 14,7 13,3  
Расходы - всего 9 893,8 9 479,8 -4,2 10 087,0 9 776,9 -3,1 9 957,0 10 422,6 10 923,3 111,7
Дефицит (-) -548,0 -171,6 -68,7 -412,0 -211,8 -48,6 -182,9 -146,6 -104,4 49,3

Анализ прогноза основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 2017 - 2019 годы свидетельствует о положительной динамике доходов и расходов указанных бюджетов по сравнению с показателями 2015 года, а также о значительном снижении дефицита бюджетов к 2019 году.

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируются на 2017 год в объеме 9 774,1 млрд. рублей, или на 2,2 % больше оценки доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2016 году, на 2018 год – в объеме 10 276,0 млрд. рублей (больше на 7,4 %), на 2019 год – в объеме 10 818,9 млрд. рублей (больше на 13,1 %).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: