ИНСТРУКЦИОННО — ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
На выполнение лабораторной работы № 4
По дисциплине «Физика»
Тема: Определение ускорения свободного падения при помощи маятника
Цель работы: определить ускорение свободного падения при помощи нитяного маятника
Приобретаемые умения и навыки: отработать умения и навыки по работе секундомером.
Техника безопасности: поддерживать дисциплину и чистоту на рабочем месте; не принимать пищу в лаборатории; мыть руки после работы с физическим оборудованием.
Место проведения: Физическая лаборатория.
Норма времени: 2 часа.
Оснащение рабочего места: часы с секундной стрелкой, измерительная лента с погрешностью Δл = 0,5 см, шарик с отверстием, нить, штатив с муфтой и кольцом, инструкционные карты.
Литература: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. «Физика» 11 кл.
Ход работы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ ПРИ ПОМОЩИ МАЯТНИКА
Теория. Для измерения ускорения свободного падения применяются разнообразные гравиметры, в частности маятниковые приборы. С их помощью удается измерить ускорение свободного падения с абсолютной погрешностью порядка 10 -5 м/с2.
В работе используется простейший маятниковый прибор — шарик на нити. При малых размерах шарика по сравнению с длиной нити и небольших отклонениях от положения равновесия период колебания равен
Для увеличения точности измерения периода нужно измерить время t достаточно большого числа N полных колебаний маятника. Тогда период
T=t/N
и ускорение свободного падения может быть вычислено по формуле
Порядок выполнения работы
1. Установить на краю стола штатив. У его верхнего конца укрепить с помощью муфты кольцо и подвесить к нему шарик на нити. Шарик должен висеть на расстоянии 1—2 см от пола.
2. Измерить лентой длину l маятника.
3. Возбудить колебания маятника, отклонив шарик в сторону на 5—8 см и отпустив его.
4. Измерить в нескольких экспериментах время t 50 колебании маятника и вычислить tcp:
где n— число опытов по измерению времени.
5. Вычислить среднюю абсолютную погрешность измерения времени
и результаты занести в таблицу.
Номер опыта | t, с | tср , с | Δt, с | Δtср, с | l, м |
6. Вычислить ускорение свободного падения по формуле
7. Определить относительную погрешность измерения времени εt.
8. Определить относительную погрешность измерения длины маятника εl=Δl/l. Значение Δl складывается из погрешности мерной ленты и погрешности отсчета, равной половине цены деления ленты: Δl = Δlл + Δl отсч.
9. Вычислить относительную погрешность измерения g по формуле
εg=εl+2επ+2εt
учитывая, что погрешностью округления π можно пренебречь, если π = 3,14; также можно пренебречь εl, если она в 4 (и более) раз меньше 2εt.
10. Определить Δg= εg gср и записать результат измерения в виде
gcp-Δg ≤ g ≤ gcp+Δg.
Убедиться в достоверности измерений и проверить принадлежность известного значения g полученному интервалу.
Контрольные вопросы для зачета
1. Какие колебания называются свободными?
2. Какие колебания называются гармоническими?
3. Запишите уравнение свободных гармонических колебаний.
4. Что такое частота колебаний, их период и амплитуда?
5. Какие характеристики гармонических колебаний не изменяются с течением времени?
6. Какие характеристики колебаний являются гармоническими функциями времени?
7. Дайте определение моменту инерции материальной точки и моменту инерции тела.
8. Дайте определение математическому маятнику. Чему равен его момент инерции? Как можно изменить момент инерции математического маятника?