Простейшая схема установки приведена на рис. 1.5.
Рис. 1.5. Простейшая схема двухконтурной ядерной энергетической установки с паротурбинным циклом
В установке основными элементами являются ядерный реактор ЯР и теплосиловое оборудование. Первый контур включает ядерный реактор ЯР, парогенератор ПГ, циркуляционный насос H1, трубопроводы горячего (от реактора) и холодного (к реактору) теплоносителя.
В теплосиловое оборудование входят турбина Т с электрическим генератором ЭГ, конденсатор отработанного пара К, циркуляционный насос Н2 и т.д. Это оборудование образует второй контур ядерной энергетической установки.
В первом контуре наряду с основным оборудованием имеется различное вспомогательное оборудование: система очистки теплоносителя, система подачи теплоносителя в первый контур (компенсаторы уровня, система аварийного расхолаживания реактора, система поддержания давления в контуре и т.д.).
Рассмотрим подробнее основные элементы конструкции ядерного реактора (рис. 1.6).
Ядерный реактор - это устройство, в котором обеспечиваются условия для протекания управляемой самоподдерживающейся реакции деления ядер, а также съем тепла. Получаемое в процессе цепной реакции тепло в реакторе отводится циркулирующим теплоносителем и используется в паросиловой части ЯЭУ для получения электрической энергии. Несмотря на большое разнообразие реакторов, можно выделить ряд элементов и систем, присущих большинству из них.
Рис. 1.6. Основные элементы ядерного реактора:
1 - управляющие стержни; 2 -отражатель; 3-теплоноситель; 4 - биологическая защита; 5 -активная зона; 6 - замедлитель; 7 - ядерное топливо
Активная зона - та часть реактора, в которой осуществляется цепная реакция деления. В активной зоне размещаются ядерное топливо (уран и его сплавы, плутоний и т.д.), замедлитель (графит, бериллий, вода и пр.), который служит для снижения энергии нейтронов деления. Отвод тепла от тепловыделяющих элементов активной зоны обеспечивает теплоноситель (вода, жидкие металлы, газы и пр.). В активную зону реактора также входят различные конструкционные материалы: материалы труб, по которым подается теплоноситель, материалы оболочек тепловыделяющих элементов и т.д.
Отражатель используется для уменьшения потери нейтронов за счет утечки через поверхность активной зоны. Обычно в качестве материала отражателя применяются те же материалы, что и для замедлителя.
Биологическая защита. Работающий ядерный реактор является мощным источником различного рода излучений (нейтронов, g-квантов, a-и b-частиц и т.д.). Биологическая защита предохраняет персонал от действия этих излучений.
Система загрузки и выгрузки топлива. В процессе работы реактора происходит выгорание ядерного горючего, накопление продуктов цепной реакции, являющихся поглотителями нейтронов и т.п. В связи с этим необходимо осуществлять замену тепловыделяющих элементов. Эта замена может производиться при выключенном реакторе либо на работающем реакторе. Для осуществления операций по замене выгоревших блоков горючего используется комплекс механизмов и устройств, объединенных в систему загрузки и выгрузки топлива.
Органы системы управления. Для управления цепной реакцией в активную зону ректора вводятся, как правило, специальные регулирующие элементы, воздействующие на процесс образования или исчезновения нейтронов. Эти элементы являются исполнительными органами системы управления.
Аппаратура систем контроля, регулирования и защиты - это комплекс механизмов, приборов, регулирующих устройств, предназначенный для обеспечения безаварийной эксплуатации ядерной установки, т.е. исключения самопроизвольного разгона реактора или отклонений технологических параметров установки от заданных значений.
Важнейшим инструментом для физического моделирования активных зон энергетических ядерных реакторов и уточнения ядерных данных являются критические стенды.
Под критическими стендами (КС) понимают комплекс оборудования, состоящий из ядерного реактора (ЯР), работающего на предельно низких уровнях мощности, и аппаратуры для проведения экспериментов, управления ЯР и обеспечения ядерной, радиационной и общепромышленной безопасности.
Ядерные реакторы, входящие в состав КС, принято называть критическими сборками, физическими реакторами или реакторами нулевой мощности.
Основную роль в обеспечении безопасности эксплуатации КС призвана сыграть система управления и защиты (СУЗ), на которую возлагаются функции по управлению цепной реакцией при пуске, переходе с одного уровня мощности на другой и остановке ЯР, а также быстрому прекращению реакции деления в случае возникновения аварийной ситуации.
Системы автоматического регулирования (CAP) ЯР являются подсистемами СУЗ и предназначены для автоматического регулирования реактора во время его разгона (пуска) и стабилизации на данном уровне мощности. Функциональная схема CAP КС, осуществляющая алгоритм пуска по периоду со стабилизацией заданного уровня по сигналу измерителя мощности представлена на рис. 1.7, где обозначено: АР - автоматический регулятор, ЭП - электропривод, ЯР - ядерный реактор, АК - аппаратура контроля ЯР, N3 и N - заданный и действительный (выходной) сигналы мощности соответственно, Y3 и Y - заданный и действительный сигналы обратного периода (период Тр- время, за которое мощность ЯР увеличивается в е раз; обратный период - величина, обратная периоду, т.е. 1/ Tp },), U – выходной сигнал АР, N и Y - сигналы оценки мощности и обратного периода соответственно, r- реактивность.
Рассматриваемая CAP работает следующим образом. Пусть требуется перевести ЯР с уровня мощности N0 на уровень N3, причем N3 >> N0. После включения АР происходит увеличение реактивности r до достижения заданного значения Y3, обратного периода, после чего в течение разгона ЯР осуществляется режим стабилизации периода (сигнал мощности игнорируется). При подходе к заданному уровню мощности, АР автоматически переключается от режима стабилизации периода на режим стабилизации мощности (установка по обратному периоду автоматически изменяется от Y3 до нуля).
Рис. 1.7. Функциональная схема САР КС
Качество регулирования и надежность CAP КС существенно зависят от электропривода, выбор которого определяет закон регулирования. На практике широкое распространение получил релейный закон регулирования - в этом случае статическая характеристика ЭП подобна характеристике трехпозиционного реле. Релейные CAP ЯР имеют высокую надежность, быстродействие и универсальность, а также меньшую чувствительность к флуктуациям входных сигналов из-за наличия зоны нечувствительности.
Уровень номинальной мощности ЯР на КС редко превышает нескольких ватт (более чем в миллиард раз меньше, чем на АЭС), вследствие чего рабочие уровни мощности КС сопровождаются сильными флуктуациями (резко проявляется статистический характер цепной реакции). Кроме того, для контроля состояния ЯР нужна высокочувствительная аппаратура (требуется измерять токи нейтронных детекторов начиная с 10-12 А), которая кроме флуктуации измеряемых параметров подвержена влиянию помех и наводок промышленного характера. Поэтому исследование и проектирование CAP КС целесообразно проводить методами статистического анализа и синтеза систем, т.е. с привлечением аппарата случайных процессов.
Транспортные системы.
Рассмотрим проблему воздействия вибраций на организм человека. В частности, эта проблема имеет место в транспортных системах, например, при проектировании автомобилей, самолетов, вертолетов, железнодорожных и водных средств.
Если в качестве транспортного средства рассмотреть автомобиль, а источником вибраций - двигатель, то соответствующая функциональная схема может быть представлена в виде, показанном на рис. 1.8.
Рис. 1.8. Функциональная схема системы
С целью изучения этой проблемы проводился соответствующий эксперимент (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Нерегулярные вибрации легкового автомобиля
(постоянная скорость 20 км/ч)
На схемах Y(t) - сигнал, являющийся вибрацией двигателя.
На рис. 1.10 представлены графики ускорений вертикальной вибрации двигателя и кресла в процессе движения легкового автомобиля. Аналогичная ситуация имеет место при управлении самолетом, вертолетом и другими транспортными средствами. Очевидно, Y(t) и X(t) - случайные сигналы.
Реакция водителя или пилота на вибрационное воздействие X(t) определяется индивидуальными особенностями организма, частотой и амплитудой вибрационных колебаний X(t). Наличие процесса X(t) может вызывать не только тошноту, повышенное сердцебиение, нарушение зрения, но и кровотечение в легких и в желудочно-кишечном тракте. Внешние колебания в диапазоне частот 15ё30 Гц оказывают влияние на сосудистый тонус организма и двигательный анализатор.
Рис. 1.10. Графики измерения ускорений вертикальной вибрации двигателя и кресла в процессе движения легкового автомобиля.
Поэтому установлены некоторые количественные критерии допустимости различных режимов установившихся вибраций конструкции для экипажей, например, летательных аппаратов. Практика показывает, что работоспособность пилотов снижается уже при среднеквадратичном значении случайной виброперегрузки выше 0,2. Затрудняется наблюдение за приборами. Вибрация со среднеквадратичным уровнем перегрузки, превышающим 0,5, заставляет пилота изменять режим движения (высоту и скорость полета).
Рассматривая подобного вида системы, легко заключить, что их исследование можно проводить только с привлечением аппарата случайных функций, поскольку Y (t) и X(t) (рис. 1.10) не относится к классу детерминированных функций.
К основным силовым факторам относятся вибрационные воздействия на изделия при их транспортировке по железной дороге, автомобильными средствами, а также с помощью водного транспорта. Как показали многочисленные исследования, вибрационные нагружения на изделия представляют собой случайные функции. Поэтому изучение транспортных систем следует проводить в классе систем, подверженных не детерминированным, а случайным факторам (рис. 1.11).
Рис. 1.11. Система дорога - шина – автомобиль