7.2.9.1. Госпрограмма «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы (далее –
ГП-12) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 326.
Срок реализации: 2012 - 2020 годы.
Ответственным исполнителем ГП-12 является Минприроды России, соисполнители не предусмотрены, участников – 10.
В проекте паспортаГП-12, представленном в материалах к законопроекту (далее – проект паспорта ГП-12), ответственным исполнителем является Минприроды России, соисполнители отсутствуют, участников - 7.
7.2.9.2. В утвержденной ГП-12 только один показатель взаимосвязан с целями и задачами, поставленными в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Так, подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» (далее – Указ № 596) в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста предусмотрено увеличение объема инвестиций и доведение их объема до 25 % внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 % – к 2018 году.
В этой связи в подпрограмму 1 «Регулирование качества окружающей среды»
ГП-12 включен показатель 1.4, направленный на достижение задачи по увеличению объема инвестиций в основной капитал, - «инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отношению к 2007 году». В соответствии с проектом паспорта ГП-12 данный показатель существенно снижается.
В ГП-12 не в полной мере учтены основные положения стратегических документов Российской Федерации, в том числе приоритеты и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
|
В ГП-12 значения двух целевых индикаторов не соответствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Так, значения показателей, характеризующих количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях, в соответствии с ГП-12 должны уменьшиться за период с 2007 до 2020 года почти в 2,7 и в 2 раза соответственно, при этом их сокращение в соответствии с Концепцией предполагается не менее чем в 5 и 4 раза соответственно.
7.2.9.3. Цели и задачи, содержащиеся в проекте паспорта ГП-12, аналогичны целям и задачам утвержденной ГП-12.
Сравнительный анализ изменений по целям, задачам ГП-12 и подпрограмм ГП-12 приведен в таблице.
Утвержденная ГП-12 | Предлагаемая редакция |
Государственная программа | |
отсутствовала | задача по организации и обеспечении работ и научных исследований в Арктике и архипелаге Шпицберген |
Подпрограмма 1 «Регулирование качества окружающей среды » | |
задача по ликвидации прошлого экологического ущерба | исключена |
Подпрограмма 2 «Биологическое разнообразие России» | |
задача по обеспечению разрешительной деятельности в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов) | из формулировки задачи исключается указание «за исключением охотничьих ресурсов» |
задача по созданию условий для обеспечения охраны объектов животного мира (за исключением объектов охоты и водных биологических ресурсов) | из формулировки задачи исключается указание «за исключением объектов охоты и водных биологических ресурсов» |
Подпрограмма 4 «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» | |
цель подпрограммы – организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике | цель подпрограммы дополнена указанием на обеспечение научных исследований в Арктике |
задача по модернизации и реорганизации экспедиционной инфраструктуры Российской Федерации в Антарктике; | исключена |
отсутствовала | задача по развитию развитие экспедиционной деятельности в целях реализации научных проектов в Арктике, в том числе в рамках международного сотрудничества |
отсутствовала | задача по комплексному изучению природной среды на архипелаге Шпицберген, прилегающем континентальном шельфе и в акватории Северного Ледовитого океана в интересах экономического развития и безопасности Российской Федерации, создания единой инфраструктуры систем мониторинга природных процессов, состояния и загрязнения окружающей среды в регионе |
Подпрограмма 8 «Ликвидация накопленного экологического ущерба» (в действующей редакции госпрограммы отсутствует) | |
отсутствовала | цель – снижение первоочередных экологических рисков и рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных нарушением природных систем, подвергшихся негативному антропогенному и техногенному воздействию в результате прошлой экономической и иной деятельности |
отсутствовала | задача по снижению негативного воздействия объектов накопленного экологического ущерба на качество жизни населения |
задача подпрограммы 8 по снижению негативных факторов воздействия накопленного экологического ущерба на окружающую среду |
|
|
В соответствии с проектом паспорта в структуре ГП-12 предусматривается новая подпрограмма 8 «Ликвидация накопленного экологического ущерба». При этом из состава мероприятий подпрограммы 1 «Регулирование качества окружающей среды» действующей редакции ГП-12 исключается мероприятие 1.19 «Ликвидация последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической деятельности».
ГП-12 дополняется задачей по организации и обеспечении работ и научных исследований в Арктике и архипелаге Шпицберген.
Изменения внесены в задачи подпрограммы 2 в части включения в сферу регулирования подпрограммы охотничьих ресурсов. Однако соответствующие целевые показатели индикаторы в подпрограмму 2 не внесены.
Предусмотренные изменения в цели и задачи подпрограммы 4 «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» обусловлены необходимостью ежегодного проведения высокоширотных исследований центральной Арктики в форме экспедиционных исследований, работы постоянно действующей Российской научной арктической экспедиции на архипелаге Шпицберген, образуемой с 2016 года в соответствии с Концепцией создания и развития Российского научного центра на архипелаге Шпицберген (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2014 № 1676-р) в целях информационной и методической поддержки деятельности Научного центра, а также логистического обеспечения выполнения научных исследований и координации полевых работ Научного центра.
ГП-12 в целом сбалансированапо целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.
В проекте паспорта ГП-12 предусмотрены 6 целевых показателей на уровне госпрограммы и 64 показателя (индикатора) подпрограмм и ФЦП, в том числе подпрограмма 1 – 27 показателей, подпрограмма 2 – 6 показателей, подпрограмм 3 – 15 показателей, подпрограмма 4 – 4 показателя, подпрограмма 8 – 3 показателя, ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» (далее – ФЦП «Байкал») – 9 показателей.
7.2.9.4. Сведения о финансовом обеспечении ГП-12 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций представлены в следующей таблице.
Источник финансового обеспечения | 2015 год | 2016 год по проекту паспорта | 2017 год по проекту паспорта | 2018 год по проекту паспорта | 2019 год по проекту паспорта | ||
Фактические расходы* | Отклонение от утвержден-ной ГП | % отклоне ния | |||||
всего | 29 978,6* | -11 217,3 | 27,2 | 31 489,0 | 33 390,5 | 30 768,8 | 29 125,6 |
федеральный бюджет | 29 978,6 | -3 521,1 | 10,5 | 31 489,0 | 33 390,5 | 30 768,8 | 29 125,6 |
консолидированные бюджеты субъектов РФ | - | - 2 910,7 | - | - | - | - | - |
бюджеты государственных внебюджетных фондов | - | - | - | - | - | - | - |
юридические лица | - | -4 785,5 | - | - | - | - | - |
*По данным Сводного годового доклада.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-12 на 2015 год было предусмотрено паспортом ГП-12 в объеме 33 499,6 млн. рублей, что на 2 214,4 млн. рублей, или на 6,6 %, меньше ассигнований, установленных Федеральным законом № 384-ФЗ (в первоначальной редакции) (35 714,0 млн. рублей).
В результате внесенных изменений ассигнования, предусмотренные на реализацию ГП-12, составили в соответствии с Федеральным законом № 384-ФЗ (с учетом изменений) – 29 835,3 млн. рублей, что на 3 664,3 млн. рублей, или на 10,9 %, меньше ассигнований, предусмотренных паспортом ГП-12 на 2015 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2015 года – 31 357,5 млн. рублей, что на 2 142,1 млн. рублей, или на 6,4 %, больше, чем в паспорте ГП-12.
Анализ данных показывает, что в 2015 году средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и юридических лиц, составляющие 18,7 % ресурсного обеспечения ГП-12, на финансирование ее мероприятий не привлекались.
В 2014 году объемы привлеченных средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации превысили плановый показатель в 5 раз и составили 11 099,9 млн. рублей. Привлечение средств юридических лиц составило 5,3 % планового показателя (360,1 млн. рублей).
Указанные факты свидетельствуют о недостаточном качестве планирования источников финансового обеспечения ГП-12 при ее формировании.
7.2.9.5. Объем финансового обеспечения реализации ГП-12 и подпрограмм за счет средств федерального бюджета на 2017-2019 годы в проекте паспорта ГП-12 соответствует бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию ГП-12 в законопроекте, и составляет в 2017 году – 33 390,5,0 млн. рублей, в 2018 году - 30 768,8 млн. рублей, в 2019 году - 29 125,6 млн. рублей.
Сведения о финансовом обеспечении ГП-12 за счет средств федерального бюджета в 2015 - 2019 годах представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
2015 год исполне-ние | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |||||||
утвержденная ГП (паспорт)/проект паспорта | сводная бюджетнаяроспись на 1.10.2016 г. | исполне-ние на 1.10.2016 г. | процент исполне-ния росписи | утвержден-ная ГП (паспорт)/ проект паспорта | отклоне-ние проекта паспорта от утвержденной ГП, % | утвержденная ГП (паспорт)/проект паспорта | отклоне-ние проекта паспорта от утвержденной ГП, % | утвержденная ГП (паспорт)/проект паспорта | отклоне-ние паспорта утвержденной ГП от проекта паспорта, % | ||
Расходы по ГП-12 -всего | 29 978,6 | 35 054,5/ 31 489,0 | 33 797,0 | 21 418,1 | 63,4 | 33 867,3/ 33 390,5 | -1,4 | 35 118,8/ 30 768,8 | - 12,3 | 35 798,6/ 29 125,6 | - 18,6 |
в том числе: | |||||||||||
Подпрог-рамма 1 «Регулиро-вание качества окружаю-щей среды» | 4 935,9 | 10 281,7/ 4 632,2 | 5 251,5 | 3 963,8 | 85,3 | 7 357,7/ 4 724,4 | -35,8 | 7 534,5/ 4 389,8 | 1,7 | 7 509,8/ 4 365,1 | - 41,9 |
Подпрог-рамма 2 «Биологи-ческое разнообра-зие России» | 7 487,8 | 5 730,6/ 7 606,7 | 7 893,3 | 6 732,6 | 63,2 | 6 030,9/ 7 667,2 | 27,1 | 6 254,1/ 6 975,4 | - | 6 034,8/ 6 877,1 | 14,0 |
Подпро-грамма 3 «Гидроме-теорология и монито-ринг окру-жающей среды» | 11 995,7 | 11 530,9/ 12 827,5 | 13 784,9 | 8 685,3 | 63,0 | 10 599,4/ 14 349,1 | 35,4 | 11 001,4/ 13 051,8 | 95,5 | 10 869,9/ 11 799,6 | 8,6 |
Подпрог-рамма 4 «Организация и обес-печение работ и научных исследова-ний в Антарктике | 1 068,0 | 1 186,4/ 1 364,5 | 1 364,5 | 1 022,7 | 75,0 | 1 186,4/ 1 318,5 | 11,1 | 1 233,9/ 1 295,6 | - | 1 283,2/ 1 280,3 | -0,2 |
Подпрог-рамма 5 «Обеспе-чение реализа-ции ГП-12» | 1 587,7 | 1 018,5/ | 109,5 | 100% | 1070,7 | 100% | 1113,5 | 100% | |||
ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» | 2 903,5 | 5 306,3/ 2 338,2 | 3 034,3 | 457,1 | 15,1 | 7 663,4/ 2 407,8 | -68,6 | 8 024,3/ 2 585,1 | 8 987,4/ 2 368,4 | -73,6 | |
Подпрограмма 8 Ликвида-ция накоплен-ного экологического ущерба» | /2 719,9 | 2 468,4 | 556,5 | 22,5 | -/2 923,4 | -/2 471,1 | -/2 435,2 |
В 2015 году на реализацию ГП-12 сводной бюджетной росписью предусматривались бюджетные ассигнования в объеме 31 357,5 млн. рублей, что на 5,1 % больше бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом № 384-ФЗ, и на 6,4 % меньше бюджетных ассигнований, предусмотренных в утвержденной ГП-12.
Кассовое исполнение расходов составило 29 978,6 млн. рублей, что на 1 378,9 млн. рублей, или на 4,4 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи, в том числе: по подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» – 4 935,9 млн. рублей (недовыполнение 2%), по подпрограмме «Биологическое разнообразие России» – 7 487,8 млн. рублей (недовыполнение 1,6 %) по подпрограмме «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» – 11 995,7 млн. рублей (недовыполнение 7,5 %), по подпрограмме «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике» – 1 068,0 млн. рублей (исполнено в полном объеме), по подпрограмме «Обеспечение реализации ГП-12» – 1 587,7 млн. рублей (недовыполнение 1,5 %), по ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» – 2 903,5 млн. рублей (недовыполнение 5,4 %).
Исполнение расходов федерального бюджета не в полном объеме в основном связано с реализацией соглашений с МБРР.
По состоянию на 1 октября 2016 года, при увеличении бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи на 365,9 млн. рублей, или на 1,1 %, к Федеральному закону № 359-ФЗ (с учетом изменений),наблюдается низкий уровень кассового исполнения.
На основании поручения Правительства Российской Федерации
от 15 октября 2014 № АХ-П9-7730 в проект ГП-12 включена подпрограмма «Ликвидация накопленного экологического ущерба».
Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию шести подпрограмм ГП-12: «Регулирование качества окружающей среды», «Биологическое разнообразие России», «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды», «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике», «Ликвидация накопленного экологического ущерба» и ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы».
В законопроекте финансовое обеспечение ГП-12 за счет средств федерального бюджета сокращается по сравнению с предусмотренным в утвержденной ГП-12 в 2017 году на 1,4 %, в 2018 году – на 12,4 %, в 2019 году – на 18,6 %.
При низком кассовом исполнении расходов за 2015 год по подпрограмме «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» (92,5 % показателя сводной бюджетной росписи на 2015 год) и за 9 месяцев 2016 года (63 % показателя сводной бюджетной росписи на 2016 год) законопроектом бюджетные ассигнования на 2017 год по данной подпрограмме увеличиваются на 750,5 млн. рублей, или на 5,5 %, по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями).
7.2.9.6. Сведения об объемах бюджетных ассигнований на реализацию ГП-12 в 2015-2019 годах по главным распорядителям средств федерального бюджета представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |||||||
испол-нение | утверж-денная ГП | сводная бюджетнаяроспись на 1.10.2016 г. | исполне-ние на 1.10.2016 г. | процент исполне-ния росписи | утвержден-ная ГП (паспорт)/ законо-проект | отклоне-ние законопроекта от утвержденной ГП, % | утвержденная ГП (паспорт)/законопроект | отклоне-ние законопроекта от утвержденной ГП, % | утвержденная ГП (паспорт)/законопроект | отклоне-ние законопроектаот утвержденной ГП, % | |
Расходы по ГП-12 за счет средств феде-рального бюджета | 29 978,6 | 35 054,5 | 33 797,0 | 21 418,1 | 63,4 | 33 867,3/ 33 390,5 | -11,3 | 35 118,8/ 30 768,8 | -12,4 | 35 798,6/ 29 125,6 | -18,6 |
в том числе: | |||||||||||
Минприроды России | 11 218,1 | 13 894,4 | 12 208,9 | 8 024,6 | 65,7 | 13 095,6/ 11 997,4 | -8,4 | 13 356,5/ 10 983,2 | -18,8 | 13 216,2 / 10 836,6 | -18,0 |
в % к итогу* | 37,4 | 39,6 | 36,1 | 37,5 | 103,7 | 35,9 | 35,7 | 37,2 | |||
Росприрод-надзор | 3 838,4 | 3 580,1 | 4 819,3 | 3 525,4 | 73,2 | 3 525,5/ 4 005,4 | 13,5 | 3 666,5/ 3 954,5 | 7,8 | 3 813,2 / 3 920,6 | 2,8 |
в % к итогу | 12,8 | 10,2 | 14,3 | 16,5 | 115,4 | 12,0 | 12,9 | 13,5 | |||
Роснедра | 123,8 | 150,0 | 133,3 | 11,9 | 8,9 | 117,5/112,8 | -4 | 95 / 95 | 0,0 | 75 / 75 | 0,0 |
в % к итогу* | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,1 | 14,1 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | |||
Росводоре-сурсы | 36,8 | 376,6 | 125,8 | 1,4 | 1,1 | 1 383,5/ 277,1 | -80 | 1 512,3 / 182,6 | -87,9 | 1 554,7 / 34 | -97,8 |
в % к итогу* | 0,1 | 1,1 | 0,4 | 0,0 | 1,8 | 0,8 | 0,6 | 0,1 | |||
Минстрой России | 0,0 | 2 346,7 | 1 431,1 | 105,5 | 7,4 | 3 381,3/ 1 211,4 | -64,2 | 3 691,6 / 1 173,1 | -68,2 | 4 375,8 / 1 147,6 | -73,8 |
в % к итогу* | 0,0 | 6,7 | 4,2 | 0,5 | 11,6 | 3,6 | 3,8 | 3,9 | |||
Росрыболов-ство | 2,0 | 194,1 | 7,4 | 0,0 | 0,0 | 161,4/20,9 | -87,1 | 125,6 / 6,1 | 95,1 | 146,8 / 6,0 | 95,9 |
в % к итогу* | 0,0 | 0,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,1 | 0,0 | 0,0 | |||
Росгидромет | 13 605,9 | 13 139,4 | 15 071,1 | 9 749,3 | 64,7 | 12 202,6/ 15 765,6 | 29,2 | 12 671,4 / 14 374.3 | 13,4 | 12 616,9 / 13 105,8 | 3,9 |
в % к итогу | 45,4 | 37,5 | 44,6 | 45,5 | 102,1 | 47,2 | 46,7 | 45,0 | |||
Минэнерго | 1 153,6 | 1 300,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||
в % к итогу | 3,8 | 3,7 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||||
Минфин | 0,0 | 73,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||
в % к итогу | 0,0 | 0,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
В 2015 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-12 осуществляли 7 главных распорядителей бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-12 приходится на Росгидромет (46,7 % показателя сводной росписи с изменениями) и Минприроды России (36,5 %).
Отмечается низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Росрыболовства (48,1 % показателя сводной росписи с изменениями), Росгидромета (92,9 %), Минэнерго России (94,8 %), Минприроды России (97,9 %).
Основную долю в общем объеме расходов федерального бюджета на реализацию ГП-12 в 2017-2019 годах составляют расходы Росгидромета (47,2 % в 2017 году, 46,7 % в 2018 году и 45 % в 2019 году) и Минприроды России (35,9 % в 2017 году, 35,7 % в 2018 году и 37,2 % в 2019 году)
Бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию ГП-12, предусмотренные Росгидромету, в 2017 году планируются в объеме 15 765,5 млн. рублей или на 4,6 %, больше показателя сводной бюджетной росписи на 2016 год, в 2018 году – в объеме 14 374,3 млн. рублей, или на 8,8 % меньше, чем в 2017 году, в 2019 году – в объеме 13 105,8 млн. рублей, или на 8,8 % меньше, чем в 2018 году. По Минприроды России бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию ГП-12 в 2017 году планируются в объеме 11 997,4 млн. рублей, или на 1,7 % меньше показателя сводной бюджетной росписи на 2016 год, в 2018 году – в объеме 10 983,2 млн. рублей, или на 8,5 % меньше, чем в 2017 году, в 2019 году – в объеме 10 836,6 млн. рублей, или на 1,3 % меньше, чем в 2018 году.
7.2.9.7. Состав и динамика показателей (индикаторов) ГП-12 в 2015 – 2019 годах представлены в следующей таблице.
Наименование показателя (индикатора)* | Бюджетные ассигнования | Значения показателей (индикаторов) | ||||||||
по утвержден-ной ГП | план* | в % к пре-дыду-щему году | факт | % ис-пол-не-ния | по утвержденной ГП | план** | в % к пре-дыдущему году | факт | % исполнения | |
Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (тонн) | ||||||||||
2015 год | 33 499,6 | 31 357,5 | 29 978,6 | 95,6 | 0,35 | 0,35 | 0,29 | 120,7 | ||
2016 год | 35 054,5 | 33 797,0 | 107,8 | 0,35 | 0,3 | 116,7 | ||||
2017 год | 33 867,3 | 33 390,5 | 98,8 | 0,33 | 0,3 | 100,0 | ||||
2018 год | 35 118,8 | 30 768,8 | 92,1 | 0,31 | 0,3 | 100,0 | ||||
2019 год | 35 798,6 | 29 125,6 | 94,7 | 0,3 | 0,3 | 100,0 | ||||
Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (единиц) | ||||||||||
2015 год | 33 499,6 | 31 357,5 | 29 978,6 | 95,6 | 236,0 | |||||
2016 год | 35 054,5 | 33 797,0 | 107,8 | 240,8 | ||||||
2017 год | 33 867,3 | 33 390,5 | 98,8 | 102,1 | ||||||
2018 год | 35 118,8 | 30 768,8 | 92,1 | 102,1 | ||||||
2019 год | 35 798,6 | 29 125,6 | 94,7 | 102,2 | ||||||
Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7) (млн. человек) | ||||||||||
2015 год | 33 499,6 | 31 357,5 | 29 978,6 | 95,6 | 18,8 | 266,0 | ||||
2016 год | 35 054,5 | 33 797,0 | 107,8 | 47,4 | 18,4 | 271,7 | ||||
2017 год | 33 867,3 | 33 390,5 | 98,8 | 42,3 | 18,0 | 102,2 | ||||
2018 год | 35 118,8 | 30 768,8 | 92,1 | 17,6 | 102,3 | |||||
2019 год | 35 798,6 | 29 125,6 | 94,7 | 31,7 | 17,2 | 102,3 | ||||
Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (тонн) | ||||||||||
2015 год | 33 499,6 | 31 357,5 | 29 978,6 | 95,6 | 83,3 | 83,3 | 83,3 | 100,0 | ||
2016 год | 35 054,5 | 33 797,0 | 107,8 | 81,2 | 81,2 | 102,6 | ||||
2017 год | 33 867,3 | 33 390,5 | 98,8 | 79,1 | 79,1 | 102,7 | ||||
2018 год | 35 118,8 | 30 768,8 | 92,1 | 77,1 | 77,1 | 102,6 | ||||
2019 год | 35 798,6 | 29 125,6 | 94,7 | 75,2 | 75,2 | 102,5 | ||||
Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (%) | ||||||||||
2015 год | 33 499,6 | 31 357,5 | 29 978,6 | 95,6 | - | - | - | |||
2016 год | 35 054,5 | 33 797,0 | 107,8 | - | 85,5 | |||||
2017 год | 33 867,3 | 33 390,5 | 98,8 | - | 86,0 | |||||
2018 год | 35 118,8 | 30 768,8 | 92,1 | - | 86,2 | |||||
2019 год | 35 798,6 | 29 125,6 | 94,7 | - | 86,2 | |||||
Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, (%) | ||||||||||
2015 год | 33 499,6 | 31 357,5 | 29 978,6 | 95,6 | - | - | - | |||
2016 год | 35 054,5 | 33 797,0 | 107,8 | - | 95,5 | |||||
2017 год | 33 867,3 | 33 390,5 | 98,8 | - | 96,0 | |||||
2018 год | 35 118,8 | 30 768,8 | 92,1 | - | 96,5 | |||||
2019 год | 35 798,6 | 29 125,6 | 94,7 | - | 96,5 |
* Данные за 2015 - 2016 годы в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, за 2017 - 2019 годы в соответствии с показателями сводной информации к проекту паспорта ГП.
** Данные за 2015 год в соответствии со Сводным годовым докладом о ходе реализации государственных программ Российской Федерации в 2015 году; в 2016 - 2019 годах в соответствии с показателями сводной информации к проекту паспорта ГП.
Согласно данным Сводного годового доклада из 6 показателей (индикаторов)
ГП-12 по 3 показателям представлена оценка фактического значения. Из 3 показателей ГП-12, по которым представлены фактические значения, не выполнен один показатель «Доля территории, занятая особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального и местного значения» (33,3 %).
Проектом паспорта на 2016-2019 годы предусмотрено 6 целевых показателей (индикаторов) по ГП-12, в том числе «Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (тонн)», «Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (единиц)», «Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7) (млн. человек)», «Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (тонн)», «Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (%)», «Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, (%)».
Анализ показателей госпрограммы показывает, что при увеличении бюджетных ассигнований по ГП-12 в 2017 году и уменьшении на 2018-2019 годы значения показателей (индикаторов), представленные в проекте паспорта ГП-12, имеют разнонаправленную динамику.
Так, согласно проекту паспорта ГП-12 на одном и том же уровне планируются значения показателя «Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (тонн)»» - 0,3 тонн в 2017, 2018 и 2019 годах. Слабо выражена динамика показателей «Количество городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (единиц)» (49 единиц в 2016 году, 48 - в 2017 году, 47 - в 2018 году, 46 - в 2019 году), «Численность населения, проживающего в неблагоприятных экологических условиях (в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха (индекс загрязнения атмосферного воздуха более 7) (млн. человек)» (18,4 млн. человек в 2016 году, 18 - в 2017 году, 17,6 - в 2018 году, 17,2 - в 2019 году), «Объем образованных отходов всех классов опасности на 1 млн. рублей валового внутреннего продукта в ценах 2010 года (тонн)» (81,2 тонн в 2016 году, 79,1 - в 2017 году, 77,1 - в 2018 году, 75,2 - в 2019 году), «Доля видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов млекопитающих, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (%)» (85,5 % в 2016 году, 86,0 - в 2017 году, 86,2 - в 2018 и 2019 годах), «Доля видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и обитающих на особо охраняемых природных территориях федерального значения, в общем количестве видов птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, (%)» (95,5 % в 2016 году, 96,0 - в 2017 году, 96,5 - в 2018 и 2019 годах) при увеличении бюджетных ассигнований на реализацию ГП-12 в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 1,2 %, уменьшении в 2018 году по сравнению с 2017 годом – на 7,9 %, уменьшении в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 1,3 %.
7.2.9.8. Состав показателей (индикаторов) по ГП-12 и подпрограммам представлен в следующей таблице.
Наименование | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018год | 2019 год | ||||
Плановые показатели | Фактическое выполнение | % исполнения | По проекту паспорта | исполнение на 1.10.2016 г. | % исполнения | по проекту паспорта | по проекту паспорта | по проекту паспорта | |
Госпрограмма «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы» | |||||||||
Показатели на уровне госпрограммы | 66,7 | х | х | ||||||
Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 5 035,2 | 4 935,9 | 98,0 | 4 632,2 | 3963,8 | 85,6 | 4 724,4 | 4 389,8 | 4 365,1 |
Показатели | 56,3 | х | х | ||||||
Подпрограмма «Биологическое разнообразие России» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 7 607,6 | 7 487,8 | 98,4 | 7 606,7 | 6732,6 | 88,5 | 7 667,2 | 6 975,4 | 6 877,1 |
Показатели | 77,8 | х | х | ||||||
Подпрограмма «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 12 964,2 | 11 995,7 | 92,5 | 12 827,5 | 67,7 | 14 349,1 | 13 051,8 | 11 799,6 | |
Показатели | 92,9 | х | х | ||||||
Подпрограмма «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 1 068,0 | 1 068,0 | 1 364,5 | 1022,7 | 75,0 | 1 318,5 | 1 295,6 | 1 280,3 | |
Показатели | 66,7 | х | х | ||||||
Подпрограмма «Обеспечение реализации ГП-12» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 1 612,1 | 1 587,7 | 98,5 | х | х | х | х | х | х |
Показатели | 42,9 | х | х | х | х | х | х | ||
Подпрограмма «Ликвидация накопленного экологического ущерба» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | х | х | х | 2 719,9 | х | х | 2 923,4 | 2 471,1 | 2 435,2 |
Показатели | х | х | |||||||
ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» | |||||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 3 070,4 | 2 903,5 | 94,6 | 2 338,2 | 457,1 | 19,5 | 2 407,8 | 2 585,1 | 2 368,4 |
Показатели | 33,3 | х | х | ||||||
Всего показателей | 63,9 | х | х | ||||||
Объем бюджетных ассигнований (млн. рублей) | 31 357,5 | 29 978,6 | 95,6 | 31 489,0 | 20 861,2 | 66,2 | 33 390,5 | 30 768,8 | 29 125,6 |
В 2015 году из 58 показателей (индикаторов) подпрограмм и ФЦП не достигнут 21 показатель (индикатор), или 36,2 %.
Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-12 и подпрограмм составил 63,9 % (исполнение показателей (индикаторов) на уровне ГП-12 составило 66,7 %) при уменьшении бюджетных ассигнований сводной бюджетной росписи лишь на 6,4 % по сравнению с утвержденными в ГП-12.
Учитывая, что доля показателей, по которым не представлены фактические значения, составила 24,7 % (превышает 10 %), ГП-12, по мнению Счетной палаты, по итогам ее реализации в 2015 году не подлежала оценке эффективности.
В утвержденной ГП-12 установлено 6 целевых показателей на уровне госпрограммы и 75 показателей (индикаторов) подпрограмм и ФЦП, в том числе по подпрограмме «Регулирование качества окружающей среды» – 30 показателей, по подпрограмме «Биологическое разнообразие России» – 11 показателей, по подпрограмме «Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды» – 14 показателей,по подпрограмме «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике» – 3 показателя, по подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 – 2020 годы» – 8 показателя, ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 – 2020 годы» (далее – ФЦП «Байкал») – 9 показателей.