Албания после Второй мировой войны.




Югославия в 1945-1991 гг.

На заключительном этапе Второй мировой войны территория Югославии была полностью освобождена лишь 15 мая 1945 г. Во многом в результате помощи со стороны СССР именно партизаны во главе с И.Б. Тито смогли прийти к власти в послевоенном Белграде
По решению скупщины 29 ноября 1945 г. была окончательно ликвидирована монархия и провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия (ФНРЮ), состоящая из шести республик (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория, Македония).

ФНРЮ в своей внутренней и внешней политике ориентировалась на СССР и на ее союзников, рассчитывая на активную помощь со стороны советских товарищей.
В 1948 г. произошел советско-югославский конфликт, приведший к исключению КПЮ из Коминформа (29 июня 1948 г.) и разрыву дипломатических отношений между СССР и ФНРЮ (25 октября 1949 г.). В условиях полной изоляции и разрыва всех отношений с СССР и его союзниками произошло частичное сближение с Западом: в 1950 г. в условиях крайне тяжелого продовольственного положения в стране США оказали Югославии безвозмездную помощь зерном.
В 1952 г. партия сменила название с КПЮ на Союз коммунистов Югославии (СКЮ). В январе 1953 г. был принят конституционный закон, провозгласивший главой государства президента (в 1953–1980 гг. пост занимал Иосип Броз Тито). В начале 60-х гг. Югославия стала, наряду с Индией и Египтом, настоящим лидером международного Движения неприсоединения и выступала за проведение самостоятельного и равноудаленного от двух сверхдержав курса во внешней политике. Независимый курс политического и экономического развития был закреплен принятием конституции в 1963 г., теперь государство получало новое название – Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Значительно расширялись права республик и краёв, получавших большую самостоятельность в вопросах культурного, социального и экономического развития. В то же время СФРЮ не оставляли национальные проблемы: в 1968 г. в Косово прошли демонстрации албанцев с националистическими лозунгами, в 1971 г. Хорватию захлестнули общественно-политические волнения (т. н. Хорватская весна) с требованиями предоставления больших прав хорватам. В результате многие партийные деятели Хорватии и Сербии были отстранены от власти.
Принятая в 1974 г. новая конституция СФРЮ значительно расширила полномочия союзных республик, что имело далеко идущие последствия.
После смерти 4 мая 1980 г. Иосипа Броз Тито на СФРЮ обрушились экономические трудности. Уже в 1981 г. в Косово прокатились масштабные албанские волнения с требованиями предоставления статуса республики, которые стали полностью неожиданными для федерального руководства. Президиум СФРЮ был вынужден ввести чрезвычайное положение.
В 1988-1989 гг. в автономных краях в Сербии и в Черногории к власти пришли сторонники С. Милошевича. Межнациональный вопрос в 1991 году привел к распаду Югославии на Словению, Хорватию, Македонию, Боснию, Черногорию и Герцеговину.

 

 

Албания после Второй мировой войны.

 

Среди стран «социалистического лагеря», образовавшегося в Восточной Европе после победы Советского Союза во Второй мировой войне, Албания с первых послевоенных лет заняла особое место. Во-первых, она была единственной страной региона, которая освободилась от гитлеровских захватчиков и местных коллаборационистов собственными силами. Не советские войска и не англо-американские союзники, а коммунистические партизаны принесли Албании свободу от немецко-фашистской оккупации. Во-вторых, среди прочих лидеров восточноевропейских государств Энвер Ходжа, ставший после войны фактическим руководителем Албании, был действительно идейным, а не «ситуационным» сталинистом. Политика Сталина вызывала у Ходжи восхищение. Когда в июне 1945 г. Энвер Ходжа побывал на Параде Победы в Москве и встретился с советским руководством, он смог добиться технической и экономической помощи со стороны советского государства.
В августе 1945 г. в Албанию из СССР прибыли первые грузовые суда, везшие машины, оборудование, медикаменты, продовольственные товары. Так началось сотрудничество Албании с Советским Союзом, продолжавшееся более десятилетия.
Но из-за территории Косово у Албании серьезно ухудшились отношения с соседней Югославией.

Однако в Албании существовало и сильное югославское лобби, «лицом» которого считался Кочи Дзодзе (1917-1949) – министр внутренних дел Албании и член ЦК Албанской партии труда.

В 1949 г. Советский Союз разорвал отношения с Югославией. Этому способствовали многочисленные разногласия между двумя государствами, прежде всего – растущие амбиции Тито, претендовавшего на руководящие позиции на Балканах и на проведение самостоятельной внешней политики, далеко не во всех случаях согласующейся с внешнеполитическим курсом СССР. На Албании расторжение советско-югославских отношений отразилось дальнейшим укреплением позиций Энвера Ходжи, выступавшего против сотрудничества с Югославией. В первое послевоенное десятилетие экономическое развитие Албании осуществлялось бурными темпами – во многом, при поддержке Советского Союза. Помимо Советского Союза, в начале 1950-х гг. Албания развивает отношения с Германской Демократической Республикой, Северным Вьетнамом и Китаем. Впоследствии именно отношения с Китаем сыграют важнейшую роль в развитии Албании эпохи «холодной войны». Энвер Ходжа стал частым гостем в Советском Союзе, заслужив симпатии и доверие Сталина.
Когда в марте 1953 г. умер Иосиф Виссарионович Сталин, Энвер Ходжа, потрясенный этим известием, стал обдумывать дальнейшие последствия смерти советского вождя для албанского государства.
В 1959 г. Никита Хрущев предпринял поездку в Албанию, во время которой пытался уговорить Энвера Ходжу и других коммунистических лидеров отказаться от сталинизма и поддержать линию КПСС. Албания и Советский Союз вступили в фазу открытого идеологического противостояния.
В 1962 г. Албания вышла из состава Совета экономической взаимопомощи Потеря Албании обернулась для Советского Союза серьезными экономическими, военно-политическими и имиджевыми проблемами.

 

Вопрос о том, что делать с Германией в случае ее поражения, стал обсуждаться союзниками еще задолго до победы в войне. На Тегеранской конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 года, был поставлен вопрос о том, стоит ли разделять послевоенную Германию. Франклин Рузвельт предложил создать вместо единой Германии пять автономных государств, Уинстон Черчилль выступил также за расчленение Германии, подчеркнув необходимость отделения от Германии Баварии, Бадена, Вюртемберга. Эти территории Черчилль предлагал включить вместе с Австрией и Венгрией в отдельную Дунайскую конфедерацию. Сталин выступал против разделения Германии. Его слова о том, что даже если Германию разделят, ничто не помешает ей впоследствии объединиться, оказались пророческими. 12 сентября 1944 года в Лондоне был подписан протокол о создании трех оккупационных зон – восточной, северо-западной и юго-западной. На три оккупационные зоны после победы должен был быть разделен и Берлин.

С 4 по 11 февраля 1945 года, когда уже было понятно, что победа над гитлеровской Германией приближается, прошла Ялтинская конференция, на которой было принято решение выделить четвертую зону оккупации – французскую. Хотя вклад Франции в победу над Германией нельзя сравнивать с вкладом Великобритании и США, не говоря уже о вкладе Советского Союза, на выделении французской оккупационной зоны настаивал Уинстон Черчилль. Он мотивировал это тем, что Франции рано или поздно все равно придется принимать усилия по сдерживанию возможной агрессии со стороны Германии в случае ее возрождения, поскольку Франция имеет большую общую границу с Германией и давний опыт негативного взаимодействия с этой страной. Сталин выступал против выделения французской зоны оккупации и привлечения Франции к контролю за послевоенной Германией, однако, несмотря на позицию советской стороны, Великобритании все же удалось продавить свою линию. 1 мая 1945 года, за неделю до капитуляции Германии, Франция также была включена в контрольный механизм.

 

 

5 июня 1945 года в Берлине была подписана Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки и временным правительством Французской Республики. От Советского Союза декларацию подписал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, от США – генерал армии Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, от Великобритании – фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, от Франции – армейский генерал Жан Мари де Латр де Тассиньи. В декларации подчеркивалось, что поскольку в Германии на момент ее подписания отсутствуют центральное правительство или силы, способные взять ответственность за управление страной, выполнение требований держав – победительниц и обеспечение порядка, верховную власть в Германии берут на себя правительства стран – союзников – СССР, США, Великобритании и временное правительство Франции. При этом обговаривалось, что это решение не является аннексией Германии. То есть, изначально речь шла о совместном управлении Германией как о временной мере, которая рано или поздно будет отменена. 6 июня 1945 года СССР, США, Великобритания и Франция официально разделили территорию Германии на четыре зоны оккупации.

Под контроль Советского Союза отдавалась восточная зона оккупации под управлением советской военной администрации. Она включала в себя земли Восточной Германии, которые к моменту подписания Акта о безоговорочной капитуляции были оккупированы советскими войсками. Это были Саксония, Тюрингия, Галле-Мерзебург, Магдебург, Анхальт, Бранденбург, Мекленбург и Передняя Померания. Для управления советской зоной оккупации была создана советская военная администрация в Германии со штаб-квартирой в берлинском районе Карлсхорст (первоначально администрация находилась в имении Хольцдорф под Веймаром).

 

 

Руководить советской военной администрацией в Германии было поручено маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову, его первым заместителем назначили генерала армии Василия Даниловича Соколовского (заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта). Начальником штаба советской военной администрации стал генерал-полковник Владимир Васильевич Курасов (заместитель начальника Генерального штаба РККА). Заместителем по делам гражданской администрации стал комиссар государственной безопасности 2-го ранга Иван Александрович Серов (начальник войск охраны тыла 1-го Белорусского фронта), а заместителем – начальником Экономического управления – генерал-майор интендантской службы Семен Иванович Шабалин (член Военного Совета 2-го Прибалтийского фронта по тылу). Структура советской военной администрации включала 5 территориальных управлений в Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальт, Мекленбурге и Бранденбурге и отдельное Управление военного коменданта Советского сектора оккупации Берлина.

Одной из главных задач советской военной администрации стала организация собственно немецких сил, которые могли бы содействовать Красной Армии, а в будущем составить основу просоветского германского правительства. С этой целью из СССР в Германию стали прибывать видные деятели коммунистического и антифашистского движения. Еще в апреле 1945 г., до капитуляции Германии, из Москвы прибыла «группа Ульбрихта» - немецкие коммунисты во главе с Вальтером Ульбрихтом. 10 июня 1945 года главноначальствующий СВАГ маршал Жуков своим приказом разрешил в советской зоне оккупации деятельность нефашистских политических партий, после чего были воссозданы Коммунистическая партия Германии (КПГ) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которые 21 апреля 1946 г. объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Уже летом 1946 г. СЕПГ приступила к подготовке к выборам в органы местной и земельной власти.

Северо-запад Германии Великобритания традиционно считала сферой своих интересов. В британскую зону оккупации вошли Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург. Штаб-квартира британской военной администрации была размещена в городе Бад-Эйнхаузен. Были созданы органы управления - Контрольная комиссия для Германии во главе с британским военным губернатором и Зональный консультативный совет, включивший представителей гражданских администраций и политических партий, действовавших в британской оккупационной зоне.

В юго-западную или американскую зону оккупации вошли Бавария, Гессен, Северный Баден и Северный Вюртемберг. Американскую военную администрацию также возглавил военный губернатор. В составе оккупационной зоны были выделены три земли - Грос-Гессен, Вюртемберг-Баден и Бавария, созданы гражданские Совет земель и Парламентский совет, при том, что реальной полнотой власти все равно обладало лишь американское военное командование.

 

 

Западная или французская зона оккупации включала Саарскую область, Южный Баден и Южный Вюртемберг, южную часть Рейнской области, два района Гессена и четыре района Гессена-Нассау, регион Линдау. В отличие от британского и американского командования, французское командование отказалось от идеи создания единого германского гражданского органа управления на подконтрольных территориях. В будущем часть оккупированных территорий, по мнению временного правительства Франции, должна была присоединиться к Франции, Саарская область – интегрироваться во французскую финансово-экономическую систему, а в Вюртемберге создано федеративное государство. Из всех держав Франция более всего была заинтересована в расчленении и ослаблении Германии, поскольку за свою историю неоднократно воевала с Германией и эти войны как правило заканчивались для Франции плачевно. Генерал Шарль де Голль в октябре 1945 года даже заявил, что надеется на то, что Франция больше никогда не увидит сильную Германию.

Уже в 1946 г. отношения между вчерашними союзниками стали стремительно ухудшаться. Советский Союз остановил поставки продовольствия в западные оккупационные зоны, после чего Великобритания и США приняли решение об объединении своих оккупационных зон в единую Бизонию. Были созданы объединенные органы управления, перед которыми стояла основная задача улучшения экономики и нормализации условий жизни на оккупированных американскими и британскими войсками территориях.

Одной из главных задач, которые ставили перед собой и британская, и американская военные администрации, было сохранение промышленного и особенно военно-промышленного потенциала «старой» Германии, которым союзники стремились воспользоваться в своих целях, а именно – для грядущего противостояния советской экспансии в Европе. Поэтому в английской и американской оккупационных зонах лишь в одном 1947 году были скрыты от учета около 450 военных заводов. Им предстояло сформировать костяк будущей военной промышленности Западной Германии.

Франция довольно долго не присоединялась к совместному англо-американскому проекту объединения оккупационных зон. Лишь 3 июня 1948 года Франция приняла решение объединить западную оккупационную зону с Бизонией, в результате чего была создана Тризония. Великобритании и США удалось «подкупить» Францию обещанием создания коллективного органа управления Рурской областью без привлечения Советского Союза. Великобритания, США и Франция, создав Тризонию, соглашались с планом Маршалла и дальнейшей экономической модернизацией Германии под контролем западных держав. При этом Саарская область, на которую Франция имела особые виды, оставалась под французским протекторатом еще почти 10 лет – до 1957 года. 7 сентября 1949 года на основе Тризонии была создана Федеративная Республика Германия. В истории послевоенной Европы была перевернута новая страница, на которой оккупационным зонам предстояло стать суверенными государствами.

В советской зоне оккупации вплоть до 1948 года активно проводилась политика денацификации, в рамках которой производилось очищение местного административного аппарата от бывших активистов НСДАП, а также от потенциальных противников Советского Союза, включая представителей буржуазных политических партий. Создание Федеративной Республики Германия Советским Союзом было встречено негативно. Земли, входившие в состав советской оккупационной зоны, не признали образование и конституцию ФРГ, после чего 15 −16 мая 1949 года прошли выборы делегатов Немецкого народного конгресса. 30 мая 1949 года Немецкий народный конгресс принял Конституцию Германской Демократической Республики. В состав ГДР вошли пять земель, находившихся под управлением советской военной администрации – Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Мекленбург и Бранденбург. Таким образом, было создано второе германское независимое государство, находившееся, в отличие от ФРГ, под идеологическим, политическим и военным контролем Советского Союза.

Таким образом, в действительности раздел Германии был осуществлен скорее по инициативе западных держав, очень боявшихся прихода к власти в послевоенной Германии левых сил и превращения ее в дружественную Советскому Союзу страну. Именно Иосиф Сталин еще на Тегеранской конференции показал себя последовательным противником расчленения Германии на независимые государства, а в 1945 году, уже после победы, заявил о том, что Советский Союз не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию. Лишь когда Запад открыто пошел на создание на своих оккупационных зонах нового германского государства, Советскому Союзу не оставалось иного выхода, кроме как поддержать создание Германской Демократической Республики.

На сорок с лишним лет на месте Германии образовалось два независимых государства, одно из которых принадлежало к западному блоку, а другое – к социалистическому лагерю. ФРГ стала одним из ключевых военно-политических союзников США в Европе и фундаментом НАТО. Предательская политика советского руководства на рубеже 1980-х – 1990-х гг., в свою очередь, привела к тому, что ГДР прекратила свое существование, войдя в состав ФРГ, но Запад своих обещаний не выполнил – ФРГ осталась в НАТО, на ее территории остались американские базы и войска, она до сих пор играет важнейшую роль в антироссийской военной стратегии США в Европе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: