Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)




Методические материалы по Русской музыкальной литературе

 

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

 

1. Викторина

· Камаринская – 2-е темы

· Опера «Иван Сусанин» Хор «Славься»

· Опера «Иван Сусанин» Ария Ивана Сусанина 4 действие

· Опера «Иван Сусанин» Ария Вани 3 действие.

2. Интересные факты и высказывания

ü Основоположник русской композиторской школы

ü Отечественная война 1812 года

ü Знакомство с А.С. Пушкиным

ü М.И. Глинка и Е.Е. Керн

ü Смерть в Берлине

ü «Музыка – душа моя»

ü «Народ сочиняет музыку, мы, композиторы, только аранжируем ее»

ü «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии «Камаринская» - П.И. Чайковский

3. Основные сочинения

Оперы «Иван Сусанин»/«Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»

Симфоническая фантазия «Камаринская»

Испанские увертюры «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде»

«Вальс – фантазия»

Автобиографические мемуары «Записки»

 

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869)

 

1. Викторина

· «Старый капрал»

· Опера «Русалка» Ария Мельника

2. Интересные факты и высказывания

ü Знакомство и дружба с М.И. Глинкой

ü Сотрудничество с журналом «Искра»

ü Знакомство с композиторами «Могучей кучки»

ü «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды»

ü «Великий учитель музыкальной правды» - М.П. Мусоргский

3. Основные сочинения

Оперы «Русалка», «Каменный гость»

Симфонические пьесы «Баба Яга», «Казачок», «Чухонская фантазия»

Песни «Старый капрал», «Титулярный советник», «Червяк»

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)

1. Викторина

· Опера «Князь Игорь» Ария князя Игоря 2 действие

· Опера «Князь Игорь» Хор «Улетай на крыльях ветра» 2 действие

· Симфония №2 «Богатырская», 1 часть

2. Интересные факты

ü Учёный –химик

ü Основоположник жанра струнного квартета в русской музыке

ü Знакомство с Ф. Листом

3. Основные сочинения

Опера «Князь Игорь»

3 симфонии

2 квартета

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881)

 

1. Викторина

· Опера «Борис Годунов» Песня Варлаама

· Опера «Борис Годунов» Монолог Бориса «Достиг я высшей власти»

· Опера «Борис Годунов» Песня Юродивого

2. Интересные факты и высказывания

ü Школа гвардейских прапорщиков

ü Жизнь в коммуне

ü «Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая искренняя речь к людям…, вот чего хочу…»

3. Основные сочинения

Оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка»

Вокальные циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти»

Фортепианный цикл «Картинки с выставки»

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908)

 

1. Викторина

· Опера «Снегурочка» Ария Снегурочки Пролог

· Опера «Снегурочка» Третья песня Леля

· Симфоническая сюита «Шехеразада» 1 часть

2. Интересные факты

ü Учеба в Морском корпусе, кругосветное путешествие на клипере «Алмаз»

ü Автор 15 опер

ü Работа над завершением произведений М.П. Мусоргского и А.П. Бородина

ü Профессор Петербургской консерватории

ü Петербургская консерватория носит имя Н.А. Римского-Корсакова

3. Основные сочинения

Оперы «Псковитянка», «Снегурочка», «Царская невеста», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Золотой петушок»…

Симфоническая сюита «Шехеразада»

«Летопись моей музыкальной жизни»

Учебники «Основы оркестровки», «Практический учебник гармонии»

 

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)

 

1. Викторина

· Опера «Евгений Онегин» Вступление

· Опера «Евгений Онегин» Дуэт Татьяны и Ольги

· Опера «Евгений Онегин» Ария Ленского 5 картина

· Симфония №1 «Зимние грёзы», 1 часть

2. Интересные факты

ü Детство в Воткинске и Алапаевске

ü Учеба в Петербургской консерватории

ü Работа в Московской консерватории

ü Московская консерватория имени П.И. Чайковского

ü Переписка с Надеждой Филаретовной фон Мекк

3. Основные сочинения

10 опер: «Евгений Онегин», «Пиковая дама»,

6 симфоний

3 концерта для фортепиано с оркестром

3 квартета

Фортепианные циклы «Детский альбом», «Времена года»

 

4. Словарь

Барокко (странный, вычурный, причудливый, «жемчужина неправильной формы») – стиль в искусстве конца 16 – 1-й половины 18 века.

Характерно: напряжённость, динамизм, контрастность, стремление к величию и пышности, к слиянию разных видов искусств.

Классицизм (образцовый) – направление в искусстве 17-начала19 века, образцом для которого стало античное искусство.

Характерно: упорядоченность, гармоничность, единство целого и частей, строгие пропорции.

Романтизм – направление в искусстве 19 века.

Характерно: интерес к внутреннему миру человека, его переживаниям, противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и идеального мира.

Романс – небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.

Соната – произведение из трех частей (быстро-медленно-быстро) для одного или нескольких инструментов.

Симфония – произведение для симфонического оркестра из 4-х частей, из которых 1 и 4 части написаны в сонатной форме.

Квартет – произведение для 4-х инструментов: двух скрипок, альта и виолончели.

Концерт – циклическое произведение для солирующего инструмента и оркестра, состоящее из 3-х частей.

Сюита – (фр. ряд, последовательность) разновидность циклической формы.

Опера – (ит. оpera - действие, произведение, от лат.оpus – труд, творение) – синтетический жанр, включающий драматическое действие, пение, танцы, сопровождаемые оркестровой музыкой в живописно-декоративном оформлении.

Либретто – (ит. libretto – книжечка) - полный текст музыкально-сценического произведения: оперы, оперетты, кантаты, оратории.

Увертюра - (фр. оuverture - открытие, начало) оркестровая пьеса, предваряющая оперу, ораторию, балет, драму, кинофильм и т.п., а также самостоятельное оркестровое произведение в сонатной форме.

Ария (ариозо, ариэтта, каватина …) – сольный номер героя оперы.

Лейтмотив – (нем. leitmotiv- главный, ведущий мотив (нем.), тема, которая характеризует героя оперы, балета и сопровождает его на протяжении всего произведения.

Типы певческих голосов – сопрано, меццо-сопано, контральто, тенор, барион, бас.

Рондо - (фр. круг) музыкальная форма, в которой проведения главной темы (рефрена) чередуются с контрастными эпизодам: a – b – a – c – a …

Вариации - музыкальная форма, в которой есть тема и её варианты: a – a1 – a2 – a3 …

Сонатная форма (сонатное аллегро) – форма, основанная на контрасте двух тем: главной и побочной, состоит из 3-х разделов: экспозиция – показ тем, разработка – развитие тем, реприза.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: