Тематический конспект «Искусство Римской империи». 1 век н.э. Часть II.




Архитектура преемников Августа, династии Флавиев. В строительной деятельности преемников Августа нередко сказывались личные вкусы и капризы императоров. В особенности этим отличался император Нерон, построивший так называемый «Золотой дом» - огромный дворцовый комплекс в центре Рима.

Убранство «Золотого дома» было необычайно пышно: он был отделан золотом, перламутром и драгоценными камнями. После падения Нерона дворец был разрушен, а развалины его впоследствии были засыпаны мусором и использованы в качестве субструкций для терм Траяна.

Новый подъём архитектура переживает в период правления династии Флавиев (69 – 96 гг. н.э.). Одной из вершин римской архитектуры является амфитеатр Флавиев, или Колизей (75 – 82 гг. н.э.). Это огромное сооружение, вмещавшее около 500 тысяч зрителей, предназначалось для гладиаторских боёв и травли зверей.

Размеры арены позволяли выпускать до 3 тысяч пар гладиаторов одновременно. В плане Колизей представляет собой эллипс (длина 188 м). Размещение внутри происходило по социальным признакам. «Фасад» Колизея представляет собой грандиозную трехъярусную аркаду. Здание Колизея, подобно греческому периптеру, отличается замечательным композиционным единством и цельностью. Колизей построен из туфа; наружные стены сложены из более твёрдого травертина. Для конструкции сводов и стен широко использовались кирпич и бетон.

Другим выдающимся произведением времени Флавиев была триумфальная арка Тита (81 г.) в ознаменование взятия Иерусалима. Эта арка справедливо рассматривается как один из лучших образцов римской классической архитектуры.

Всё сооружение (15,4 м в высоту) было задумано как постамент для статуи императора Тита на квадриге (не сохранилась). Арка Тита отличается от арок эпохи Августа большей монументальностью и пластическим богатством. Торжественному величию соответствует и композитные капители колонн. Свод внутри арки кассетирован и декорирован розетками. На стенах внутри арки располагаются рельефы с изображением Тита и его войск, вступающих в Рим после победоносного окончания Иудейской войны.

Скульптура династии Флавиев. Вторая половина 1 в. н.э. и период правления династии Флавиев стало временем высоких достижений в римском портретном искусстве. Лучшие произведения этого периода соединяют в себе беспощадную правдивость в передаче натуры с многосторонней образной характеристикой и развитым художественным обобщением. Портретисты второй половины 1 века опирались на достижения реалистических направлений эллинистического искусства.


В портрете императора Вителия (68-69 гг. н.э., Париж, Лувр) с огромной яркостью воплощен исполненный важности и самодовольства

облик этого императора, славившегося своим обжорством.


 

 

Глубок по характеристике портрет основателя династии Флавиев Веспасиана (Париж, Лувр), наглядно передающий известное по литературным источникам черты личности императора: практический ум, упорство, граничащий с цинизмом юмор.

 

Ещё более остро и резко дана портретная характеристика в найденном в Помпеях бронзовом бюсте банкира Цецилия Юкунда – душевная чёрствость и циничная расчётливость.

 

 

Портрет римлянки в модной высокой причёске (мрамор. Конец 1 в. н.э. Рим. Капитолийский музей) более тонок по характеристике; в нём нет резких акцентов, однако и здесь художник сохраняет всю меру реалистической правдивости: за благородной внешностью знатной римской дамы угадываются главные черты её характера – эгоизм, душевная холодность.

 

 



Тонкостью характеристики и мягкостью скульптурной моделировки выделяется портрет юноши из Британского музея (мрамор, кон. 1 в. н.э. Лондон. Британский музей). Статуя императора Нервы в образе Юпитера Громовержца - пример парадного монументального портрета второй половины 1 в. до н.э. Контраст между старческой головой и могучим телом объясняется чисто римским стремлением сочетать героизацию образа с индивидуалистической трактовкой портрета.

Характеристика скульптуры времени Августа и времени Флавиев. Портреты времени Августа очень схожи по образной характеристике; в них передано главным образом чувство спокойного самообладания, иногда кажется, что образ слишком сдержанный, внутренне бесстрастный. Мастера второй половины 1 в. до н.э. и, в частности, времени Флавиев, стремятся к индивидуализации черт характера модели, к более конкретной эмоциональной характеристике, оживляют лица портретной мимикой. Для августовских скульптурных портретов характерно спокойное композиционное построение с преобладанием основной фронтальной точки зрения (принципы греческого скульптурного портрета 5-4 вв. до н.э.). Построение флавиевских портретов носит более динамический характер требуется обход портретного бюста для восприятия его с различных точек. Портреты Флавиев в большей мере, нежели августовские, производят впечатление реальной жизненности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: