Развивающие игры для детской речи
Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует доcтаточно способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам - уметь разговаривать с ребенком даже во время домашней уборки.
3-4-летнего малыша родители уже понимают (в смысле произношения ребенком слов и предложений, какая же мама не поймет, о чем ей толкует чадо.) Однако в этом возрасте ребенок еще не может четко выговаривать отдельные звуки. Дикцию (это как раз четкое произношение слов и отдельных их частей) можно отработать с помощью чистоговорок - таких потешек, акцентированных на конкретные звуки и слоги. Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма.
Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
Хороши в плане тренировки звуков и скороговорки. Вот тут может пригодиться память, уж самые известные знют все:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
На дворе трава,
на траве дрова.
На дворе трава,
на траве дрова.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
|
Опиши картинку
Глядя на картинку, спрашивайте у ребенка, что он может сказать про изображенное животное, например (можно рассмотреть картинки из знакомых сказок). Вот лисичка, какая она: рыжая, пушистая, хитрая. Пусть ребенок сам охарактеризует животное. Если ему трудно - помогайте. Так расширится словарный запас. А детям постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть расскажут не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот лиса. Она живет в лесу. У нее рыжая шубка..и так далее. Это способствует и развитию мышления.
Ой-ой-ой-зайке холодно зимой!
У-у-у-зайка кушает траву!
Шу-шу-шу-слышит шорохи в лесу!
Су-су-су-слышу я в лесу лису!
Ха-ха-ха-не поймать нам петуха!
Ост-ост-ост-у него красивый хвост!
Я-я-я—петушиная семья!
Ку-ку-ку-пропоет ку-ка-ре-ку!
Жа-жа-жа-увидали мы ежа!
На-на-на- вся в в иголках спина!
Ко-ко-ко-ёжик любит молоко!
Бы-бы-бы-на спинке у ежа грибы!
Су-су-су- волку холодно в лесу!
Во-во-во-есть у волка логово!
Чок-чок-чок-серенький бочок!
Ю-ю-ю-песню «у-у-у» пою!
Ко-ко-ко-пьет ягненок молоко!
Ок-ок-ок-я овечкин сынок!
Ом-ом-ом-хлев мой дом!
Лю-лю-лю-травку я люблю!
Га-га-га-у козы рога!
За-за-за-молоко дает коза!
Гу-гу-гу-пасется на лугу!
Ме-ме-ме-такая песенка по мне!
Ца-ца-ца-вот такая курица!
Ят-ят-ят-ищет цыплят!
Цо-цо-цо-снесла яйцо!
Ба-ба-ба-наша курочка ряба!
Ок-ок-ок-это маленький щенок!
Ав-ав-ав-скажет нам щенок «гав-гав!»
Да-да-да-кость любимая еда!
Ать-ать-ать-я могу рычать!
Еть-еть-еть-я лесной медведь!
Су-су-су-лапу я зимой сосу!
Он-он-он-я в берлоге вижу сон!
Лю-лю-лю-рыбку и медок люблю!
Цок-цок-цок-я быстрее всех дружок!
Ня-ня-ня-мама лошадь у меня!
Го-го-го-прокричу я и-го-го!
За-за-за-жеребёнок егоза!
Му-му-му-так я теленок говорю!
Ва-ва-ва-для меня вкусна трава!
По-по-по-травку щипать нелегко!
Ю-ю-ю-жду коровку я свою!
Чу-чу-чу-я в лесу скачу!
Ут-ут-ут-меня лось зовут!
За-за-за-зоркие глаза!
Ру-ру-ру-обдираю я кору!
Са-са-са-я красавица лиса!
Ша-ша-ша-у лисы шубка хороша!
На-на-на-ну и хитрая ж она!
Ды-ды-ды-хвостом метёт следы!
Ко-ко-ко-пьют котята молоко!
Ки-ки-ки-есть у них коготки!
Ок-ок-ок-катают клубок
Ой-ой-ой-кошка ждет котят домой!
|
Упражнения по развитию речи
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.
|
Чистогооврки с быстрым проговариванием
· У Сени и Сани сом с усами.
· Сеня в сени сено вез.
· У осы не усы, не усищи, а усики.
· Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
· Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
· От топота копыт пыль по полю летит.
· Восьмой кол вбили в частокол.
· Топали да топали, дотопали до тополя.
· Дятел дуб долбил, да не додолбил.
· В один, Клим, клин колоти.
· Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
Чистоговорки с трудными звуками
Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:
· Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
· Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
· Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
· Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
· Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
· Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
· Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
· Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
· Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
· Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
· Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:
· Жутко жуку жить на суку.
· Ежу на ужин жук нужен.
· У ужа ужата, у ежа – ежата.
· Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
· По двору, по подворью в добром здоровье.
· У нас на подворье погода размокропогодилась.
· Свинья тупорыла весь двор перерыла.
· Летят пичужки через три пустые избушки.
· У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
· Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
· На кочке квочка, квочка на кочке.
· Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
· Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
· Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
· Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
· Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
· Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
Читаем и учим Считалки и Считалочки для детей. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма.
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Звук Ц
1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
Звук Ш
1. Нашей Маше дали мало каши.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.
Звук Л (Ль)
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Звук Р (рь)
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Упражнения на смешанные звуки
· Стоит воз овса, возле воза овца.
· Собака сидит на цепи.
· Заглянет солнце и к нам в оконце.
· На круше у Шура жил журавль.
· Кошка спит, а мышку видит.
· Ежик лежит под ёлкой.
· Лёжа хлеба не добудешь.
· Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
· Мальчик чистит лошадку щеткой.
· Щенок играет с мячом.
· Са-ша-ша- Соня моет малыша.
· Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
· Шесть мышат в шалаше шуршат.
· Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
· Вымыли мышки миски для мишки.
· Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
· Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
· У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
· Девочка пьет чай из чашки.
· Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
· У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
· Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
· Рыбу ловит рыболов.
· Весь в реку ушел улов.
· Вкусная халва, мастеру хвала.
· Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
· "да-да-да - в огороде лебеда",
· "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
· "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
· "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
· "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
· "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
· "жу-жу-жу - я на солнышке лежу"... и так далее.
Скороговорки
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.
Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.
На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.
Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.
Шу-шу-шу-чистоговорки я пишу.
Ят-ят-ят-их пишу для всех ребят.
Ла-ла-ла: Алла девочка была.
Ли-ли-ли: В гости мы к ней пошли.
Ло-ло-ло: У Аллы тесто подошло.
Ла-ла-ла: Пирогов она испекла.
Лю-лю-лю: Очень кислое не люблю.
Ло-ло-ло: Снегом землю замело.
Ля-ля-ля: Стала белой земля.
Ра-ра-ра: Очень рада детвора.
Ар-ар-ар: Мы поедем в зоопарк.
Ро-ро-ро: Доберемся на метро.
Ру-ру-ру: В зоопарке кенгуру.
Ру-ру-ру: Роет крот себе нору.
Ру-ру-ру: Заяц обдирает кору.
Ра-ра-ра: Закончилась у нас игра.
Ря-ря-ря: Небо синее, как моря.
Ры-ры-ры: Там летают комары.
Ра-ра-ра: С комарами мошкара.
Ра-ра-ра: Разбегайтесь до утра!
Ачка-ачка-ачка: Плыла по речке уточка.
Ички-ички-ички: Снесла она яички.
Чат чат-чат: Будет выводить утят.
Чить-чить-чить: Плавать детишек будет учить.
Па-па-па - рассыпана крупа.
По-по-по - река Лимпопо.
Уп-уп-уп - питательный суп.
Ап-ап-ап - в реке карп.
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ро-ро-ро - острое перо.
Ор-ор-ор - большой двор.
Ыр-ыр-ыр - голландский сыр.
Ря-ря-ря - ясная заря.
Ар-ар-ар - искусный повар.
Ер-ер-ер - молодой шофер.
Ма-ма-ма - холодная зима.
Му-му-му - молока кому?
Ме-ме-ме - веселой куме.
Ам-ам-ам - никому не дам.
Ом-ом-ом - помоем с мылом.
Ем-ем-ем - туда не пойдем.
Ум-ум-ум - в классе шум.
Им-им-им - от костра дым.
Им-им-им - построим дом.
Ла-ла-ла - бежала на край села.
Та-та-та - поймали кота.
Ду-ду-ду - в кино пойду.
Са-са-са - укусила оса.
Ся-ся-ся - малина вся.
Зу-зу-зу - боюсь грозу.
На-на-на - теплая весна.
Ня-ня-ня - купали коня.
Ра-ра-ра - высокая гора.
Ца-ца-ца - вкусная пицца.
Ка-ка-ка - новая игрушка,
ку-ку-ку - подними руку,
ко-ко-ко - мы едим яблоко,
ки-ки-ки - у нас игрушки.
За-за-за - там идет коза,
зу-зу-зу - мы ведем козу,
зи-зи-зи - сено отвези,
са-са-са - вот летит оса,
су-су-су - мы увидели косу,
сы-сы-сы - прилетели осы,
ча-ча-ча - у меня нет мяча,
чи-чи-чи - у меня ключи,
Язык вверх - ла-ла-ла,
Наша Маша в лес ушла.
Язык вниз - са-са-са,
Укусила в нос оса.
Язык вверх - ши-ши-ши,
Машу в лесу мы нашли.
Язык вниз - сы-сы-сы,
Усы, усы у осы.
Ветерок в лесу - ш-ш-ш,
ползет уж в траве - с-с-с,
прилетел жук - ж-ж-ж,
спел комарик - с-с-с,
Ко-ко-ко - не ходите далеко,
ки-ки-ки - мойте чисто руки,
ри-ри-ри - чистоговорки говори,
ша-ша-ша - вкусная каша,
шу-шу-шу - едим кашу,
га-га-га - широкая дорога,
гу-гу-гу - покажу дорогу.
чу-чу-чу - на ракете я лечу,
чи-чи-чи - буду есть калачи.
ро-ро-ро - воронье перо,
ру-ру-ру - в руки беру,
ри-ри-ри - за мной повтори.
Чистоговорки
[м]
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
[л]
Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.
[р]
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.
Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
[п]
По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.
[б]
Бо-бо-бо – большой забор.
Бы-бы-бы – в лесу грибы.
Ба-ба-ба – бежит кабан.
[т]
Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.
[д]
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.
[н]
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.
На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
На-на-на, ни-ни-ни.
[в]
Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.
[ф]
Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.
[к]
Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.
[г]
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.
[х]
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Ух-ух-ух – летит пух.
[с]
Са-са-са, са-са-са - у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си - мы едем мимо на такси.
[з]
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
[ш]
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
[щ]
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.
[ж]
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
[ч]
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
Чистоговорки для 3-4года
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.
У Сени и Сани сом с усами.
Сеня в сени сено вез.
У осы не усы, не усищи, а усики.