ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ




ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

 

 


 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ СЛОЁВ ИЗНОСА, ЗАЩИТНЫХ СЛОЁВ И ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С УЧЁТОМ МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


Федеральное дорожное агентство

(Росавтодор)

Москва 2016


Предисловие

1 РАЗРАБОТАН федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)».

Коллектив авторов: д-р техн. наук В.В. Ушаков, канд. техн. наук М.Г. Горячев, канд. техн. наук С.В. Лугов, инж. А. Кудрявцев.

2 ВНЕСЕН Управлением научно – технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора

3 ПРИНЯТ распоряжением Федерального дорожного агентства от

«___» _____________2016 г. №______________

4 имеет рекомендательный характер

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Содержание

1 Область применения……………………………………………………....4

2 Нормативные ссылки…………………………………………………….4

3 Сокращения ………………………………………………………………5

4 Термины и определения …………………………………………………5

5 Общие положения……………………………………………………….7

6 Периодичность проведения работ по устройству слоёв износа, защитных слоёв и поверхностной обработки дорожного покрытия …...17

 

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЙ И ПЕРИОДИЧНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО УСТРОЙСТВУ СЛОЁВ ИЗНОСА, ЗАЩИТНЫХ СЛОЁВ И ПОВЕРХНОСТНОЙ ОБРАБОТКИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ С УЧЁТОМ МЕЖРЕМОНТНЫХ СРОКОВ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ


1. Область применения

Настоящие рекомендации предназначены для выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию участков автомобильных дорог федерального значения.

Методические рекомендации направлены на установление периодичности проведения работ по устройству слоёв износа и защитных слоёв, устраиваемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог.

 

2. Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 1994. – 18с.

2. ГОСТ 9128-2009. Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

3. ГОСТ 31015-2002. Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебёночно-мастичные. Технические условия.

4. ГОСТ 22245-90*. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

5. ГОСТ Р 52128-2003. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.

3. Сокращения

В настоящих рекомендациях применены следующие сокращения:

БМО: Битумоминеральные открытые смеси.

ЛЭМС: Литые эмульсионно-минеральные смеси.

ШПО: Шероховатая поверхностная обработка.

ЩМА: Щебёночно-мастичный асфальтобетон.

 

4. Термины и определения

В настоящих рекомендациях применены следующие термины с соответствующими определениями:

4.1. Автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

4.2. Асфальтобетон – уплотнённая асфальтобетонная смесь.

4.3. Асфальтобетонная смесь – рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

4.4. Дорожная одежда – конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.

4.5. Защитная обработка – обработка поверхности покрытия (тонкого слоя износа, при его наличии) специальными пропитывающими составами, в том числе с распределением мелкого каменного материала, продлевающая срок службы слоёв износа и дорожных покрытий, но не предназначенная для сопротивления интенсивному износу.

4.6. Категория дороги – характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги.

4.7. Литая эмульсионно-минеральная смесь – смесь литой консистенции, состоящая из битумной эмульсии, каменного материала, минерального наполнителя, воды и специальных добавок, подобранных в определенных пропорциях, смешанных при помощи специализированного оборудования при температуре не ниже 10°С.

4.8. «Микросюрфейсинг» – разновидность эмульсионно-минеральной смеси, состоящая из полимер-модифицированной битумной эмульсии, минеральных материалов, минерального заполнителя, воды, добавок, пропорционально смешанная и равномерно распределенная по заранее подготовленной поверхности; позволяет производить укладку смеси более толстым слоем и в несколько слоёв, более прочная, с более высокими требованиями к качеству каменного материала, чем у «Сларри-Сил».

4.9. Открытые битумоминеральные (БМО) смеси – смеси с повышенным содержание щебня (55-85 %), обеспечивающие каркасную структуру слоя и поверхность с высокими параметрами шероховатости.

4.10. Покрытие дорожное – Верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких единообразных по материалу слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных агентов. По поверхности покрытия могут быть устроены слои поверхностных обработок различного назначения (для повышения шероховатости, защитные слои и т.п.), не учитываемые при оценке конструкции на прочность и морозоустойчивость.

4.11. «Сларри Сил» – технология устройства слоёв износа покрытий с применением литых эмульсионно-минеральных смесей, состоящих из катионактивной битумной эмульсии, минеральных материалов, воды, добавок, перемешанная и равномерно распределенная по заранее подготовленной поверхности дорожного покрытия.

4.12. Слой износа – слой толщиной 4 см и более, устраиваемый из асфальтобетона и непосредственно воспринимающий усилия от колёс транспортных средств и подвергающийся прямому воздействию атмосферных факторов, противогололёдных реагентов и т.п.; учитывается при оценке конструкции на прочность и морозоустойчивость как верхний слой покрытия.

4.13. Тонкий слой износа – слой толщиной менее 4 см, устраиваемый на покрытии из материалов, обработанных органическим вяжущим, в том числе ЛЭМС (литых эмульсионно-минеральных смесей), не учитываемый при оценке дорожной одежды на прочность и морозоустойчивость.

4.14. Слой износа, устраиваемый по технологии аналогичной «Новачип» – слой износа толщиной 1,5-3,0 см с повышенными фрикционными и гидроизоляционными свойствами из специально подобранной асфальтобетонной смеси, уложенной по мембранной технологи.

4.15. Шероховатая поверхностная обработка – технология устройства слоёв износа путём розлива по поверхности покрытия органических вяжущих материалов и распределения прочных каменных материалов с уплотнением.

4.16. Щебёночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) – уплотнённая щебёночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

4.17. Щебёночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) – рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума (с полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

Общие положения

5.1. В рекомендациях приведена периодичность проведения работ по устройству слоёв износа, включая шероховатые поверхностные обработки, литые эмульсионно-минеральные смеси, шероховатые асфальтобетонные слои толщиной не более 5 см, а также их сочетания. Предусмотрено усиление слоёв износа для продления сроков службы защитными слоями.

5.2. К ШПО отнесены одиночная поверхностная обработка, выполненная раздельным или синхронным нанесением органического вяжущего и минерального материала, а также двойная поверхностная обработка.

5.3. К ЛЭМС отнесены смеси типа «Сларри-Сил» и «Микросюрфейсинг».

5.4. К слоям износа из асфальтобетонных материалов отнесены слои не более 5 см типа БМО, ЩМА, аналогов Новачип и других асфальтобетонов.

5.5. Возможно сочетание различных слоёв износа при устройстве слоёв износа с одновременным применением ШПО и ЛЭМС.

5.6. Защитные слои не применяют в сочетании со ЩМА и слоями по технологии аналога Новачип.

5.7. На стадии подготовки проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт участков автомобильных дорог в состав проектной документации включают слои износа без учёта их при расчёте прочности дорожной одежды.

5.8. Назначению работ по устройству слоёв износа на стадии эксплуатации участков автомобильных дорог предшествует обследование состояния существующего дорожного покрытия.

5.9. Восстановление слоёв износа требуется при утрате ими сплошности и шероховатости на площади 20 % и более, а также, если коэффициент сцепления составляет менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и менее 0,4 – шиной, имеющей рисунок протектора.

5.10. По результатам обследования назначают подготовительные (предварительные) дорожные работы. Подготовительные дорожные работы могут включать:

· Устранение мелких дефектов с малой частотой повторения (выбоин, трещин, волн, наплывов, вмятин и т.п.). Согласно ОДН 218.0.006-2002 «Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог» средневзвешенный балл такого покрытия не менее 3,5 [9] – табл. 1. При этом допустимые размеры дефектов не должны превышать размеров, установленных ГОСТ Р 50597-93.

 

Таблица 1 – Шкала визуальной оценки состояния дорожного покрытия

Вид дефекта Оценка в баллах  
 
Без дефектов и поперечные одиночные трещины на расстоянии более 40 м (для переходных покрытий отсутствие дефектов) 5,0  
Поперечные одиночные трещины (для переходных покрытий отдельные выбоины) на расстоянии 20…40 м между трещинами 5,0…4,8  
То же на расстоянии 10…20 м 4,8…4,5  
Поперечные редкие трещины (для переходных покрытий выбоины) на расстоянии 8…10 м 4,5…4,0  
То же 6…8 м 4,0…3,8  
То же 4…6 м 3,8…3,5  
Продольная центральная трещина 4,5  
Продольные боковые трещины 3,5  
Одиночные выбоины на покрытиях, содержащих органическое вяжущее (расстояние между выбоинами более 20 м) 5,0…4,0  
Отдельные выбоины на покрытиях, содержащих органическое вяжущее (расстояние между выбоинами 15 м) 3,5  

· Устройство выравнивающего слоя толщиной не менее 5 см из асфальтобетонной смеси или асфальтового гранулята (в случае возможного повышения красных отметок). Устройство выравнивающего слоя необходимо в случае снижения продольной ровности покрытия до предельно-допустимых значений, которым соответствуют показания приборов измерения ровности в продольном направлении [2] – табл. 2.

 

Таблица 2 – Требования к ровности проезжей части по ВСН 24-88

Интенсивность движения, авт/сут Категория дороги Тип дорожной одежды Предельно допустимые состояния покрытия по ровности
Показатель ровности см/км Количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные действующих в нормативах, %
по прибору ПКРС-2 по толчкомеру ТХК-2
  I Капитальный      
3000-7000 II Капитальный      
1000-3000 III Капитальный      
    Облегченный      
500-1000 IV Облегченный      
200-500   Переходный -   -
До 200 V Низший -   -
Примечание. Допускаемые значения ровности по толчкомеру ТХК даны применительно к автомобилю УАЗ-452.

 

· Ликвидация колеи. Технология устранения колеи назначается согласно «Рекомендациям по выявлению и устранению колей на нежёстких дорожных одеждах» [11]. Критерием назначения подобных работ является снижение поперечной ровности покрытия до предельно-допустимых значений. Нормы для оценки глубины колеи приведены в табл. 3.

· Фрезерование покрытия с последующей укладкой выравнивающего слоя или нового слоя покрытия. Фрезерование на толщину слоя покрытия может выполняться при устройстве слоя износа из асфальтобетона. Такое мероприятие следует применять в случае снижения продольной и/или поперечной ровности покрытия до предельно-допустимых значений, но при требовании сохранения проектных отметок или неудовлетворительном состоянии самого покрытия (средневзвешенном балле менее 3,5) – см. табл. 1.

 

Таблица 3 – Шкала оценки состояния дорог по параметрам колеи, измеренным по упрощённой методике

Расчётная скорость движения, км/ч Глубина колеи hК, мм
допустимая предельно-допустимая
> 120    
     
     
     
60 и меньше    

 

5.11. Межремонтные сроки слоёв износа назначают исходя из фактической среднегодовой суточной интенсивности движения в физических единицах, устанавливаемой по данным систематического учёта. Учёт движения следует выполнять ежемесячно по разу в будние и выходные (праздничные) дни по 2 часа непрерывного наблюдения в интервале с 10.00 до 18.00 ч. Результат 2-часового замера переводят в суточную интенсивность по формуле:

, (1)

где Nсут – суточная интенсивность движения, авт.;

N – интенсивность движения 2-часового замера, авт.

Определение среднемесячной суточной интенсивности движения проводят по формуле:

, (2)

где Nмес – среднемесячная суточная интенсивность движения, авт.;

N2чб и N2чп – интенсивность движения 2-часового замера в будний и выходной (праздничный) день соответственно, авт.;

nб и nв – количество будних и выходных (праздничных дней) в данный месяц учёта соответственно.

Определение среднегодовой суточной интенсивности движения проводят по формуле:

, (3)

где Nгод – среднегодовая суточная интенсивность движения, авт.;

SNмес – сумма среднемесячных суточных интенсивностей движения за отчётный год, авт.

Допускается устанавливать среднегодовую суточную интенсивность движения за неполный отчётный год, но не менее чем по результатам учёта за девять месяцев.

5.12. Определение интенсивности транспортного потока по наиболее загруженной полосе движения осуществляется с учётом количества полос движения на участках автомобильных дорог по формуле

, (4)

где Nгод1 – среднегодовая суточная интенсивность движения по крайней полосе, авт.;

fпол – коэффициент полосности (табл. 4).

 

Таблица 4 – Значения коэффициента полосности

Количество полос движения            
Коэффициент полосности   0,55 0,40 0,3 0,20 0,15

 

5.13. По данным о фактической среднегодовой суточной интенсивности движения производят контроль за соответствием фактического срока службы слоя износа нормативным требованиям и в случае рассогласования выявляют причины несоответствия для принятия мер по дальнейшему выполнению нормативных требований к межремонтным периодам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: