Глава 1. Музыка, как предмет потребления




Введение

 

В настоящее время и России, наряду с радикальными политическими, экономическими, социальными преобразованиями, происходят серьезные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Этому способствует интенсивное развитие средств массовой информации и телекоммуникационных технологий. Возникла опасность шумового загрязнения; большое количество музыки сомнительного качества, охотно подхватываемой молодежью, особенно подростками, не обладающими способностью отличить подлинное искусство от подделки. Сегодня эстрада, эстрадная музыка в какой-то степени подменила собой идеологию и является мощным методом воздействия на молодежь. Сила и широта ее влияния приобретает космические масштабы. В связи с этим в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес ученых, исследователей к данному виду искусства, к его истокам, истории становления, вопросам теории и терминологии, к определению роли и места этого вида искусства в художественной культуре России - как целостном мире искусств.

Искусство эстрады представляет собой огромный пласт музыки, который к настоящему времени принято рассматривать как явление массовой культуры, с одной стороны, и как феномен музыкального искусства, с другой. Понятия массовой музыкальной культуры, популярной музыки, элитарного музыкального искусства в этом направлении музыки настолько взаимосвязаны и переплетены, что порой невозможно провести разделяющую их грань.

Академическое отечественное музыкознание до недавнего времени не воспринимало всерьез эстрадную (массовую, популярную) музыку. Этого направления в музыке как бы не существовало. В учебниках и учебных пособиях для музыкальных училищ и консерваторий, в музыковедческих журналах было явно недостаточно информации и научных публикаций, посвященных этой сфере музыкальной деятельности.

За последние полевка мы являемся свидетелями наиболее масштабного омассовления сферы музыки за всю историю ее существования. Этот процесс обладает многими специфическими особенностями, характерными для ползучей экспансии, осуществляемой в XX в. массовой культурой по отношению практически ко всем видам искусства и любым областям совокупной деятельности социализированного индивида. Музыка в своих самых разнообразных проявлениях заявляет о себе практически во всех сферах жизни современного общества, что позволяет говорить о подлинной музыкальной пандемии. Неизменно возрастает общественная роль музыки, ежедневные и все более масштабные «вливания» которой во многом обеспечивают устойчивое функционирование социального организма. По существу, происходящие качественные изменения привели к формированию ранее не существовавшего социокультурного образования - звучащего, озвученного, «омузыкаленного» социума.

Обретение музыкой нового социального статуса, возрастание социального значения присущей ей компенсаторной функции, выполнение важной роли в омассовлении современного общества и одновременное омассовление самого музыкального искусства, настоятельно требуют своего осмысления.


Глава 1. Музыка, как предмет потребления

 

Термин «потребительская музыка» указывает на одну из самых существенных черт анализируемого явления - музыка выступает как объект массового потребления. «Утилитарная применимость такой музыки - обслуживание клиента. Она управляет покупателем». Вызывая у слушателя все новую и новую потребность в себе самой, подобного рода музыка не только не способствует, но и препятствует возникновению у него стремления к существенным изменениям в своем «музыкальном рационе»: мы знаем, что многие люди, старея, сохраняют удивительную и в то же время вполне объяснимую верность музыкальным предпочтениям своей юности и молодости, одновременно нередко изменяя - и существенно - свои пристрастия в области высокого искусства.

«Атомарной единицей» потребительской музыки является так называемый шлягер - (от нем. Schlager - «ходкий, хорошо продающийся товар») песня танцевального характера, в основе которой лежит текст любовного содержания. Интересно отметить, что однокоренной немецкий глагол schlagen в качестве основных имеет значения «бить, колотить, вколачивать», что выражает сущностную черту обсуждаемого масскультовского понятия. Дело в том, что от этого глагола естественным образом перебрасывается смысловой «мостик» к самому «действу», с ним связанному, т.е. к акту исполнения, которое опирается на жесткую ритмическую фигуру, обычно повторяемую на значительном или даже на предельном уровне громкости. Иными словами, музыканты «бьют» и «колотят» и по своим инструментам - буквально, и по ушам своих слушателей - в переносном смысле. З а время своего существования шлягер претерпел определенные изменения, связанные с упрощением поэтики, мелодики, гармонии, ритмики. Наряду с сознательно примитивизируемым текстом, музыкальной эклектичностью и предельной структурной простотой отличительными чертами шлягера являются его вненациональный характер и использование определенного набора клише. Понятие «шлягер» становится синонимом понятий «стандарт», «шаблон». Например, припев типичного американского шлягера состоит из 32 тактов и завершается bridge (англ. - мост), т.е. связкой, ведущей к повторению куплета. Схема задана, и перед нами отлаженное производство «культуры», поставленной на поток.

Предистория поп-музыки связана с музыкой американских негров (ритм-энд-блюз, биг-бит, соул, госпел). Поп-музыка, став явлением культуры для молодежи, объединила функции как серьезной, так и легкой музыки.

Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале 20 века и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие «эстрада» существует только у нас.

Слово "эстрада" происходит от латинского "strata", что означает "настил", "помост", "возвышенная площадка". Этот смысл сохранился и в наши дни, но очевидно, что не единственный. Ведь и "театр" в первоначальном значении не более чем "место для зрелища". В словаре Даля - это только помост, возвышенная площадка, например, для музыки". В словаре Ушакова дано и другое значение этого слова: "искусство малых форм, область зрелищно-музыкальных представлений на открытой сцене".

В суждениях Е.М.Кузнецова, ученого и практика, много сделавшего для осмысления истории и теории эстрады и цирка, можно увидеть наиболее емкое определение эстрадного искусства:

"Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств, содействующей яркому выявлению творческой индивидуальности исполнителя, а в области жанров, связанных с живым словом, - в злободневности, острой общественно-политической актуальности затрагиваемых тем, в преобладании элементов юмора, сатиры и публицистики".

За рубежом в Западной Европе и Америке, - это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу и т.д. Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т.д.

В России большое распространение получила как профессиональная, так и самодеятельная эстрада. Широкое понятие «эстрады», включает не только различные формы музыкальной эстрады, но и художественное слово, конферанс, акробатику, цирковые элементы, самодеятельные формы творчества.

Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы: -концертная эстрада (ранее называвшаяся “дивертисментная”) объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах; -театральная эстрада (камерные спектакли театра миниатюр, театров-кабаре, кафе-театров или масштабное концертное ревю, мюзик-холл, с многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой); -праздничная эстрада (народные гуляния, праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, фестивали и т.д.).

Характерной чертой музыкантов - участников бесчисленных ансамблей поп-музыки являлось и является принципиальное нежелание получать специальное музыкальное образование. В этом можно увидеть выражение некоего «снобизма снизу», подчеркнутого и даже преувеличенного нонконформизма музыкантов, с презрением относящихся как к общепризнанными нормам быта буржуазного общества, так и к довольно строгим требованиям, предъявляемым академическим искусством к любому профессиональному исполнителю. Молодой человек начинает свою музыкальную карьеру, обладая музыкальными способностями, выучившись определенному набору исполнительских приемов и штампов и объединившись с себе подобными. При этом он не без основания рассчитывает, во-первых, на невзыскательность и отнюдь не большую, чем у него самого, общую музыкальную культуру той аудитории, перед которой ему предстоит выступать; во-вторых, на то, что качество его исполнения благодаря совершенной в техническом отношении и сверхмощной аппаратуре, которую должен иметь в своем распоряжении каждый солист или ансамбль, вряд ли будет способен оценить слушатель, подавленный и физически, и психически, оглушенный обрушившимися на него десятками децибелл; в-третьих, на превращение того или иного исполнителя в поп-звезду предприниматели в шоу-бизнесе затрачивают огромные средства, которые надеются возместить в случае успеха своего подопечного.

Первоначально в поп-музыке еще сохраняются восходящие к джазу импровизационные традиции, в силу чего создаваемые в ее рамках произведения «обычно не обладают структурной завершенностью, не звучат в живом исполнении одинаково даже дважды, что приближает их к традициям устной культуры, где импульсивность каждого отдельного исполнения приобретает ведущее значение. Произведения поп-музыки - это свободные вокально-инструментальные формы, развертывающиеся в виде потока импровизации. Нарочитая примитивность интонационных формул, многократные повторения той или иной попевки, свободная фразировка на фоне активной метроритмической пульсации создают большую напряженность, ошеломляют, оглушают и одурманивают слушателей, нередко доводя как исполнителей, так и аудиторию до гипнотического состояния».

Подобное состояние чаще всего достигается с помощью самых примитивных средств, в частности сверхмощного звучания, и поп-музыка чуть ли не полностью отказывается от широко распространенной в эстрадной (в буквальном смысле слова легкой) музыке интимной манеры исполнения, столь ярко демонстрируемой французскими шансонье. Ее заменяет пение подчеркнуто непрофессиональными, «необработанными» голосами, с использованием открытого звука, сознательно искажаемого звукоизвлечения и неестественных тесситур (высотный уровень исполнения музыкальной партии). По существу поп-музыка отказывается от попыток установить контакт с отдельным слушателем. Ей нужна только толпа, которую образуют «деиндивидуализированные индивиды».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: