Способ, которым Вы описываете источники информации или мнений, называется научным аппаратом работы. Вариантов его организации может быть много, не следует воспринимать какой-нибудь из них как догму. Важны лишь две идеи — приводимые Вами сведения должны быть проверяемы, а фрагменты текста, написанные не Вами, обозначены (например, кавычками или как прямая речь).
Аккуратно оформленный научный аппарат произведёт хорошее впечатление на читателя. Неряшливый —заставит усомниться в качестве работы в целом и даже в том, что автор писал работу самостоятельно.
Вот несколько советов, как сделать научный аппарат удобным и прозрачным.
· Мы рекомендуем использовать наиболее простой и удобный для просмотра вариант постраничных сносок (источник информации или цитаты указывается внизу страницы). Допустимо указывать источник цитаты в круглых или квадратных скобках после неё (если, например, речь идёт о письмах из семейного архива).
· После написания работы имеет смысл ещё раз пересмотреть её и составить для себя список использованных типов источников. Для каждого из типов (например, интервью или письма) следует определить, что о нём должно быть известно читателю, придумать форму представления этих сведений. Например, про интервью важно знать, кем оно было взято, когда и у кого, где хранилось (если используются материалы местных архивов). Грамотным описанием интервью тогда было бы: «Интервью с Л. М. Сапожниковой (61 год), записано 13.08.2012 автором» или «Интервью с К. Н. Запулиным, записано в 2005 году // Архив школьного музея»[3]. После этого останется проверить, насколько Вы следуете этому описанию в тексте работы, всегда ли указываете всё необходимое.
|
Пример неаккуратного оформления ссылок на письма: Автор описывает используемые им письма в тексте работы, каждый раз после цитаты указывая дату отправки письма. Однако он так и не привел описания к единому образцу: «(письмо от 20.07.44)» или «(Письмо от 6 мая 1945 года)» или «(Москва (проездом). 20.02.1946 г» или «22.05.46 года».
· Обязательно следует проверить подписи к картинкам, схемам. Для каждой фотографии должно быть указано, что на ней изображено, в какое время она была сделана. Если возможно, следует указать и авторство фотографии (если фотография сделана автором исследовательской работы — не стоит этого скрывать!). Для иллюстраций, взятых из книг или из интернета, нужно указать, откуда конкретно они взяты.
Ссылки на книги
Правильное оформление использованной литературы — сложное искусство. Ознакомиться с его азами Вы можете по многочисленным справочникам и советуясь с библиотекарями. В нашем конкурсе мы не требуем строгого и безукоризненного соответствия работы государственным стандартам по оформлению. Важно, чтобы стороннему читателю было понятно, на какие конкретно книги, статьи и исследовательские материалы Вы ссылаетесь. Для этого нужно быть последовательным и указывать все необходимые данные об источнике цитаты или сведений (имя автора, название произведения, год его издания и страница).
Если Вы используете книгу, перепишите её выходные данные (название книги, автор, серия и пр.) точно так, как они указаны в книге (как правило, их печатают с обратной стороны титульного листа). Если Вы ссылаетесь на статью, то укажите имя автора, название статьи, а затем — через две косых черты («//») — название журнала или сборника, где она опубликована, его выходные данные и страницы, на которых находится статья.
|
Несколько примеров правильно (и кратко) оформленных ссылок:
Вайль П. Л., Генис А. А. 60-е. Мир советского человека. М., 1998. С. 50.
Патрушев А. И. Теории модернизации и их модернизации // Теоретические проблемы исторических исследований. М., 2000. Вып. 3. С. 50–68.
Довлатов С. Д. Собрание сочинений: в 3 т. М., 2010. Т. 1: Наши. С. 295.
Население России в 1920–1950-е годы: численность, потери, миграции: Сб. научн. трудов / под ред. Ю. А. Полякова и др. М., 1994. С. 113.
Ссылки на документы из архивов:
Как и у книг, у архивных документов есть по меньшей мере название. Иногда есть и автор. Большинство хранящихся в архиве документов никогда не издавались. Для описания такого документа нужно указать название архива, номер и название фонда, раздел (если описи фонда организованы по разделам), опись, дело и листы (если указанный Вами документ не единственный в деле или Вы ссылаетесь на конкретное его место).
Название архива можно писать сокращённо (например, Государственный архив Тверской области называть ГАТО), но в таком случае в конце работы нужно предусмотреть раздел «Сокращения», где бы все использованные в Вашем исследовании аббревиатуры раскрывались. Если Вы ссылаетесь всё время на один и тот же фонд, то его полное описание можно привести там, где Вы говорите о нем в первый раз, а затем просто указывать информацию, которая меняется (другой номер дела, другая страница и т. д.).
При использовании фондов крупных архивов, важно в тексте работы описать, что за фонд Вы используете, как и когда он формировался. Зачастую подспорьем для этого могут стать путеводители по архивам[4].
Несколько примеров правильно оформленных ссылок на архивные документы:
Приказ германского коменданта Можайска о переходе на германское летнее времяисчисление // ИРИ РАН. Ф. 2. Комиссия по истории Великой Отечественной войны, р. VI, оп. 1, д. 7а, л. 1.
Бриттен А. Ф. Жизнь Кайя Юлия Кесаря и взгляды на его характер // ГНБ. Ф. 286, оп. 2, д. 265, л. I–II[5].