ШОУ-БИЗНЕС (show business) - коммерческая деятельность в сфере развлекательных зрелищ.
В узком смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение музыкальных номеров, рассчитанных на массовую аудиторию. Однако в более широком смысле слова к шоу-бизнесу относят не только музыкальную эстраду, но и многие другие близкие к ней по функциональному назначению виды деятельности: киноиндустрию, зрелищные спортивные состязания, развлекательные телепередачи, конкурсы красоты и даже музыкальное радиовещание. Наконец, в предельно расширительном истолковании говорят, что шоу-бизнес - это реклама, оптовая торговля и индустрия музыкальных и информационных программ, производство и тиражирование фильмов, фонограмм и аудиовизуальной продукции, коммерческая организация эстрадных групповых и индивидуальных выступлений актеров, певцов, торговля авторскими и смежными правами, создание музыкальных и видео-клипов, рекламных фильмов, буклетов, афиш, проспектов и прочего.
Для шоу особый смысл имеет тщательно продуманное и непременно экстравагантное оформление сцены, которое зачастую отличают нарочито организованная хаотичность, выставление напоказ того, что раньше тщательно маскировали и прятали (этот прием, как можно предположить, был позаимствован из арсеналов авангардистского искусства - изобразительного, театрального, архитектурного, например брута-лизма 1960-1970-х гг.). Следует несколько слов сказать и о внешнем виде музыканта.
Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности выдающихся исполнителей и артистов («звезд»), на имеджмейкерстве (создании имиджа) как разновидности предпринимательской деятельности. Имидж звезды современного шоу-бизнеса включает набор черт, которые обеспечивают ее «индивидуальность»: здесь и особая - продуманная манера (точнее, манерность) исполнения, и «вычисленное», «видеоклиповое» поведение на сцене, и в высшей степени яркие, броские, экстравагантные, нередко шокирующие костюмы - от стоящих огромных денег нарядов до специально и продуманно изодранных и замызганных тельняшек, маек или просто обнаженного тела артистов, и соответствующие костюмам, т.е. отличающиеся столь же удивительной изощренностью и сложностью, парики и прически или же их полное отсутствие: музыкант может быть в шляпе, с непричесанными и по внешнему виду давно не мытыми волосами, наконец, обрит наголо, и т.п. Над созданием имиджа «запускаемой в производство» поп-звезды работает отряд специалистов в области моды, косметики, пластики и т.п.
|
Главным лицом становится не артист, а продюсер (от англ. produce - продавать), который не только финансирует проекты, но и диктует артистам имидж и репертуар, подбирает техническое обеспечение, ведет переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают как наемные работники, подчиняющиеся указаниям предпринимателя-продюсера и получающие, как правило, не слишком высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта зависит от его соответствия изменчивым вкусам зрителей, поэтому продюсер должен не только быть специалистом по инвестициям и рекламе, но и глубоко разбираться в массовой культуре, «чувствовать зрителя».
Разнообразные световые, цветовые, шумовые, «атмосферические» и прочие эффекты призваны ошеломить, подавить, оглушить, короче, вызвать у слушателей состояние «балдения», «кайфа». «Эффект затуманивания сознания [ ] взят на вооружение легкой музыкой и социализирован ею. Тонкое воздействие этой музыки, с помощью которой образуется привычка, находится в самом странном противоречии с грубыми раздражителями. И потому легкая музыка является идеологией еще прежде всякого намерения, которое, может быть, сознательно вкладывается в нее или в ее беспомощные тексты». Не оправданные ни музыкой, ни текстом исполняемого шлягера телодвижения и перемещения по сцене солиста, «подтанцовки» или даже всех музыкантов ансамбля, мельтешение разодетых и полураздетых тел также имеют своей целью способствовать возникновению именно состояния «кайфа». Современное музыкальное шоу - это оглушающее и ослепляющее театрализованное представление, где собственно музыке, вокалу, профессиональному исполнительству остается все меньше места и уделяется все меньше внимания; это шоу, которое предваряется, сопровождается и одухотворяется рекламой.
|
В России шоу-бизнес довольно молод относительно мировой практики. Само понятие «шоу-бизнес» появилось в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям. До перестройки шоу-бизнеса не существовало как такового, поскольку в рамках административно-командной системы было невозможно выполнение одного из самых главных условий сферы шоу-бизнеса - осуществление коммерческой деятельности в полном смысле этого слова. шоу бизнес музыка эстрадный
Сегодня российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам.
|
В течение последнего десятилетия прошлого века в нашей стране формируется система музыкального поп-рок-бизнеса с частными студиями звукозаписи, продюсерскими центрами, музыкальными радиостанциями (Радио-Рокс, Рокси, Европа Plus, Радио «хит», Эльдорадио, Максимум, Love радио, Русское радио, радио «Балтика», Мелодия, Русский шансон и др.) и музыкальными каналами телевидения (MTV, МузТВ). В русскоязычном Интернете с каждым годом появляется все больше информации о рок-культуре в целом, о зарубежной и отечественной рок-музыке. Большую популярность приобретают музыкальные Интернет-клубы, особый интерес представляет наличие в Интернете зарубежных сайтов на русском языке.
Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио- и видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990-х - начале 2000-х в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60-75%, с развитием сети интернет в России с 2003 по 2007 год уровень пиратства не сдал своих позиций и составил 73%. После проведения антипиратской кампании в 2004 году было закрыто около 60 тыс. сайтов и 447 серверов пиринговых сетей, распространяющих нелегальный контент. В прошедшем году члены ассоциации IFPI инициировали 7 тысяч исков к частным и юридическим лицам, осуществляющим незаконное распространение музыки в Интернет.
Производство «звезд» происходит тремя путями. Бывает, что талантливые артисты сами повышают свое мастерство, зарабатывая деньги клубными концертами, на свои деньги записывают успешный альбом и лишь затем подписывают контракт с какой-либо известной фирмой. Другой вариант - это поиск продюсерами потенциально хитовых исполнителей наугад (в частных клубах, в записях, поступающих «самотеком» в звукозаписывающие компании). Основным вариантом, однако, является конкурс исполнителей под конкретный продюсерский проект, когда не исполнитель ищет подходящего продюсера, а, наоборот, продюсер выбирает подходящего претендента на роль «звезды».
В последнее десятилетие на Российском телевидении проводилось и регулярно проводится огромное количество разнообразных проектов, нацеленных на создание новых «звезд». В основном, все они являются нашими версиями западных проектов, подобной направленности. Среди наиболее популярных можно назвать такие, как «Стань звездой», «Народный артист», «Фабрика звезд». Подобные музыкальные проекты проходят так же и в сети интернет.
В октябре 2002 Первый канал запустил реалити-шоу, призванного, по задумке создателей, сделать из обычных молодых людей известных певцов и музыкантов. За шесть лет на канале вышло 7 выпусков «Фабрики звёзд». Под руководством Игоря Матвиенко, Максима Фадеева, Александра Шульгина, Игоря Крутого, Виктора Дробышева, Аллы Пугачевой и Валерия Меладзе были созданы такие творческие коллективы как «Корни», «Фабрика», «Серебро», «КГБ», «Тутси». Проект подготовил и немало сольных исполнителей.
Известный деятель российского шоу-бизнеса Александр Шульгин, музыкальный продюсер «Фабрики звезд-3» на Первом, убежден: именно на «Фабрике» сейчас происходит формирование нового типа эстрадной звезды: «-...Нам это в диковинку точно так же, как два года назад было в диковинку для 56 стран мира. С исторической точки зрения мы ничуть не отстаем в этом смысле. Искусственность «Фабрики» заключается в том, что жизнь там как раз более насыщена событиями, чем в реальности. То, чему в жизни артист учится в лучшем случае год-полтора, на «Фабрике» ужато до трех месяцев. В сутки ребята получают профессиональной «чистой информации» по 15 - 16 часов. В реальной жизни этого достичь было бы совершенно невозможно из-за банальной лености любого, даже талантливого человека. На «Фабрике» создан такой график, чтобы человек постоянно насыщался и развивался. А то, что это происходит на глазах у всей страны, в сущности, ничего не меняет.[ ]
Года через два мы будем иметь принципиально иную картину на эстраде. В Англии (по состоянию на январь прошлого года) из «Топ-10» национального хит-парада четыре первых места занимали артисты из местных «Фабрик звезд». В Испании весь «Топ-10» - выходцы из телешоу. Далее приведу данные самых успешных продаж синглов в Англии: сингл Элтона Джона памяти принцессы Дианы - 200 тысяч копий. А первый сингл проекта Hear'n'Say, вышедшего из местной «Фабрики звезд», - 600 тысяч копий. Участники двух других аналогичных телепроектов продали по 4,5 и соответственно 4,2 миллиона синглов внутри Англии. Для сравнения: Мадонна столько же дисков продала в масштабах ВСЕГО мира... Понимаете, появление телефабрик - это не случайность на обочине шоу-процесса, а самая что ни на есть закономерность. Игры закончились. «Фабрика звезд» - это генеральная линия развития нынешней мировой эстрады. Телеконкурсы возобновляют практику выявления звезд национального масштаба, что в последние десять лет было большой проблемой».
В 2005 году это шоу было признано самым прибыльным телевизионным проектом. Создатели программы зарабатывали на СМС-голосованиях. Так, прибыль от СМС-розыгрышей только одной из «Фабрик» превысила $1 млн. Доход приносит и выпуск журнала «Фабрика». По окончании очередного телевыпуска в продаже оказывались компакт-диски с записью участников, расходившиеся тиражами до 500 тыс. экземпляров. После шоу участники ездили в турне по стране. На первых концертах удалось заработать $1,5-2 млн, вторая и третья «Фабрики» принесли около $1,5 млн, сборы четвёртой достигли $2,5-3 млн.
Фабрика звезд - лицензионная калька с придуманного голландской компанией Endemol телешоу Fame Academy. Но от своего прародителя российский проект отличается коренным образом, что и отмечено в названии. Организаторов Fame Academy («Академия славы») участники шоу интересуют только во время записи программы - после завершения проекта каждый «студент» может распоряжаться полученными знаниями по своему усмотрению. А «Фабрика звезд» готовит товар, из которого владельцы производства будут извлекать прибыль вплоть до истечения срока годности.
В 2004 году телеканал ВГТРК «Россия» запустил новое музыкальное шоу, схожее по формату с программой «Стань звездой», но предусматривавшее выбор только одного победителя, - «Народный артист». Проект выходил на канале трижды, до 2006 года. По экспертным оценкам, первые музыкальные реалити-шоу на втором телеканале создали сильную конкуренцию «Фабрике звёзд». Первый канал предпринял ряд контрмер, выглядевших подобием холодной войны ВГТРК, например перекупил ведущих шоу «Стань звездой» Фёклу Толстую и Ивана Урганта.
Заключение
Шоу-бизнес в России за 17 лет своего бурного развития, к сожалению, так и не сумел стать легитимной цивилизованной структурой в отличие от своих «коллег» в Европе и США. И именно проблема музыкального пиратства и нарушение авторских прав в целом являются серьезным препятствием, стоящим на пути вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Большой урон исполнители и правообладатели несут за счет распространения контрафактной аудио- и видео - продукции, продажи которой занимают ведущие позиции теневого рынка.
В кризисные времена все изменилось. В рекорд-бизнесе существенно уменьшился запас капитала, и компании стали активно искать начинающих артистов, на которых, при минимальных вложениях, можно (не без некоторого риска, конечно) заработать стабильную прибыль. Соответственно, можно сделать вывод, что в моменты финансовой нестабильности у начинающих исполнителей больше всего шансов заключить контракт с рекорд-компанией.
На пути развития шоу-бизнеса в нашей стране много преград - слабая законодательная база, несовершенная налоговая политика, слабая экономика (в том числе слабая покупательская способность населения).
И все же, несмотря на определенные трудности за последние годы рекорд-бизнес в России действительно стал более профессиональным, появились специалисты высокого класса. Но сегодня, сегодня, когда можно говорить о полном признании эстрадно-джазовой стилистики мастерами классической музыки как серьезного направления в музыкальном искусстве, возникает потребность не в единичных профессионалах, а в создании специальной системы подготовки специалистов в этой области музыки. Иными словами, появилась необходимость в создании отечественной профессиональной школы в стилистике эстрадно-джазовой, массовой поп-музыки.
Постепенно в российском шоу-бизнесе стали проявляться и общемировые закономерности.
Российский шоу-бизнес сегодня - это страна, которой нет на географических картах, но все знают о ней, ибо каждый, даже ребенок, знает почти всех ее жителей. И каждый попавший туда старается занять теплое прибыльное местечко на ее просторах. Кому-то это удается, и он становится почетным жителем, а кто-то лишь временным обитателем. И эта страна сурова и безжалостна ко всем без исключения. Но борьба за право на место жительства идет серьезная. Ведь каждый день приходится сражаться за это место. Даже и удержаться не всегда удается. Ведь есть звезды временные, у которых звезда быстро гаснет, а есть те, у которых наоборот все ярче и ярче горит, удивляя, радуя нас.
Список литературы
Михайлов Дж. К. Поп-музыка // Музыкальная энциклопедия: В 6т. - М., 1978.
Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. - М., 1958
Адорно Т. В. Социология музыки // Избранное. - СПб, 1998.
Рыбакова Е. Л. Развитие музыкального искусства эстрады в современной России: традиции, перспективы исследования. - СПб, 2007.
Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб. статей. - СПб., 2004
Парадигмы культуры XXI века в исследованиях молодых ученых: Сб. статей. - СПб., 2009.
Массовая культура: Учебное пособие / К. З. Акопян, А. В. Захаров, С. Я. Кагарлицкая и др. - М., 2004.
Кузнецов Е. М. Из прошлого русской эстрады. М., 1958 (https://www.ruscircus.ru/)
Третья "Фабрика". Игры закончились.- Журнал "Огонек", №41, 11 Ноября 2003 года (https://blog.shulgin.com/blog.post.comment/)
Пасьетский, Д.Разыгрались. - Российские вести, № 42 (1797), 22 ноября 2005 года. (https://rosvesty.ru/1797/economics/)
Кононенко, М. «Фабрика звёзд» - самый прибыльный проект в российском шоу-бизнесе. Кому он приносит доход? - Русский Форбс, август 2005.(https://newsmusic.ru/news_3_1037.htm)
Участники «Стань звездой» теряли товарищей, как на войне. Скоро их останется только 50. - сайт телеканала Россия (https://www.rutv.ru/)
Степанова, Н. Фабрики народных артистов. - Известия, 15 марта 2006 года. (https://www.izvestia.ru/tv/article3089292/)
Кузина, М.ЭРНСТ & ДОБРОДЕЕВ. - Профиль, № 5 (467), 13 февраля 2006 года. (https://www.profile.ru/items/?item=17924)
Политика - вершина шоу-бизнеса. - М.: Алкигамма, 2001. https://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-85966.htm
Участники новой «Фабрики звезд» окажутся в жёстких условиях. - Time Out, № 33, 20 августа 2007 года. (https://www.timeout.ru/journal/feature/1588/)
Орлов. С. Музыкальное пиратство в России: страсти накаляются (https://www.rusdoc.ru/articles/10788/)