Инсайт возможен лишь при




Этология и социобиология

 

I/ Инстинкт и научение

2/Формы сообществ

З/ Поведение и гены

Инстинкт и научение

В начале 30-х годов XX века усилиями австрийского зоолога К. Ло­ренца (1903-1989) и других ученых были заложены основы науки о поведении животных, которая получила название этологии (от гре­ческого «этос» — нрав, характер; тот же корень в слове «этика» — на­ука о поведении человека).

Этология изучает животных преимущественно в свободных условиях и ее результаты значительно расширили представление об их поведении.

С точки зрения этологии поведение животных зави­сит от стимула (ключевых раздражителей) и от внутренних про­цессов и агентов (в частности, гормонов, выделяемых в кровь и тка­невую жидкость железами внутренней секреции), которые влияют на рост и т. п.

Животные рождаются на свет со значительной частью при-способительных форм поведения, которые носят название инстинк­тов. «Инстинктивные, унаследованные движения развиваются по­добно органам тела и не требуют специальной практики» (К. Лоренц. Агрессия.- М., 1994).

Врожденный реализующий механизм обеспе­чивает врожденные инстинктивные движения.

Инстинкты специфичны для каждого вида и отличаются от простых рефлексов степенью сложности.

Это единицы поведения, определяемые генотипом.

Гипотеза механизма инстинктивного по­ведения такова:

1. под действием внешних и внутренних факторов в соответствующих нервных центрах происходит накопление «энер­гии действия», специфичной для определенного побуждения (голод и т. п.);

2. ее возрастание выше некоторого уровня приводит к появле­нию поисковой фазы, которая состоит в активном поиске раздражи­телей, при помощи которых могло бы быть удовлетворено побужде­ние.

3. При усиленном накоплении «энергии действия»завершающий акт может осуществиться без ключевых раздражителей.

Инстинкты — результат воздействия внешнего мира на орга­низм и они могут совершенствоваться тем же путем, каким возника­ют и закрепляются за видом новые морфологические признаки.

Можно выделить следующие особенности поведения жи­вотных:

1. Наличие обратной связи в механизме поведения предохра­няет животных от излишних действий (если желудок полон, живот­ное не будет есть). Внешние воздействия выбираются животным в зависимости от его внутреннего состояния.

2. Улучшение одних аспектов поведения влечет за собой вред­ные последствия в других, так что идеал недостижим. Так и должно быть, чтобы разнообразие увеличивало устойчивость биосферы.

3.«В природе существует не только целесообразное для сохра­нения видов, но и все не настолько нецелесообразное, чтобы повре­дить существованию вида» (К. Лоренц. Агрессия...- С. 159).

4. Животное обладает примитивными формами предвидения.

4. Поведение целостно и все инстинкты соединены в «Парла­мент Инстинктов», устанавливающий определенную координацию.

Питанию, росту, размножению и самосохранению соответст­вуют четыре рода инстинктов:

1. Инстинкт голода.

2. Половой инстинкт.

3. Инстинкт агрессии.

4. Инстинкт страха.

Агрессия, по Лоренцу, является подлинным первичным инстинктом, направленным на сохранение вида.

Она проявляется прежде всего в конкуренции внутри вида. Наиболее приспособленные особи могут захватывать большую территорию, приносить большее потомство и передавать свои гены следующему поколению.

Смысл внутривидо­вой борьбы, во-первых, в том, что «для вида... всегда выгодно, чтобы область обитания или самку завоевал сильнейший из двух соперни­ков» (К. Лоренц. Агрессия.- С. 37). Второе. «В выгодности равномер­ности распределения состоит важная видосохраняющая функция внутривидовой агрессии» (Там же.- С. 38). Третье. Защита потомства (и тренировка для этого). «Защита семьи, т. е. форма столкновения с вневидовым окружением вызвала появление поединка, а уже по­единок отобрал вооруженных самцов» (Там же.- С. 47).

Каждый организм имеет собственную территорию, которую он охраняет от посторонних, особенно от тех, кто занимает ту же эколо­гическую нишу.

Граница участков «определяется исключительно равновесием сил, и при малейшем нарушении этого равновесия мо­жет перемещаться ближе к штаб-квартире ослабевшего, хотя бы, на­пример, в том случае, если одна из рыб наелась и потому обленилась» (Там же.- С. 44). «С приближениемк центру области обитания агрес­сивность возрастает в геометрической агрессии» (Там же.- С. 43).

Опасность инстинкта — в его спонтанности.

При недостатке врагов смещается порог раздражения и животное готово проявить свою агрессивность по отношению к кому угодно. Другими словами, инстинкт начинает действовать без соответствующей мотивации.

Полезный, необходимый инстинкт «остается неизменным; но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, вводится специально созданный механизм торможения» (Тамже.-С. 114-115). Например, бои самцов.

Бой из борьбы без правил возникает за счет:

1) ритуализации (мимическое утрирование, ритмическое повторе­ние и т. п.);

2) увеличения промежутка времени перед началом боя;

3) торможения опасных движений при атаке.

Существует зависимость между действенностью оружия, ко­торым располагает вид, и механизмом торможения, запрещающим применять это оружие против сородичей (наиболее кровожадные звери — волки — обладают самыми надежными тормозами).

«Угро­зы, выражаемые двумя особями в агонистической конфликтной си­туации, всегда заканчиваются тем, что одна из особей (как правило, более слабая) уступает и выходит из поединка, принимая позу под­чинения или умиротворения. У собак и волков умиротворяющая по­за выражается в том, что животное ложится на спину или подставля­ет победителю свое горло» (Н. Грин и др. Биология...- Т. 2.- С. 308).

Механизм торможения включают в себя позы покорности, на­поминающие детское поведение и поведение самки при спаривании. По Лоренцу, «у этих животных специальные механизмы торможе­ния запрещали нападение на детей или, соответственно, на самок» еще до того, как такие выразительные движения приобрели общий социальный смысл. Но если так — можно предположить, что именно через них из пары и семьи развилась более крупная социальная группа» (К. Лоренц. Агрессия...- С. 140).

Отбор, направленный одной лишь конкуренцией сородичей без связи с вневидовым окружением может быть нецелесообразным для вида. Поединок «служит полезному отбору лишь там, где бойцы проверяются не только внутривидовыми дуэльными правилами, не и схватками с внешним врагом» (Там же.- С. 50). Важнейшая функ­ция поединка — это выбор боевого защитника семьи, и таким обра­зом внутривидовая агрессия способствует охране потомства.

Ритуализация поведения выполняет функцию перевода агрес­сии в безопасное для животных русло и построения прочного союза двух или большего числа собратьев по виду.

Ритуалы возникают из так называемых переориентированныхдействий. «Действие вызывается каким-то одним объектом, но на этот объект испускает и тормозящие стимулы, — и потому оно направляется на другой объект, как будто он и был причиной данного действия» (Там же.- С. 173) и из смещенной ак­тивности, возникающей в тех случаях, когда при наличии сильной мо­тивации два разных стимула действуют в противоположных направ­лениях.

Так, в переориентированной церемонии умиротворения или «приветствии» соединяются две позы — агрессии и страха.

Образование подобных ритуалов облегчается тем, что все ин­стинкты связаны между собой. Чем более агрессивен вид, тем боль­ше у него развит половой инстинкт, напряженность которого может привести к регрессии в агрессивность. Сильный страх по принципу «противоположности сходятся» также ведет к агрессии.

Взаимодействия инстинктов между собой зависит от пола жи­вотного. Если самка испытывает чувство страха, это повышает ее сексуальность, а чувство агрессивности — снижает.

У самца, напро­тив, чувство страха отрицательно влияет на сексуальность, а чувст­во агрессивности — положительно.

Различные виды сигналов, имеющие большое значение в жиз­ни животных, формируются из первичных движений, определяе­мых инстинктами. Эти естественные движения, ставшие четкими и внятными («преувеличенные жесты»), становятся своеобразным «языком» животных.

В роли сигналов могут выступать и социальные гормоны — особые вещества, привлекающие особей того же вида. «Мускус, цибет, бобровая струя и другие сексуально возбуждающие вещества можно рассматривать как общественные, внешние гормо­ны, необходимые (особенно у животных, ведущих одинокую жизнь) для соединения полов в соответствующие периоды и служащие для продолжения рода... длинные скрученные кольца атомов углерода, обнаруженные в мускусе и цибетоне, не требуют большой перестройки, чтобы превратиться в группы сросшихся колец, характер­ные для половых гормонов» (Н. Винер. Кибернетика...- С. 228-229).

Ни одну поведенческую реакцию нельзя рассматривать как i только инстинктивную или приобретенную. «Поведение большинст­ва животных достаточно хорошо запрограммировано от рождения, а, другой стороны, часто необходимы «уточняющие инструкции» из внешнего мира» (Н. Тинберген. Цит. соч.- С. 136).

Целостный поведенческий акт — переплетение врожденных и приобретенных комплексов. Условия жизни могут значительно изменять инстинктивную форму поведения.

Врожденные способности совершенствуются в результате на­учения. Однако и сама готовность к научению предопределена «быс­трее и лучше научить птицу той песне, которая предопределена внутренней программой» (Там же.- С. 141).

Теоретические работы К. Лоренца 1931 —1937 годов показали, что многократное повторение одной и той же ситуации приводит к образованию определенной связи в психике.

Научение — это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате освоения предшествующего опыта. Устойчивость вновь приобретенных форм поведения зависит от памяти, хранящей полученную в про­шлом информацию.

Закрепленное приобретенное поведение превращается в при­вычку. «Значительная часть привычек, определяемых хорошими манерами, представляет собой ритуализированное в культуре утри­рование жестов покорности, большинство из которых, вероятно, вос­ходит к филогенетически ритуализованному поведению, имевшему тот же смысл» (К. Лоренц. Агрессия...- С. 87).

 

Основные виды научения сведены в следующую таблицу (по Торпу).

Таблица. (Н. Грин и др. Биология... Т. 2.- С. 312).

Тип научения Характеристика поведения

I. Привыкание При продолжительном повторении стимулов,

не подкрепляемых поощрением или наказанием,

реакция на них постепенно угасает

(птицы перестают бояться пугала)

2. Ассоциативное научение.

а) Выработка условного рефлекса. Животное научается связывать

безусловный стимул с условным

и давать ответ на любой из них

(опыты Павлова).

б) Научение путем проб и ошибок. Сочетание данного действия

с наградой (положительное подкрепление)

и наказанием (отрицательное подкрепление)

соответственно повышает или уменьшает

вероятность повторения этого действия

в дальнейшем (опыты Скиннера).

в)латентное научение. Научение, которое может пригодиться

в дальнейшем (знание непосредственного

окружения своей норки мышью)

г)Инсайт («постижение»). Научение, основанное на информации,

полученной ранее при других

в чем-то сходных обстоятельствах.

Инсайт возможен лишь при

достаточном развитии

интеллектуальных функций (опыты

Келлера с шипанзе).

д) Запечатление. Проявляется во время раннего

периода развития животного.

В мозгу детеныша (или птенца) запечатлевается образ другого индивидуума,

обычно родителя и создается

особая «привязанность» к нему (опыты Лоренца).

Появление психики — новый фактор адаптивной эволюции, воз­никающий у позвоночных животных. Это позволяет быстро менять привычки и навыки, что обеспечивает эволюционные преимущества млекопитающим. «Ограничения внутренней организации, особенно ор­ганизации центральной нервной системы, определяют сложность пред­сказывающего поведения, которую может достичь млекопитающее» (Там же- С. 290). «Индивидуальные различия между живыми сущест­вами прямо пропорциональны их психическому развитию» (Там же.- С. 161).

При одном из видов обучения — запечатлении — раздражитель эффективен в том случае, если он предъявляется животному в раннем возрасте.

Нашим ближайшим родственникам — обезьянам — свойственно ма­нипулирование «бесполезными» предметами, что могло приводить к развитию больших полушарий головного мозга.

Велика роль манипуляционной активности в индивидуальном развитии обезьян, в оз­накомлении с окружающим миром и накоплении опыта, во внутристадном общении. Мимика, выразительные телодвижения, позы, по Б. Ф. Поршневу, способствует имитационному воздействию на дру­гие виды и таким образом эволюционно удобны.

В процессе эволюции возрастает роль опыта старых живот­ных и передачи приобретенной ими информации.

Отсюда:

а) долгая жизнь приобретает ценность для сохранения вида;

б) возникает се­лективное давление в сторону развития способности к обучению;

в) тесная связь между способностью к обучению и продолжительно­стью забот о потомстве;

г) возраст животного находится, как прави­ло, в прямой зависимости с тем рангом, который оно имеет в иерар­хии своего сообщества.

Формы сообществ

Животные живут поодиночке и сообща.

Социальное поведение не случайность, а эволюционный механизм, возникновение которого определяется преимуществами, которые обеспечивает общественная жизнь.

Повадка гнездиться тесными колониями уменьшает потери от хищников. Толпы «жертв» могут не только успешно противостоять, но даже нападать на хищников.

Эволюционно сформировавшаяся потребность в другом может переселить все инстинкты, т. е. стать высшей целью и ценностью.

Социальные группы по величине могут колебаться от 2 особей у птиц, 10 —100 — у обезьян, до нескольких тысяч — у насекомых.

Самой простейшей формой сообщества является анонимная стая, в которой все находятся в одинаковом положении. Множество особей, тесно сомкнувшись, движутся в одном направлении за слу­чайно выбранным вожаком. «Притягивающее действие, которое ока­зывает стая на отдельных животных и небольшие их группы, возра­стает с размером стаи, причем вероятно даже в геометрической про­грессии» (К. Лоренц. Агрессия...- С. 150).

Таковы стаи рыб, у которых группообразование, основанное на персональном узнавании партне­ров, впервые встречается только у высших костистых видов.

«Существуют животные, — отмечает К. Лоренц, — которые полностью лишены внутривидовой агрессии и всю жизнь держатся в прочно связанных стаях. Можно было бы думать, что этим созданьям предначертано развитие постоянной дружбы и братского еди­нения отдельных особей; но как раз у таких мирных стадных жи­вотных ничего подобного не бывает никогда, их объединение всегда совершенно анонимно. Личные узы, персональную дружбу мы на­ходим только у животных с высокоразвитой внутривидовой агрес­сией, причем эти узы тем прочнее, чем агрессивнее соответствую­щий вид... Общеизвестно, что волк — самое агрессивное животное из всех млекопитающих... он же — самый верный из всех друзей. Если животное в зависимости от времени года попеременно стано­вится то территориальным и агрессивным, то неагрессивным и об­щительным, любая возможная для него персональная связь ограни­чена периодом агрессивности» (К. Лоренц. Агрессия...- С. 214).

Эво­люционный механизм, заключающийся в необходимости совмест­ной деятельности ради сохранения вида (забота о потомстве и т. п.) вырастает из внутривидовой агрессии, является как бы ее сублима­цией. Внутривидовая агрессивность на миллионы лет старше лич­ной дружбы и любви (личные узы появляются только у костистых рыб с позднего мезозоя).

Следующей формой сообщества является безличная семья, основанная на совместной жизни родителей иих потомства (напри­мер, у аистов). Замена одного члена семьи на другого проходит в без­личной семье незамеченной, так как отсутствует индивидуальное распознавание.

Наряду с этим существуют личные семьи, таковые изучены у диких гусей. «Как ослабление агрессивного отталкивания, так и усиление дружественного притяжения, — пишет Лоренц, — зави­сит от степени знакомства соответствующих существ... Избира­тельное привыкание ко всем стимулам, исходящим от персонально знакомого сородича, очевидно, является предпосылкой возникно­вения любых личных связей и, пожалуй, их предвестником в эво­люционном развитии социального поведения. Простое знакомство с сородичем затормаживает агрессивность и у человека» (Там же.-С.160).

Личное узнавание сопровождается широким диапазоном чувств и переживаний, которые настолько многогранны, что спра­ведливым кажется афоризм: «Животные — это эмоциональные лю­ди с очень слабым интеллектом ».

Этология показывает, что в живот­ном мире есть общественная жизнь с такими казалось бы специфи­ческими для человека отношениями, как дружба, любовь и т. п. Высшие животные воспитываются в обществе. Им присущи чувства печали, радости, грусти и т. п. Они переживают не только потерю ме­ста, но и потерю друга. Любовь выступает как способ сдерживания агрессии у агрессивных видов, и эволюционно выгодна, так как обес­печивает репродуктивный успех.

Четвертой формой сообществ являются иерархические груп­пы, которые известны у большого числа видов, начиная от пчел и термитов и кончая нашими ближайшими родственниками в животном мире — обезьянами.

Иерархия — принцип организации, без ко­торого не может развиваться упорядоченная совместная жизнь выс­ших животных. Он заключается в том, что каждый в группе знает, кто сильнее и слабее его и ведет себя в соответствии с этим, соблюдая «порядок клевания ».

Положение в иерархии зависит от размеров, силы, выносливости и агрессивности. Если ввести вещество, повы­шающее агрессивность, самец переходит в более высокий ранг. Одно из преимуществ иерархии в том, что она уменьшает агрессивность особей, связанную с питанием, выбором полового партнера и места для выведения потомства.

Управляет иерархией одна особь или «коллегия». Занимаю­щие высокие места в иерархии всегда помогают слабейшим. Иерар­хия укрепляется, если имеется враг вне группы, на которого может направляться агрессивность.

Социальная иерархия повышает гене­тическую жизнеспособность сообщества благодаря тому, что наибо­лее сильные и приспособленные животные имеют преимущество, когда приходит время размножаться.

Муравьи, термиты и пчелы живут колониями, организован­ными по принципу кастовой системы. «У приматов сообщества до­вольно гибки в том смысле, что роли между членами группы могут перераспределяться, тогда как роли в сообществах насекомых опре­деляются строением тела и способностью к размножению» (Н. Грин и др. Биология... Т. 2.- С. 309).

Обычно группы мирно уживаются между собой, но есть виды, которые ведет жестокую борьбу, кончающуюся гибелью всех групп, кроме одной — самой большой и агрессивной. Таковы взаимоотноше­ния между кланами вечных спутников человека — крыс. «Трудность по-настоящему успешной борьбы с серой крысой — наиболее успеш­ным биологическим противником человека — состоит прежде всего в том, что крыса пользуется теми же методами, что и человек: тради­ционной передачей опыта и его распространением внутри тесно сплоченного сообщества» (К. Лоренц. Агрессия...- С. 165).

Изучение конкурирующих кланов заставляет иначе посмо­треть на идущие из XIX века представления о благотворности от­бора. «Так вот, самое ужасное — и для нас, людей, в высшей степе­ни тревожное — состоит в том, что эти добрые, старые дарвинистские рассуждения применимы только там, где существует какая-то внешняя, из окружающих условий исходящая причина, которая и производит такой выбор. Только в этом случае отбор вызывается приспособлением. Однако так, где отбор производит­ся соперничеством сородичей самим по себе, — там существует... огромная опасность, что сородичи в слепой конкуренции загонят друг друга в самые темные тупики эволюции» (К. Лоренц. Агрес­сия...-С. 167).

Поведение и гены

С появлением генетики любые данные о животном мире неизбежно сопровождаются вопросом: насколько они генетически оправданы закреплены? Это стало предметом сформировавшейся в 70-х года XX века социобиологии. Основоположник социобиологии — американский ученый Э. Уилсон, выпустивший в 1975 году книгу «Социобиология: новый синтез».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: