Реформа в сфере государственного Управления создание Министерств




Прежде чем приступить к оценке преобразовательных планов М.М. Сперанского, мы считаем необходимым сделать ряд существенных пояснений.

1) Основополагающие идеи всех преобразований, несомненно, были сформулированы и определены самим Александром I. В противном случае М.М. Сперанский никогда бы не решился на составление столь радикального и смелого проекта государственных реформ.

2) При разработке главных направлений политической реформы М.М. Сперанский опирался на европейскую конституционную традицию, и в частности, «Гражданский кодекс» Наполеона, о чем еще в позапрошлом веке писали такие авторитетные историки права, как В.И. Сергеевич, Ф.М. Дмитриев и П.И. Еропкин.

3) По мнению ряда русских историков и юристов (А. Пресняков, С. Середонин), политическая программа М.М. Сперанского развивала и конкретизировала те проекты государственных реформ, которые обсуждались Александром I с членами «Негласного комитета».

Михаил Михайлович Сперанский (1772;1839), один из самых крупных и известных государственных деятелей Российской империи, благодаря блестящему уму, энциклопедическим познаниям и, что особенно важно, необычайной работоспособности, быстро сделал головокружительную государственную карьеру.

 

Уже в 1797 г. бывший семинарист и преподаватель Духовной академии при Александро-Невской лавре становится начальником канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.Б. Куракина. В 1802 г. он переходит на службу в Министерство внутренних дел и вскоре становится одним из ближайших соратников графа В.П. Кочубея.

 

В 1806 г. произошло личное знакомство М.М. Сперанского с Александром I, который высоко оценил его незаурядные способности и вскоре приблизил к себе.

В 1807 г., получив назначение на должность товарища (заместителя) министра юстиции, он сопровождал императора во время пребывания его величества в Тильзите, где, по слухам, сам император Наполеон предложил Александру I обменять своего советника на какое-нибудь королевство его обширной империи.

 

В 1808 г. состоялась их знаменитая поездка в Эрфурт, после которой влияние М.М. Сперанского достигло своего апогея. Именно тогда, в конце 1808 г., став личным статс-секретарем Александра I,

 

он получил от императора задание подготовить обширную программу государственных реформ.

 

Александр I передал своему новому фавориту все материалы и наработки «Негласного комитета» и «Комиссии П.В. Завадовского» по данному вопросу.

 

После года напряженной работы, в ходе которой М.М. Сперанский, по его же признанию, «изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно общался с императором, в октябре 1809 г. на свет появился его знаменитый проект «Введение к уложению государственных законов», который считается одним из самых выдающихся памятников русской и мировой общественной мысли.

 

Во вводной части своего проекта М.М. Сперанский особо подчеркнул два важных обстоятельства, определивших его подход к проблеме реформирования государственной системы самодержавной России:

 

1) возрастающая угроза наступления всеобщего общественного кризиса в стране, что вынуждало к скорейшему проведению самых глубоких преобразований в сфере государственного управления;

2) убежденность в том, что во избежание революционного хаоса необходимы только радикальные преобразования, а не полумеры, которые не уберегут страну от кровавых общественных потрясений.

 

При всем своем радикализме М.М. Сперанский был также убежден, что все преобразования должны были не только сохранить, но и укрепить самодержавную власть российского монарха.

 

В январе 1810 г. им был подписан манифест об упразднении Непременного совета и учреждении законосовещательного Государственного совета, состоящего из Общего собрания и четырех главных департаментов — законов, военного, гражданского и экономического.

 

В состав Государственного совета, который формировался лично императором, входили все министры и представители титулованной аристократии, которые получали пожизненный статус его членов.

 

Руководил работой Госсовета его председатель, который тоже назначался царем, а всем делопроизводством ведала Государственная канцелярия во главе с госсекретарем, которым был назначен М.М. Сперанский.

Спустя полтора года по предложению М.М. Сперанского был проведен второй этап министерской реформы.

В июне 1811 г. Александр I подписал указ об «Общем учреждении министерств», в соответствии с которым:

а) упразднялось Министерство коммерции и учреждались Министерство полиции и три Главных управления — путей сообщения, государственного контроля и духовных дел;

б) четко разграничивались компетенция и полномочия всех министерств и устанавливались их единая организационная структура и порядок делопроизводства в них;

 

в) все министры по должности становились членами Сената.

 

В результате административных реформ, проведенных в 1802;1811 гг., система центрального управления Российской империи стала выглядеть следующим образом:

 

 

Император (1721)

•Правительствующий сенат (1711) (генерал-прокурор)

•Государственный совет (1810) (председатель)

•Комитет министров (1802)

•Министерства (1802;1811) (министр, товарищ министра, директор департамента, начальник отдела, столоначальник)

•Собственная е.и.в. канцелярия (1797) (Статс-секретарь)

•Святейший синод (1721) (обер-прокурор)

 

Говоря о реформаторских проектах М.М. Сперанского, следует особо подчеркнуть тот факт, что он придавал гораздо большее значение реформированию государственного аппарата и созданию новой системы законодательства, и явно недооценивал роль хозяйственных факторов в развитии страны.

 

Поэтому его программа по крестьянскому вопросу не отличалась особой прогрессивностью и новизной.

 

Он считал, что проблему крепостного права следует решать за счет самих крестьян, не нарушая имущественных прав дворянского сословия на землю.

 

Вместе с тем необходимо отметить, что в 1808;1809 гг. именно по инициативе М.М. Сперанского правительство Александра I пошло на отмену наиболее отвратительных черт крепостного права.

 

В частности, по указам императора запрещалось продавать крепостных крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовой челяди, отменялось право помещиков ссылать своих крепостных крестьян в Сибирь и т. д.

 

Активная реформаторская деятельность М.М. Сперанского все чаще стала вызывать резкое недовольство широких дворянских кругов, и особенно сановной знати Петербурга.

 

Самое сильное осуждение с их стороны вызвали указы «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин», изданные в апреле — августе 1809 г., согласно которым:

• все придворные чины были обязаны поступить на государственную службу, в противном случае их звание переставало быть чином;

• статские табельные ранги, в соответствии с которыми даровалось личное (коллежский асессор) и потомственное (статский советник) дворянство, теперь могли быть присвоены только тем государственным чиновникам, которые получили университетский диплом или сдали государственный экзамен в объеме университетского курса.

 

Не менее резкое недовольство дворян вызвало и проведение финансовой реформы. В 1810;1811 гг. по предложению М.М. Сперанского, изложенному им в «Плане финансов», для покрытия бюджетного дефицита и стабилизации курса рубля правительство Александра I прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы на содержание всего аппарата, передало в частные руки целый ряд казенных имений

и мануфактур и, наконец, ввело новые налоги, в том числе на дворянские имения.

 

Сам М.М. Сперанский прекрасно сознавал всю шаткость своего положения у трона, и осенью 1811 г. подал императору прошение об отставке, которая тогда не была принята.

 

Вместе с тем падение М.М. Сперанского стало лишь вопросом времени, поскольку против него ополчились все наиболее влиятельные придворные и правительственные круги во главе с родной сестрой императора, великой княгиней Екатериной Павловной.

 

Именно она, всегда отличавшаяся особой нелюбовью к либерализму вообще и к любым реформам в частности, в марте 1811 г. передала старшему брату «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанную выдающимся русским историком Н.М. Карамзиным, которая и стала идейной основой борьбы придворных консерваторов с либеральными реформами М.М. Сперанского.

 

Второй идейной опорой консерваторов стала записка о Мартинистах (массонах) 1811 года.

 

В конечном итоге консерваторы одержали верх, и в марте 1812 г. Александр I отправил М.М. Сперанского в отставку.

 

Вскоре он был обвинен в превышении служебных полномочий и тайных связях с самим Наполеоном, арестован, а затем сослан, сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.

 

В исторической науке до сих пор существуют совершенно разные оценки первого периода правления Александра I. Одни авторы, в основном видные представители консервативной русской историографии (М. Богданович, Н. Шильдер), утверждают, что с первых лет своего царствования император твердо стоял на консервативных позициях, а либеральные идеи использовал лишь как средство укрепления личной власти.

 

Другие авторы, главным образом представители современного либерального направления (С. Мироненко, Н. Минаева, М. Сафонов, В. Лобов), полагают, что император был сознательным сторонником либеральных реформ, отмены крепостного права и установления конституционного правления в России.

 

Еще одни современные историки (В. Федоров, А. Сахаров) утверждают, что Александр I, будучи «самодержавным либералом», гораздо в большей степени любил поговорить о реформах, законности и предоставлении республиканского правления, но на практике проводил ту же абсолютистскую политику, что и его убиенный отец.

 

Наконец, четвертая группа авторов (В. Ключевский, А. Предтеченский, Н. Троицкий) крайне негативно оценивала и личность, и деяния Александра I, и утверждала, что по своим взглядам он был не меньшим деспотом, чем Павел I, а все его реформы были лживым «либеральным иллюзионом».

 

Неудачные войны 1805;1807 гг. и особенно позорный для России Тильзитский мир серьезно подорвали репутацию молодого императора и его правительства внутри страны.

 

Более того, многие сановники и представители высшей знати открыто называли Александра I «приказчиком Наполеона» и поговаривали о возможной «перемене царствования».

 

В частности, самые активные противники ненавистного тильзитского курса высказывали крамольное предложение о пострижении Александра I в монахи и возведении на престол его младшей сестры, великой княгини Екатерины Павловны, не замеченной в либеральных поползновениях.

 

Не меньшее недовольство дворянства вызвало стремительное возвышение бывшего павловского фаворита, графа Алексея Андреевича Аракчеева, который вскоре после Тильзита стал фактическим соправителем государства, поскольку в середине декабря 1807 г. Александр I издал указ, в соответствии с которым «объявляемые графом А. Аракчеевым высочайшие повеления надлежало считать именными императорскими указами».

 

Очередной фавор графа А.А. Аракчеева оказался на редкость непродолжительным. Столкнувшись с мощной оппозицией широких кругов дворянства, император вынужден был временно отказаться от его услуг и сделать ставку на личного статс-секретаря Михаила Михайловича Сперанского, с именем которого многие историки традиционно связывают новый этап либеральных реформ (1809;1812).

 

В сентябре 1802 г. был проведен первый этап министерской реформы, в ходе которого вместо восстановленных Павлом I петровских коллегий создавалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.

 

В отличие от упраздненных коллегий новые органы исполнительной власти строились на принципах единоначалия, где все важнейшие вопросы решались исключительно министрами, которые назначались на должность и смещались с нее лично императором.

 

Каждый министр имел своего заместителя (товарища министра) и личную канцелярию. Сами министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты состояли из отделений, которые возглавлялись начальниками, а отделения подразделялись на столы во главе со столоначальниками.

 

Кроме того, для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров, но он не был наделен реальными властными полномочиями. В Комитет министров первоначально входили все министры, а затем и председатели четырех департаментов Государственного совета и Государственный секретарь.

 

Первыми министрами были назначены как представители старой екатерининской знати (Н.С. Мордвинов, Г.Р. Державин, П.В. Завадовский), так и молодые друзья Александра (Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.П. Строганов, А.А. Чарторыйский).

 

Историки до сих пор неоднозначно оценивают проведенную реформу исполнительной власти. Одни (Н. Троицкий) считают, что она ровным счетом ничего не изменила, поскольку верховным распорядителем власти по-прежнему остался император.

 

Другие (В. Федоров, П. Зырянов) утверждают, что министерская реформа знаменовала собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата страны. А третьи (С. Середонин) полагали, что министерская реформа привела к «самодержавию министерств», что не входило в планы их инициатора.

 

Помимо административных реформ в начале своего царствования Александр I провел ряд преобразований в сфере экономики и социальных отношений, в частности:

а) в декабре 1801 г. был издан указ, разрешивший купцам, мещанам и государственным крестьянам свободную куплю-продажу земли, что стало серьезным ударом по дворянской монополии на земельную собственность;

б) в феврале 1803 г. по инициативе графа С.Р. Воронцова был подписан знаменитый указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам даровать вольную крепостным крестьянам, предоставляя им в собственность небольшие наделы земли;

 

в) в 1804;1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, в ходе которого все прибалтийские крестьяне, при сохранении прежних феодальных повинностей, становились владельцами своих земельных наделов.

 

В январе 1810 г. им был подписан манифест об упразднении Непременного совета и учреждении законосовещательного Государственного совета, состоящего из 8 Министерств.

 

 

В октябре 1809 г. М.М. Сперанский представил на рассмотрение Александра I «Введение к уложению государственных законов»,

 

На основании которого было разработано три указа (приведенный выше Манифест о государственном совете а также манифест от 25 Июля 1810 года №24307

 

 

Также мы обязанны упомянуть указ императора от 28 января 1810 года № 24502

Наконец венцом Министерской реформы стало издание Манифеста от 25 июня 1811 года «Общее Учреждение Министерств

 

Нельзя также не упомянуть об указе Александра Первого от 03. Апреля 1809 года № 23 559 «о придворных званиях» этим указом упразднялся вид государственной службы Камер Юнкер и Камергер теперь и камер юнкер и камергер обязаны были служить в одном из министерств.

А само нахождение при дворе за службу больше не считалось

 

 

А также указ от 6 августа 1809 года №23771 который усановил экзамен на чин Коллежского ассессора (8 класс гражданской службы) и статского советника (5 класс гражданской службы).

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: