Онтологический( понимание закономерностей бытия) аспект.




Художественный образ в искусстве

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ — способ и форма освоения действительности в искусстве, всеобщая категория художественного творчества.Именно художественная образность отличает искусство от всех других форм отражения и познания действительности: науки, религии, политики и т. д. Среди других эстетических категорий художественный образ получил развитие значительно позже. В античной и средневековой эстетике, не выделявшей художественное в особое направление, искусство характеризовалось преимущественно каноном —набором технологических рекомендаций, обеспечивающих подражание (мимесис) художественному началу самого бытия. Эстетике эпохи Возрождения, во времена которой человек считался центром и высшей целью мироздания,принадлежит категория стиля, связанная с представлением о деятельной стороне искусства, о праве художника формировать произведение в соответствии со своей творческой инициативой и законами присущими природе того или иного вида искусства или жанра.

Современное понимание художественного образа было представлено немецким философом Гегелем в ХІХ веке.«Искусство в своей внешней явленности указывает посредством себя на нечто более высокое, на сферу мысли. Гегель писал, что «чувственные образы и знаки выступают в искусстве не только ради себя и своего непосредственного выявления, а с тем, чтобы в этой форме удовлетворить высшие духовные интересы, так как они обладают способностью пробудить и затронуть все глубины сознания и вызвать их отклик в духе». [1] Искусство начали понимать как особое мышление в образах, представляющее истинно всеобщее,идею в сфере чувственности.

В наше время искусство уже не передает знание об окружающей действительности.Для искусства XX века, отказавшегося от реалий современного мира, становится сомнительной его образная природа. Но все же опыт и искусства, и эстетики ХХ века говорит о том, что категория «художественный образ» необходима, поскольку художественный образ раскрывает важнейшие специфические особенности искусства.

Аспекты художественного образа показывают причастность этого понятия сразу ко многим сферам познания и бытия.

Онтологический(понимание закономерностей бытия) аспект.

Произведение искусства создается мастером из определенного материала, который сам по себе не является эстетическим объектом.И тем не менее, будучи безразличным к этому материалу, образ использует его природные свойства как знаки собственного содержания. Статуя «безразлична» к химическому составу мрамора, но не к его фактуре и оттенку.

Семиотический (знаковый)аспект. В художественном образе средством смыслового общения в рамках определенного искусства выступает знак с его возможностями представлять, фиксировать определённые свойства и характеристики объекта, определяющие область приложения. Звуки музыки, движения тела в танце, геометрические формы в архитектуре, мазки красок в живописи и т.д. играют роль знаков и символов в языке искусства, с их помощью формируется целостный художественный образ.С подобной точки зрения образ оказывается фактом воображаемого бытия, он всякий раз заново реализуется в воображении человека, который владеет информацией, своеобразным ключем, для расшифровки знаков, понимания искусства, которое он наблюдает.Так, для того чтобы вполне понять смысл традиционного японского или китайского театрального представления, нужно знакомство с особым языком жестов и поз.

Гносеологический (познавательный) аспект. Художественный образ есть вымысел, но вымысел, позволяющий предположить его возможность быть в реальной жизни. Это не просто формальное допущение, а допущение, даже в случае преднамеренной фантастичности, внушаемое художником с максимальной чувственной убедительностью, достигающее видимости воплощения. Так о полотне Рембрандта «Возвращение блудного сына» можно сказать лишь то, что такой предмет реален и хранится в Государственном Эрмитаже, но изображенное на этом полотне — факт, конкретно не случившийся в действительности, однако всегда в ней возможный.

Эстетический аспект(чувственное восприятие прекрасного). Художественный образ представляется целесообразным жизнеподобным организмом, в котором нет лишнего, случайного, механически служебного и который производит впечатление красоты именно в силу совершенного единства и конечной осмысленности своих частей,гармонии содержания и формы, целостности и способности воздействовать на реципиента. Человеку необходимо чувство прекрасного.Все что производит человек,создается по законам красоты.

Художественный образ — это и категория, обозначающая, творчество по законам красоты и структура сознания, в которой образ предстает способом освоения мира и передачи художественной информации.

В широком общефилософском плане образ — субъективная копия объективной
реальности, созданная в процессе особой идеальной деятельности по специфическим законам субъектом искусства — художником.

Это какая-то другая форма жизни, связанная с реальностью, но с ней не совпадающая. В этом мире образами является все: человек и животное, солнце и луна, море и небо,цветы и деревья. В этом вымышленном мире смутно узнается реальность, но в то же время это не обычная жизнь, и ее нельзя мерить рамками обычной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: