Девиа́нтное поведе́ние (от англ. deviation — отклонение) — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе. Например, преступность, пьянство и наркомания, а также самоубийства, проституция. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Девиантное поведение связано с несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности, распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям.
Альберт Коэн, отклоняющееся поведение — поведение, которое идет вразрез с институционализированными ожиданиями, с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы.
Понятие «нормы»:
- экспектации (ожидания) соответствующего поведения,
- аттитюды – установки (эталоны, образцы) поведения.
- девиантными могут быть не только действия, но и идеи (взгляды).
Отклоняющееся поведение связывают с реакцией общества на него и определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя»
Отечественная психология и педагогика - проблемы девиантного поведения связаны с трудными детьми и подростками, (группа повышенного социального риска):
· «трудновоспитуемые»,
· «кризисные»,
· «педагогически запущенные»,
· «дезадаптивные»,
· «асоциальные» и др.
Девиантное поведение — это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
Подростковый возраст — это возраст «социального импринтинга» — повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым.
|
Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний.
Типичные черты подростков:
- стремление к новизне, к оригинальности поведения (и отклоняющегося),
- желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения (Мудрик, 1976; Кон, 1987).
- потребность в аффиляции не исключает любви и тяготения к одиночеству;
- доверительность в общении с друзьями сочетается со скрытностью в общении с родителями;
- тенденции к самоутверждению,
- постоянный интерес к оценке своих качеств другими переплетается с напускным равнодушием к оценке себя взрослыми и сверстниками.
- высокая аффективная заряженность поведенческих реакций;
- импульсивный характер реагирования на фрустрирующую ситуацию;
- кратковременность реакций с критическим выходом,
- низкий уровень стимуляции;
- недифференцированная направленность реагирования;
- высокий уровень готовности к девиантным действиям.
Особенности поведения подростков с девиантным поведением:
- недостаточность жизненного опыта,
- низкий уровень самокритики,
- отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств,
- повышенная эмоциональная возбудимость,
- импульсивность,
- двигательная и вербальная активность,
- внушаемость,
- подражательность,
- обостренность чувства независимости,
- стремление к престижу в референтной группе,
- негативизм,
- неуравновешенность возбуждения и торможения.
Проявления в эмоциональной сфере у девиантных подростков:
|
- импульсивны,
- раздражительны,
- вспыльчивы,
- агрессивны,
- конфликтны,
- трудности общения с окружающими,
- тревожность,
- дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни).
При неблагоприятных социальных условиях эти особенности «катализируют » вредные влияния, приобретают негативную направленность.
Различают «первичную » и «вторичную » девиацию (К.Мак Кэгни, Д.Миллер, С.Смит, Р.Мейер).
Первичная девиация — это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения).
Вторичная девиация — подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.
Самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания — от подвига до правонарушения.
Стремление к лидерству и престижности может нанести серьезный урон самосознанию, порождать честолюбие, неадекватность самооценки личностных свойств, противоречивость во взаимоотношениях с окружающими.
Приемы самовыражения у девиантных подростков:
- слэнг,
- стиль,
- символика,
- мода,
- манера,
- поступок и т.п.
Факторы, влияющие на поведение подростка:
- «система отношений» (Мясищев, I960),
- особенности взаимоотношений с учителями,
- положение в классе,
- психологическая атмосфера в школе,
- отношение учащихся, к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям (Личко, 1983).
Факторы значимые для подростка:
|
- принадлежность к неформальным группам, к асоциальным и антисоциальным компаниям, руководимым правонарушителями,
- социально-статусное положение в микросоциальных, социометрических взаимоотношениях (Я.Л.Коломинский (1986),
Роль девиантных действий у подростков:
- средство достижения значимой цели;
- способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.