Виды художественных образов




Все многообразие образов можно сгруппировать по определенным принципам:

Предметное содержание образа; предполагает следующие типы образов:

  • образы – люди, создают систему персонажей;
  • образы природы,пейзаж;в рамках пейзажа выделяют городской пейзаж – образы второй природы, созданные человеком.
  • образы – вещи (предметные), формируют интерьер;
  • образные гиперсистемы; сложные образные системы, как правило, выходящих за пределы одного произведения. Наиболее сложной образной гиперсистемой является образ мира.

Предметные группы могут быть источником различных деталей; переносясь из одной группы в другую, формируя образную метафористику (ассоциативное сопряжение разных объектов)

По механизму восприятия:

  • зрительные образы лежат в основе живописи, графики, фотографии;
  • слуховые (эмоциональные) образы -в основе музыки, пения;
  • зрительно-слуховые — в основе театра, кино, танца;
  • обонятельные-дают понятие об аромате, запахе;
  • тактильные-то что можно почувствовать прикосновением руки,кожей.

По мнению некоторых авторов, литература занимает особенное место, это и слуховая и зрительная форма образного восприятия. Материальным носителем образности в художественной литературе является слово, речь.

Также следует назвать такие вспомогательные формы образного восприятия, как моторная форма(в архитектуре, танце) и моторно-осязательная (в скульптуре, декоративно-прикладном искусстве).

Различают образы «в собственном смысле» и образы «в несобственном» смысле. К первым немецкий философ Гегель относит более или менее прямое,— изоморфное, изображение (буквальное описание) внешности предмета, а ко вторым — опосредствованное, переносное изображение одного предмета через другой. В этот разряд образов у него попадают метафоры, сравнения, всевозможные фигуры речи. Особое значение Гегель уделяет фантазии в создании поэтических образов.

Многообразие типов художественных образов обусловлено их видовой принадлежностью, внутренними законами развития и используемым «материалом» каждого из искусств. Это словесный, музыкальный, пластический, архитектурный и другие образы. Они отличаются друг от друга, напр., мерой соотношения в них чувственного и идеального (рационального) моментов. В «портретном» изображении превалирует (или по крайней мере выходит на первый план) чувственная конкретность, в символическом образе доминирует идеальное (мыслительное) начало, а в типическом (реалистическом) образе очевидно стремление к их гармоническому сочетанию.

Видовые отличия, своеобразие образов искусства предметно выражаются (а во многом и оказываются заданными) характером «материала» и «языка», посредством которых они создаются, воплощаются.В руках талантливого художника «материал» не просто «оживает», но обнаруживает поистине магическую изобразительно-выразительную силу в передаче самых тонких и глубоких мыслей и чувств.

Структура художественного образа. В понимании структуры произведения ключевую роль играют понятия формы и содержания.

Содержание — конкретное наполнение художественного образа, действительность в сознании творца. Это мощное духовно-эмоциональное состояние, в котором находится субъект восприятия в момент приобщения к произведению искусства, ощущается им как вхождение в какую-то неведомую реальность высшего порядка, сопровождающееся неописуемой радостью, сильным духовным наслаждением.Истинное художественное содержание произведения искусства принципиально неописуемо. «Все, что может быть описано словами в произведении искусства, фактически относится или к его художественной форме, которая имеет много уровней своего бытия, или к внехудожественным уровням произведения, которые обычно трудно отделимы от художественных.»[2]

Основные элементы содержания:

Предмет – элемент бытия, на который обратил внимание автор произведения. Источник конкретен – природа, в некоторых жанрах предмет универсален, в остальном –проявление таланта творца, темперамент.

Тема – то, о чем создано произведение, обобщает круг жизненных явлений затронутых в произведении. Формируется путем сложного отбора качеств имеющих общечеловеческую ценность. В искусстве существуют «вечные»темы к которым обращаются художники со времен, когда человек начал осознавать себя личностью: любовь, материнство, тема борьбы добра и зла, самопожертвование.

В произведении может быть одна большая тема, или несколько тем при одной главной, или ряд относительно равноправных тем.

Идея художественного произведения – то, что передает автор, (его настроение, тоску, печаль),главный смысл.Идеи опираются на позицию автора и его мировоззрение. Идея входит в содержание художественного процесса вместе с темой и неотрывно от нее. Она пронизывает всё художественное произведение, его конкретную тематическую ткань.

Рассмотрим пример. Французский скульптор ХІХ-ХХв.в. А.Майоль создал скульптуру сидящей обнаженной женщины и назвал ее «Мысль». Тема — изображение гармонического тела в покое, в позе раздумья, идея -мысль есть покой и гармония.

 

Мысль как художественный образ, стала идеей и других произведений.Скульптура французского художника О.Родена «Мыслитель» передает напряжение мысли, а в картине Литовского мастера М.Чюрлениса мысль- прожектор, освещающий тьму.

 

Форма в искусстве есть способ выражения и существования содержания, его внутренняя организация. В эстетике – содержание не существует без формы, как и форма не может быть без содержания.Форма и содержание, их компоненты так переплетены и взаимосвязаны, что трудно разделить содержательные и формальные составляющие произведения даже при анализе искусства. В самом же произведении они образуют единое и нераздельное целое, собственно и составляющее феномен произведения искусства.

Форма и ее структура

Подобно содержанию, она имеет свою структуру и упорядоченность. Различают внутреннюю и внешнюю форму.

Внутренняя форма -структурно – композиционный аспект художественного произведения, возникает вместе с содержанием еще в замысле.Это характеры, персонажи, сюжеты, композиция. Внутренняя форма оказывает влияние на выбор внешней формы и работу с материалом и «языком» искусства.

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения(словарь Ожегова); одно из основных средств раскрытия темы. Событие, которое взволновало художника, со временем ляжет в основу сюжета, но в общем плане приобретет качества темы.

Так в картине К. Брюлова»Последний день Помпеи» можно выделить две темы: разрушения и человеческого самопожертвования. Сюжетом для картины послужили трагические события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия в 79 году нашей эры.

 

Композиция — важнейший организационный элемент, состоящий из приемов и закономерностей, служащих для создания художественного произведения и придающих ему выразительность и гармоничность. Композиция отвечает за соотношение и соразмерность отдельных частей и элементов, за их расположение в пространстве и согласованность, созвучие таким образом, чтобы придать всему произведению единство и целостность восприятия. Построение- в каждом виде искусства специфично. Иногда (в джазе) выражает отсутствие правил, импровизацию.

От четкости композиционного решения зависит художественное содержание произведения. Так, трагизм народной жизни, драматическая страница русской истории в гениальном произведении В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» раскрывается не только в сюжете, но и во всей совокупности композиционных приемов. Точное размещение на полотне противоборствующих сил достигается и цветной гаммой, и бликами света, все подчинено общему замыслу. Как и во всех произведениях, с совершенным композиционным решением, в картине В. Сурикова нельзя ничего изменить, даже небольшую деталь, не нарушив целого.

 

Внешняя форма – материальные изобразительные средства, определённым образом организованные для воплощения содержания, внутренней формы.

В искусстве образное, художественное восприятие действительности, вместе с отношением художника к этой действительности сохраняется, более того, формируется в вещественном материале, получающем специфическую обработку. Благодаря этому материал входит в форму художественного образа и воздействуя на органы чувств, дает непосредственное знание самого отражения действительности, как оно существует в голове художника.

Так элементы скульптуры и живописи — объем и плоскость, линия и форма, цвет и светотень, и др. получают точное предметное значение, соотносятся с определенными чувственно – конкретными явлениями действительности. Краска на палитре художника – материал, на полотне – составная часть произведения. В рисунке от руки бумага – и материал и элемент готового произведения искусства. Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности материала, художественно их «обыграть». Особенности материала сказываются на форме, а через нее – на содержании.

Язык –совокупность характерных для определённого вида произведения изобразительных средств и специфика их применения.По словам известного русского писателя и философа Л. Н. Толстого, «художник посредством специфического языка искусства вводит субъект восприятия в свой мир, убеждает в целесообразности своей жизни, заражает
пережитым эстетическим чувством, побуждает к сопереживанию». В каждом виде искусства есть законы внутренней организации специфических выразительных средств. Потому одно и тоже средство выражения выполняет разные функции в разных видах искусств а: линия в живописи и графике, слово в лирике и романе, интонация в музыке и поэзии, цвет в живописи и в кино, жест в пантомиме, танце, драматическом действии. При этом принципы формообразования одних видов и жанров воздействуют на другие.

Язык искусства подвержен влиянию социально-исторического климата эпохи, господствующих настроений и идеалов. Все, что искусство черпает в природе, в общественной жизни, технике, повседневном человеческом опыте для пополнения своих формальных средств, перерабатывается в специфическую худ. систему. Например, ритмическая организация стихотворной речи, прямая и обратная перспектива в живописи, мелодия в музыке и т.д.

Жанр компонент художественной формы, род произведений в пределах какого—нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками. Назовем некоторые жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая живопись.Театральные жанры: водевиль, драма, комедия, мелодрама и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: