Методические материалы по Русской музыкальной литературе
Михаил Иванович Глинка (1804-1857)
1. Викторина
· Камаринская – 2-е темы
· Опера «Иван Сусанин» Хор «Славься»
· Опера «Иван Сусанин» Ария Ивана Сусанина 4 действие
· Опера «Иван Сусанин» Ария Вани 3 действие.
2. Интересные факты и высказывания
ü Основоположник русской композиторской школы
ü Отечественная война 1812 года
ü Знакомство с А.С. Пушкиным
ü М.И. Глинка и Е.Е. Керн
ü Смерть в Берлине
ü «Музыка – душа моя»
ü «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем ее»
ü «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская» - П.И. Чайковский
3. Основные сочинения
Оперы «Иван Сусанин»/«Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»
Симфоническая фантазия «Камаринская»
Испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»
«Вальс – фантазия»
Автобиографические мемуары «Записки»
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)
1. Викторина
· «Старый капрал»
· Опера «Русалка» Ария Мельника
2. Интересные факты и высказывания
ü Знакомство и дружба с М.И. Глинкой
ü Сотрудничество с журналом «Искра»
ü Знакомство с композиторами «Могучей кучки»
ü «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»
ü «Великий учитель музыкальной правды» - М.П. Мусоргский
3. Основные сочинения
Оперы «Русалка», «Каменный гость»
Симфонические пьесы «Баба Яга», «Казачок», «Чухонская фантазия»
Песни «Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк»
Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)
1. Викторина
· Опера «Князь Игорь» Ария князя Игоря 2 действие
|
· Опера «Князь Игорь» Хор «Улетай на крыльях ветра» 2 действие
· Симфония №2 «Богатырская», 1 часть
2. Интересные факты
ü Учёный –химик
ü Основоположник жанра струнного квартета в русской музыке
ü Знакомство с Ф. Листом
3. Основные сочинения
Опера «Князь Игорь»
3 симфонии
2 квартета
Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)
1. Викторина
· Опера «Борис Годунов» Песня Варлаама
· Опера «Борис Годунов» Монолог Бориса «Достиг я высшей власти»
· Опера «Борис Годунов» Песня Юродивого
2. Интересные факты и высказывания
ü Школа гвардейских прапорщиков
ü Жизнь в коммуне
ü «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая искренняя речь к людям…, вот чего хочу…»
3. Основные сочинения
Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»
Вокальные циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти»
Фортепианный цикл «Картинки с выставки»
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)
1. Викторина
· Опера «Снегурочка» Ария Снегурочки Пролог
· Опера «Снегурочка» Третья песня Леля
· Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 часть
2. Интересные факты
ü Учеба в Морском корпусе, кругосветное путешествие на клипере «Алмаз»
ü Автор 15 опер
ü Работа над завершением произведений М.П. Мусоргского и А.П. Бородина
ü Профессор Петербургской консерватории
ü Петербургская консерватория носит имя Н.А. Римского-Корсакова
3. Основные сочинения
Оперы «Псковитянка», «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Золотой петушок»…
|
Симфоническая сюита «Шехеразада»
«Летопись моей музыкальной жизни»
Учебники «Основы оркестровки», «Практический учебник гармонии»
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
1. Викторина
· Опера «Евгений Онегин» Вступление
· Опера «Евгений Онегин» Дуэт Татьяны и Ольги
· Опера «Евгений Онегин» Ария Ленского 5 картина
· Симфония №1 «Зимние грёзы», 1 часть
2. Интересные факты
ü Детство в Воткинске и Алапаевске
ü Учеба в Петербургской консерватории
ü Работа в Московской консерватории
ü Московская консерватория имени П.И. Чайковского
ü Переписка с Надеждой Филаретовной фон Мекк
3. Основные сочинения
10 опер: «Евгений Онегин», «Пиковая дама»,
6 симфоний
3 концерта для фортепиано с оркестром
3 квартета
Фортепианные циклы «Детский альбом», «Времена года»
4. Словарь
Барокко (странный, вычурный, причудливый, «жемчужина неправильной формы») – стиль в искусстве конца 16 – 1-й половины 18 века.
Характерно: напряжённость, динамизм, контрастность, стремление к величию и пышности, к слиянию разных видов искусств.
Классицизм (образцовый) – направление в искусстве 17-начала19 века, образцом для которого стало античное искусство.
Характерно: упорядоченность, гармоничность, единство целого и частей, строгие пропорции.
Романтизм – направление в искусстве 19 века.
Характерно: интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и идеального мира.
Романс – небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
|
Соната – произведение из трех частей (быстро-медленно-быстро) для одного или нескольких инструментов.
Симфония – произведение для симфонического оркестра из 4-х частей, из которых 1 и 4 части написаны в сонатной форме.
Квартет – произведение для 4-х инструментов: двух скрипок, альта и виолончели.
Концерт – циклическое произведение для солирующего инструмента и оркестра, состоящее из 3-х частей.
Сюита – (фр. ряд, последовательность) разновидность циклической формы.
Опера – (ит. оpera - действие, произведение, от лат.оpus – труд, творение) – синтетический жанр, включающий драматическое действие, пение, танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой в живописно-декоративном оформлении.
Либретто – (ит. libretto – книжечка) - полный текст музыкально-сценического произведения: оперы, оперетты, кантаты, оратории.
Увертюра - (фр. оuverture - открытие, начало) оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме.
Ария (ариозо, ариэтта, каватина …) – сольный номер героя оперы.
Лейтмотив – (нем. leitmotiv- главный, ведущий мотив (нем.), тема, которая характеризует героя оперы, балета и сопровождает его на протяжении всего произведения.
Типы певческих голосов – сопрано, меццо-сопано, контральто, тенор, барион, бас.
Рондо - (фр. круг) музыкальная форма, в которой проведения главной темы (рефрена) чередуются с контрастными эпизодам: a – b – a – c – a …
Вариации - музыкальная форма, в которой есть тема и её варианты: a – a1 – a2 – a3 …
Сонатная форма (сонатное аллегро) – форма, основанная на контрасте двух тем: главной и побочной, состоит из 3-х разделов: экспозиция – показ тем, разработка – развитие тем, реприза.