Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в г Нижнем Новгороде
Факультет Высшего образования
Контрольная работа
По дисциплине «Сервис в пассажирских перевозках»
Выполнил студент 5 курса
шифр:17141-Эжд-340
Прасолов Д.В.
Проверил:Поспелова Л.Н.
Нижний Новгород 2020
СОДЕРЖАНИЕ
| ВВЕДЕНИЕ | |
| ЗАДАЧА № 1 Выбор оптимального расположения помещений в здании вокзала | |
| Задача №2. Определение экономической эффективности сервисных услуг | |
| Задача №3.Разработка схем обслуживания пассажиров сервис-центром | |
| ЗАДАЧА № 4 Изучение спроса на услуги в поездах дальнего следования | |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
| СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ | 27 28 |
ВВЕДЕНИЕ
Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транспорта. Это обусловлено их высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнением одной из важнейших гарантий государства – свободы передвижения.
Потребность населения в перевозках связана как с производственной деятельностью (поездки к месту работы и в командировки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, туризм и экскурсии).
Совершенствование организации перевозок пассажиров и их обслуживания рассматривается на железнодорожном транспорте в качестве одной из приоритетных задач. Ее направленность – это, в первую очередь, сокращение расходов и повышение доходности пассажирских перевозок за счет наибольшего привлечения пассажиров на железнодорожный транспорт. В условиях усиливающейся конкуренции между видами транспорта необходима реализация мероприятий, связанных с повышением качества и привлекательности железнодорожных пассажирских перевозок. Она направлена на повышение культуры обслуживание пассажиров на вокзалах и в пути следования, увеличение объема сервисных услуг, совершенствование тарифной политики.
Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (Стратегия-2030) определены задачи, принципы и этапы стратегического развития железнодорожных пассажирских перевозок. Согласно Стратегии-2030, пассажирский комплекс должен превратиться в доходный сегмент железных дорог, а пассажирооборот – вырасти в 1,3 раза.
В среднесрочной перспективе на железнодорожном транспорте будет решен ряд актуальных задач:
– обеспечение достаточного объема инвестиций в проекты высокой социально-экономической эффективности;
– введение системы компенсации потерь в доходах участников рынка пассажирских перевозок, позволяющих вести деятельность с достаточной нормой рентабельности;
–совершенствование тарифной политики;
– реализация проектов развития инфраструктуры, услуг и обновления подвижного состава на основе государственно-частного партнерства.
Выполнение этих условий должно обеспечить эффективный баланс между социальной и экономической составляющими в деятельности предприятий железнодорожного транспорта. В пассажирских перевозках уже существуют два отдельных сегмента. Первый охватывает социально значимые перевозки, к которым относятся перевозки в плацкартных и общих вагонах. Тарифы на такие перевозки регулируются государством, исходя из объективной оценки платежеспособности значительной части населения. Сегодня их объем в общем пассажиропотоке составляет около 70–75%. Стоит отметить, что в данном сегменте существует конкуренция с автобусными перевозками межгородского сообщения. Перевозки в вагонах купе и СВ относятся ко второму сегменту, и здесь наблюдается конкуренция с авиационным транспортом. В этом секторе на протяжении нескольких лет тарифы устанавливаются перевозчиком самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка.
Для повышения и укрепления позиций железнодорожного транспорта Стратегией-2030 предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие пассажирского комплекса с целью обеспечения его максимально эффективного функционирования:
– развитие рыночной конкуренции в секторе пассажирских перевозок;
– модернизация и технологическое оснащение пассажирского подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры;
– организация и развитие скоростного и высокоскоростного движения;
– развитие новых услуг и сервиса для пассажиров;
– интеграция в национальную транспортную систему.
ЗАДАЧА № 1 Выбор оптимального расположения помещений в здании вокзала
Задание на выполнение:
1. Привести схемы размещения помещений в здании вокзала по каждому этажу.
2. Изобразить схему движения потоков пассажиров в здании вокзала.
3. Представить схему размещения на территории вокзала дополнительных сервисных услуг.
Исходные данные:
Таблица 1 – Тип вокзала (по вертикали)
| Уровни | Площадь, м2 | |
| Расположенный в одномуровне | S < 659 | |
| Многоуровневый | 2этажа | 659 <S <2508 |
| 3этажа | 2508 <S <4700 | |
| 4этажа | S >4700 |
Таблица 2– Площади помещений пассажирского здания вокзала дальнего следования
| Помещение | Площадь м2/число мест |
| средние | |
| пассажирские | |
| 1. Вестибюль, операционный, распределительный,кассовый зал | |
| 2. Зал ожидания | |
| 3. Комната матери и ребенка (приемная с гардеробом,ячейками КХС, детские комнаты (спальни), комнатыприема пищи, игральная, комната для матерей, кабинетврача, заведующей, изолятор, постирочная, кладовая,уборная, умывальная) | 159 |
| 4. Комнаты длительного отдыха пассажиров (приемная сгардеробом, ячейками КХС, спальни на 2–4 чел., бельевая,санузел с душем, помещение дежурного персонала) | 97 |
| 5. Торговый зал предприятий общественного питания сраздаточной: буфет кафе | 38 40 |
| Продолжение таблицы 2 | |
| 6. Вестибюль кафе | |
| 7. Буфетные стойки в залах (с мойкой и кладовой) | |
| 8. Уборные мужские и женские общего пользования | 80 |
| 9. Комнаты уборщиц | |
| 10. Дополнительная сервисная услуга 1 | |
| 11. Дополнительная сервисная услуга 2 | |
| 12. Камера хранения ручной клади с комнатой механика, м2 | |
| 13. Кассы билетные, м2/число ячеек | 25 |
| 14. Кассы багажные, м2/число ячеек | 4 |
| 15. Справочное бюро, м2/число ячеек | 5 |
| 16. Медпункт (приемная, кабинет врача, комната временного пребывания больных, перевязочная, уборная, кладовая), м2 | |
| 17. Почта, телеграф, м2 | |
| 18. Дополнительная сервисная услуга 3 | |
| 19. Дополнительная сервисная услуга 4 | |
| 20. Зал справок, м2 | - |
| Итого | |
| служебные | |
| 1. Кабинет начальника вокзала, м2 | |
| 2. Приемная (секретарь), м2 | - |
| 3. Кабинет зам. начальника, м2 | - |
| 4. Кабинет деж. по вокзалу, м2 | |
| 5. Помещения зав. камерой хранения (деж.администратора, ст. кладовщика), м2 | |
| 6. Бухгалтерия, м2 | |
| 7. Аппаратная, м2 | |
| 8. Радиоузел с дикторской, м2 | |
| 9. Комната общественных организаций, м2 | |
| 10. Комната с телеустановками, м2 | |
| 11. Помещения архива, м2 | |
| Продолжение таблицы 2 | |
| 12. Группа учета и отчетности билетов, м2 | |
| 13. Комната механика связи, м2 | |
| 14. Комната смотрителя зданий, строймастера, м2 | |
| 15. Комната мастеров по сантехнике, электрике и слаботочным устройствам, м2 | |
| 16. Подсобные помещения касс (хранение бланков билетов), м2 | |
| 17. Комната диспетчера билетных касс, м2 | - |
| 18. Комната ст. билетного кассира, м2 | - |
| 19. Комната отдыха кассиров, м2 | |
| 20. Комната носильщиков и уборщиц, м2 | |
| 21. Комната агентств по приему заказов и доставки билетов на дом, м2 | - |
| 22. Помещения милиции (кабинет начальника, комната дежурного, приемная, комната отдыха дежурного, две камеры предварительного заключения, уборные), м2 | |
| 23. Комната пункта централизованного управления системами инженерного оборудования, м2 | - |
| 24. Помещения для хранения предметов уборки и вокзального инвентаря, м2 | |
| 25. Комната забытых вещей (бюро находок), м2 | - |
| 26. Комната мусоросборника, м2 | |
| 27. Помещение и моечная буфета, м2 | |
| 28. Кафе: 29. Производственные помещения, м2 30. -Складские, м2 31. -Административно-бытовые, м2 | |
| 32. Всего рабочей площади помещений вокзала (за исключением помещений станции, м2 | |
| 33. На одного расчетного пассажира, м2/пасс. | 3,7 |
Распределение пассажиров по помещениям вокзалов.
Данные по распределению пригородных пассажиров и пассажиров дальнего следования за сутки приведены в таблице 3
Таблица 3 – Нормы усредненного распределения пассажиров по помещениям вокзала.
| Помещения | Процент нахождения пассажиров в данном помещении | Количество пассажиров в данном помещении |
| дальнее следование | ||
| Вестибюль, операционный, распределительный, кассовыйзал | ||
| Зал ожидания | ||
| Торговый зал предприятийобщественного питания | ||
| Камера хранения ручной клади | ||
| Прочие помещениякратковременного пребыванияпассажиров (курительная,туалеты, парикмахерская и т.д.) | ||
| Итого |
Определение направления движения потоков пассажиров и багажа.
Технологическим процессом должно предусматриваться разделение потоков дальних и местных пассажиров, направляющихся к вокзалу, от пригородных; отделение багажного и почтового транспорта от пассажиропотока и разделение потоков пассажиров и багажа при отправлении и по прибытии.
Движение пассажиров от привокзальной площади в вокзал и обратно должно быть взаимоувязано.
Организация пассажиропотоков в вокзале должна обеспечивать поточность и кратчайшие маршруты следования от одного помещения к другому, с минимальным количеством подъемов и спусков. При этом должны устраняться встречные и пересекающиеся потоки и скопления пассажиров, особенно у контрольных пунктов.
Для транзитных пассажиров, заходящих в вокзал, во избежание встречного движения их с другими группами пассажиров, могут быть выделены отдельные входы с платформ.
На вокзалах, обслуживающих пассажиров всех категорий, при специализации платформ входы, выходы и переходы для дальних и местных пассажиров устраивают отдельно от пригородных.
Схема расположения вокзальных помещений и движения пассажиров приведены в приложении на рисунках1,2,3.